Последние нейропсихологичёские исследования
Память и научение.При нейропсихологическом исследовании СДАТ рассматриваются современные представления, в которых подчеркивается, что память состоит из ряда различных подсистем. Например, эпизодическая память касается событий личного опыта, соотносимых с определенным моментом времени, тогда как семантическая память служит для извлечения заученной и обобщенной информации, не связанной с конкретным местом и временем. СДАТ, как правило, приводит к поражению обеих подсистем, каждая из которых является разновидностью повествовательной (declarative) памяти (для информации, которая может быть четко сформулирована). Другой вид памяти касается припоминания последовательности выполнения тех или иных видов действий: эта память (procedure) (L.R.Squire, 1987) часто представляется относительно сохранной у больных СДАТ. Кроме того, многочисленные исследования показали, что в то время как способность к эксплицитному (произвольному) научению и памяти у таких больных грубо нарушена,
они в некоторой степени сохраняют способность к имплицитному (непроизвольному) научению и памяти, о чем можно косвенно судить по частичному сохранению продуктивности выполнения задач во времени или по более успешной переработке информации после предъявления сходного стимульного материала (т.н. «эффект сбережения» — «priming»).
Чаще всего для оценки научения и памяти используют методики с предъявлением вербального материала: различные тесты, требующие заучивания и воспроизведения рядов слов, а также субтесты Paired Associates и Logical Memory из шкалы памяти Вексле-ра Кроме того для оценки долговременной памяти обычно используют субтест Information из WAJS—R и тест узнавания портретов известных людей.
Даже больные СДАТ с мягкой степенью выраженности дефекта демонстрируют нарушения во всех этих тестах, и это дает основания предполагать, что для раннего выявления СДАТ необходимо исследовать в первую очередь нарушения эксплицитной вербальной памяти. В тесте Paired Associates пациенты с очень мягкой или мягкой деменцией воспроизводили значительно меньше парных слов, однако, особенности выполнения теста после заучивания говорят о том, что эта способность у больных СДАТ не нарушается вплоть до стадии умеренной выраженности дефекта (J.M.Duchek et al, 1991). Таким же образом, даже у больных с очень мягкой деменцией, снижается продуктивность воспроизведения (как непосредственного, так и отсроченного) содержания рассказов в Logical Memory Test (S.Roinson-Whelen, 1992). Больные СДАТ менее продуктивно, чем здоровые испытуемые, выполняют тест Information (R.G.Logsdon et al., 1989 и др.) и хуже узнают фотографии известных людей (J.P.Hodges et al., I993),
Расстройства памяти пси СДАТ касаются как вербальной, так и зрительной информации. Например, по сравнению со здоровыми испытуемыми у больных СДАТ отмечалось худшее воспроизведение в компьютеризированных задачах на зрительную память (G.E.Alexander et al., 1994) и в специальном варианте теста Bender— Gestalt для проверки памяти (M.Storandt, 1990).
Nebes (1989) составил обзор тестов, которые использовались для исследования системы семантической памяти при СДАТ и позволили сделать шаг вперед в понимании природы когнитивных систем психики в целом. Он предполагает, что поскольку эпизодическая память связана с возрастом, а семантическая память — нет, обследование больных СДАТ не дало ничего нового для понимания системы эпизодической памяти; однако новые сведения о функционировании этой системы могут быть получены путем анализа процессов поиска слов, понятийного мышления и организации декодирования и извлечения информации. Как показали Carlesimo и Oscar -Berman (1992), нарушения эксплицитной памяти при СДАТ являются всеобщими, а нарушения имплицитной памяти для вербального и наглядного материала — только частичными; память на зрительно-моторные навыки относительно сохранна.
Речь. Способность к поиску слов (или вербальному извлечению) обычно оценивается посредством задач на беглость речи и называние противоположностей, а понимание речи — посредством словарных тестов. Согласно данным Nebes (1989), для оценки сохранности семантической организации речи и возможностей больных СДАТ использовать смысловую информацию чаще всего применяются задачи
на завершение предложений, а также на запоминание вербального материала, где сохранение следов памяти требует от пациента специальных приемов.
В обычной задаче на беглость речи (Word Fluency task) измеряется, сколько испытуемый может назвать слов, начинающихся на заданную букву (напр., К или С) или принадлежащих к определенной категории (напр, животные, имена собственные, продовольственные товары). Больные СДАТ называют значительно меньше слов из таких категорий, как имена собственные или названия товаров, что дает основания предполагать, что нарушение поиска слов в большинстве случаев касается всей семантической системы, а не какой-либо одной категории (A.U.Monsch et al., 1992). В модифицированном Boston Naming Test больные СДАТ обнаруживают нарушения точной идентификации объектов, менее выраженные в отношении распознавания общего назначения или функции предмета (C.Flicker et al., 1987). Больные СДАТ имеют худшие по сравнению со здоровыми испытуемыми результаты в словарном субтесте шкалы Векслера (G.EAlexander etal., 1994 и др.).
Результаты, полученные с помощью Stroop Color—Word test показали, что у больных СДАТ нарушается доступ к семантической информации и ее извлечение (L.M.Fisher et al., 1990). При выполнении теста, в котором испытуемым предлагается придумывать или выбирать слова, подходящие по контексту для того или иного предложения, больным СДАТ требуется больше времени по сравнению со здоровыми испытуемыми, чтобы закончить предложения, особенно если пропущенное слово не является очевидным (R.Nebes et al., 1986).
Больные СДАТ обычно затрудняются в понимании коротких фраз или инструкций (M.Storandt, 1990). Но если требуется составить предложение, эти больные могут написать сложные, синтаксически верные фразы, допуская при этом значительно больше грамматических и графических ошибок, чем испытуемые контрольной группы (E.LaBarge et al., 1992).
Зрительно-пространственные функции. С помощью тестов на зрительно-пространственную деятельность обычно оценивается как восприятие, так и способность к переработке и использованию пространственных характеристик информации. Относительно зрительного восприятия Mendez и др. (M.F.Mendez et al., 1990) отмечают, что каждый больной СДАТ делает по крайней мере одну ошибку в тестах ;га выделение фигуры из фона или определение ее пространственного положения. При этом ни у одного из них не наблюдается нарушений цветового различения У больных СДАТ отмечается также неспособность точно определять координатные характеристики стимулов (B.Ska et al., 1990), им труднее различать движущиеся стимулы, чем здоровым испытуемым (G.L.Trick et al, 1991).
Традиционно оценка зрительно-пространственных функций проводится с помощью стандартизированных тестов. К ним относятся прогрессивные матрицы Равена, где требуется завершать серии сложных зрительных фигур. Результаты выполнения этого теста свидетельствуют, что у больных СДАТ имеются нарушения в пространственном мышлении, которые несводимы к другим когнитивным расстройствам (A.Kirk, A.Kertesz, 1991). Кроме того, эти больные испытывают трудности как с копированием, так и с воспроизведением сложной фигуры Рея—Ос-терайха, они также показывают низкие результаты при выполнении теста Block Design из WAIS—R (G.E.Alexander et al., 1994).
Психомоторные навыки.Исследование психомоторного функционирования включает оценку точности и скорости двигательной координации, а также методики оценки взаимодействия двигательных и когнитивных процессов. Teng и др. (1987) установили, что скорость выполнения больными СДАТ пальцевого тэп-пинг-теста (задания из нейропсихологической батареи Halstead—Reitan) была ниже среднего уровня, характерного для здоровых пожилых людей. Более того, в обычном исследовании времени двигательной реакции больные демениией медленнее реагировали на слуховые и зрительные стимулы, введение и задание на время реакции необходимости принятия решения приводило к отчетливому увеличению этих различий между нормой и патологией (F.J.Pirozzolo et a/., 1981).
В качестве сочетанной методики оценки двигательного и когнитивного функционирования многие исследователи применяли Trailmaiking test из батареи Halstead—Reiten или субтест Digit Symbol из WAIS—R. По сравнению со здоровыми испытуемыми больные даже с мягкой степенью деменции затрачивают на эти задания больше времени и делают больше ошибок (C.L.Greenieefetal, 1985; R.P.Hartet ai, 1987).
Позже Nebes и Brady (1992) провели обобщающий анализ показателей времени реакции с учетом 61 экспериментального условия. Они пришли к выводу, что у больных СДАТ переработка информации проходит значительно медленнее и с меньшей точностью, чем у здоровых испытуемых, и что эти нарушения становятся более очевидными с увеличением сложности задач.
Внимание.Многие тесты исследования внимания предусматривают неоднократное и продолжительное по времени выделение заданных объектов из сти-мульного ряда. Проверка оперативной памяти, которая оценивается по объему непосредственного воспроизведения, может считаться также и методикой измерения внимания. Для оценки способности к распределению внимания испытуемым предлагают выполнять одновременно, как минимум, две задачи.
Lines и др. (1991) обследовали больных СДАТ, предъявляя им одновременно задачи, требующие продолжительного слухового (подсчет числа гудков) и зрительного внимания (испытуемые должны были сигнализировать, когда видели определенное число, появляющееся среди ряда цифр). Больные с мягкой деменцией почти не отличались от здоровых испытуемых по результатам этих тестов. Среди больных с умеренной деменцией около половины проявляли отчетливые нарушения именно слухового внимания.
Grady и др. (1989) выяснили, что больные СДАТ оказались неспособны должным образом выполнять задачи на распределение внимания, в которых им предлагалось одновременно слушать два сообщения и затем повторять, что говорилось в каждом из них. Nestor и др. (1991) также отмечают нарушения распределения внимания у больных СДАТ в заданиях, включающих одновременное выполнение на время зрительной и слуховой реакции выбора.
методологические проблемы и