Методы психологических исследований
Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
Общая цель всех методов исследования заключается в точной регистрации психологических фактов для последующего теоретического анализа.
Цель исследования – это то, что необходимо получить при проведении исследования, некоторый образ будущего [5].
Проблема исследования – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему – значит, выйти на эту границу.
Задача –цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использование адекватных этим условиям средств.
Объект исследования – процесс, порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения.
Предмет исследования -то, что находится на границе объекта; то, что познаётся: свойства, стороны, отношения реальных объектов и т.д.
Гипотеза исследования –научное предположение, вытекающее из теории, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто.
Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны.
Надёжность – качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.
Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен [3].
СОЗНАНИЕ. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание– высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственной только человеку.
Психологияизучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида, где человек и высокоорганизованные животные обладают психикой.
Психика– форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит именно в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически анализировать его и думать о будущем.
Сознание является:
· высшим уровнем отображения человеком действительности;
· особой системой взаимодействия с окружающей действительностью;
· особой рефлексивной способностью, которая характеризуется не только
стремлением к познанию других психических явлений, но и самого себя
как данности человеческого бытия.
Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.
Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек в труде изменяет природу и изменяется сам, формирует, развивает свою собственную психическую сущность.
Общественное сознание формировало сознание каждого индивида в зависимости от общественного строя.
Общественное сознание –система политических, философских, моральных, эстетических, религиозных взглядов того или иного общества.
Индивидуальное сознание –это совокупность системы взглядов самого человека, его норм, правил и ценностей и общественного сознания.
По мере формирования и развития человеческого сознания изменялись и человеческие потребности, постепенно совершая качественно новый переход от биологических потребностей к высшим потребностям.
Потребность –это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Потребности позволяют человеку не только осуществлять жизненно необходимые процессы, но и развивать сознание и самосознание, совершенствовать себя как личность.