Интегративное функционирование(integrative functioning) - см. Процесс
интеграции(integration process)
Интуиция(intuition)
Я использую этот термин, как правило, по отношению к знанию, которое скорее ощущается, чем известно, бессознательное вместо сознательного. Однако, наша интуиция настолько хороша, насколько хороша наша проницательность. Чем более точно наше восприятие, тем больше мы можем доверять своей интуиции.
Компасная стрелка,или - Полюс притяжения(compass point)
Термин для обозначения человека, которьй благодаря привязанности является для ребёнка ориентиром, от которого ребёнок перенимает информацию о системе ценностей и моделях поведения. Каждый ребёнок нуждается в подобном взрослом.
Конкурирующая привязанность(attachment affair)
Если оставить в стороне сексуальный оттенок значения, то эта аналогия будет применима и к отношениям со сверстниками. Суть конкурирующей привязанности в браке состоит в том, что внешняя привязанность конкурирует с привязанностью и близостью к супругу, либо ослабляет их. Привязанность к сверстникам идет в ущерб развитию ребенка, если она отдаляет его от родителей.
Конкурирующая привязанность(competing attachment) - см. Несовместимость привязанностей(attachment incompatability)
Глоссарий
Мозг привязанности(attachment brain)
Термин, которым обозначают те части мозга и нервной системы, которые отвечают за привязанность. Он относится не какой-то одной части мозга, а скорее к определенной функции мозга, в которой задействованы несколько зон мозга. Многие живые существа способны к формированию привязанности благодаря устройству своего мозга, но только люди могут осознавать этот процесс.
Несовместимость привязанностей(attachfflent incompatibility)
Привязанности являются несовместимыми, если ребенок не может одновременно чувствовать контакт и близость с обеми привязанностями. Несовместимость является следствием того, что, например, от родителей ребенок получает один набор сигналов о том, каким быть и что делать, а от сверстников - другой, совершенно отличный. Чем менее совместимы функционирующие привязанности, тем более вероятно их разделение на два противоположных лагеря.
Неуравновешенный(untempered) - см. также Уравновешенность(temper)
Неуравновешенный - значит несдержанный, несбалансированный или однобокий. Неуравновешенность означает отсутствие внутреннего диалога, конфликт или разногласие в сознании. Когда человек переживает и проявляет несдержанность, конфликтность, это является первичным признаком эмоциональной и социальной незрелости. Неуравновешенный человек не испытывает сбалансированных чувств.
Обучаемость(teachability)
Быть обучаемым значит быть восприимчивым к обучению и иметь стремление к познанию. Обучаемость рассматривает психологические и эмоциональные аспекты, а так же взаимоотношения, как факторы, влияющие на обучение. Обучаемость совсем не то же, что интеллект, ребенок может быть очень смышленым, но абсолютно необучаемым, и наоборот.
Ориентационная пустота(orienting void, orientation void)
Так как дети ориентируются на тех, к кому они привязаны, они чувствуют себя потерянными и дезориентированными, когда теряют чувство привя-
занности. Отсутствие сигналов-подсказок невыносимо для детей и чаще всего вынуждает ребёнка искать новую привязанность к чему-либо или кому-либо. В нашей культуре эта новая привязанность чаще всего бывает к ровесникам.
Ориентироваться / ориентация(orient / orienting / orientation)
Ориентироваться - это значит определять свое местоположение. Для человека это означает не только понять, где он находится, но и кто он есть и что он из себя представляет. Это также включает в себя понимание окружающей действительности. Значительная часть ориентации состоит в том, чтобы понимать сигналы-подсказки о том, как быть и что делать, о том, что важно и о том, что ожидается. Поскольку дети еще не способны ориентироваться самостоятельно, их ориентирами служат те, к кому они привязаны. Дети, привязанные к ровесникам, получают информацию о том, как себя вести, как себя оценивать и каким ценностям следовать не от взрослых, а от своих ровесников.
Отождествление(identification)
Форма привязанности, в которой индивид не делает различия между собой и человеком или вещью, к которым он привязан. Например, быть привязанным к роли или образу значит отождествлять себя с этой ролью или этим образом.
Побег от уязвимости(flight from vulnerability) - см. Защищенный от уязвимости(defended against vulnerability)
Подростковый возраст(adolescence)
Я использую термин «подростковый возраст», чтобы обозначить переход от детства к взрослой жизни. Обычно он включает период от начала полового созревания до принятия ролей, исполняемых в обществе взрослым человеком.
Привязанность(attachment)
В научной терминологии привязанностью называют влечение или стремление к приобретению и сохранению близости. В самом широком понимании, человеческая привязанность включает стремление к близости любого рода: физической, эмоциональной и психологической.
Глоссарий Привязанность-перевертыш(backing into attachments)
Процесс возникновения симпатии или связи с кем-то путем дистанцирования или отчуждения от других. Например, двое детей становятся ближе, когда оскорбляют или унижают третьего.
Принцип немедленного реагирования(immediacy principle)
Один из принципов теории обучения, который гласит о том, что если мы хотим добиться изменения в поведении, мы должны корректировать его в тот же момент. Этот принцип был выведен из наблюдений за крысами и голубями.
Пробел привязанности(attachment void)
Отсутствие чувства контакта и близости с теми, к кому человек должен испытывать привязанность.
Противление(counterwill)
Термин обозначает человеческий инстинкт противодействовать давлению и принуждению. Этот инстинкт призван охранять привязанность, поскольку удерживает детей от влияния тех, к кому ребенок не привязан. Противление, когда оно не усилено привязанностью к ровесникам или другими факторами, также служит развитию, так как отсекая волю других, создаёт пространство для формирования собственной воли ребенка.
Процесс интеграции(integration process)
Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы. В нашей книге мы испо.тьзуем этот термин для обозначения процесса развития, в котором различные .элементы личности объединяются, создавая новое целое. Например, агрессивные эмоции могут соединяться с такими чувствами, которые будут их ограничивать, например, с сочувствием или опасением. Подобное смешивание приводит к объективному восприятию, уравновешенности, эмоциональной и социальной зрелости. Суть интеграции в социальной сфере - это смешивание без слияния, или общность без потери обособленности. Для этого необходима предварительная дифференциация в достаточном количестве.
Процесс становления(emergent process)
Жизенный процесс отделения / дифференциации, целью которого является жизнеспособность ребенка как отдельного существа. Он характеризуется энергией дерзновения, которая стихийно возникает в ребёнке. Особенно это заметно в младших дошкольниках. Этот процесс - спонтанный, но не обязательно неизбежный: он зависит от того, насколько реализуется потребность ребенка в привязанности. В результате процесса становления в ребёнке появляются такие желанные черты, как чувство ответственности за себя и перед другими, любопытство, интерес к миру за пределами привязанности, осознание границ, уважение к другим, осознание себя индивидуальностью и личностью.
Психологическая близость(psychological intimacy)
Ощущение контакта и близости, которое происходит бт чувства, что тебя слышат, видят, понимают.