Профессиональные деструкции

 
 

Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности. Трансформация проходит в двух противоположных направлениях. С одной стороны профессия формирует и развивает личность. С другой стороны процесс труда разрушает человека физически и психологически. Эффективное управление профессиональным развитием предполагает осознанное усиление первой тенденции и сведение к минимуму второй.

Профессиональная деструкция — постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы.

Признаки деструкции:

· Неудачные мотивы выбора — человек осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношение к реальности или заведомо негативный выбор.

· Поиск «кардинальных» методов работы - чаще всего бывает на стадии вхождения в профессию.

· Усиление стереотипов в профессиональном поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного реагирования в нестандартной ситуации.

· Эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния.

· Снижения уровня профессиональной активности,интереса к профессии, застой в профессиональном развитии.

· Усиление различных форм психологической защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение), мешающих своевременному адекватному реагированию на ситуацию и снижающих гибкость трудового поведения.

· Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы,что во многом обусловлено невостребованностью части интеллектуальных способностей в конкретной деятельности. Невостребованные способности угасают.

· Усиление неудовлеворенности профессией.

· Профессиональные акцентуации характера — чрезмерное усиление отдельных черт характера, свойств и качеств личности, обусловленное особенностями труда. (Нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать, авторитарность, гиперконтроль, комплекс вседозволенности, комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», излишняя доминантность, трудовой фанатизм, навязчивая педантичность и др ).

· Социально-психологическое старение - перестройка мотивации, рост потребности в одобрении.

· Нравственно-этическое старение- навязчивое морализирование, скептическое отношение ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения, скептическое отношение к молодежи.

· Профессиональное старение — невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся условиям, снижение темпа работы.

35) Рассмотрим отдельные виды коллективов с точки зрения практи­ки управления.

По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и ге­терогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, воз­раста, профессии, статуса, уровня образования и проч.

Гетерогенные коллективы более эффективны при решении слож­ных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинако­вым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.

Каждый коллектив имеет определенную структуру. Она может быть функциональной (на основе разделения труда и определения производственных задач каждого); политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам); социально-демо­графической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями); поведенческой, определяемой активностью и проч.;

мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

36) Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Виды статусов

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

· прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

· приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

· предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

37) В формальной организации, несмотря на весьма детальную регламентацию ее деятельности, не все средства функционирова­ния четко определены и далеко не все стороны функционирования формализованы. Инструкции не охватывают, да и не могут охва­тить всего, что происходит в организациях. Более того, попытки абсолютно все регламентировать зачастую приводят к снижению эффективности их работы. Причина состоит в том, что основным элементом всякой современной организации являются люди, в свя­зи с чем целесообразно рассматривать ее одновременно и как не­формальное образование. Организация при таком подходе рас­сматривается как коллектив сотрудников, основным элементом которого выступают социальные группы: демографические, воз­растные, национальные, профессионально квалификационные и другие, среди которых выделяются так называемые социально- психологические группы, регулирующие непроизводственные свя­зи людей.

Таким образом, неформальные коллективы — это спон­танно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регу­лярное взаимодействие для достижения определенных целей. Эти цели являются причиной существования неформальных органи­заций. Причем в крупной организации существует не одна, а не­сколько неформальных организаций.

38) эмоциональные взаимоотношения

Лингвистическая норма.

Норма - это наиболее распространенные языковые или речевые варианты из числа сосуществующих, но закрепившиеся в практике образцового использования (речь дикторов радио и телевидения, митинговые выступления, статьи в периодике).

Существуют:
произносительная норма (правильное произношение),
лексическая норма (правильное и широкое использование словарного богатства языка),
морфологическая норма (правильная организация и использование изменений существительных по падежам и числам, глаголов по временам, видам и лицам и т. д.),
синтаксическая норма (правильное соединение слов в предложение, абзац, текст...)

40) ЛАКОНИЗМ - м. краткое и сильное выражение мыслей; сжатость СЛОГа, при силе и ясности его; малословие. лаконический ответ, самый короткий, малословный, но определительный.

41) эффективное коммуникативное поведение С практической и теоретической точек зрения наибольшее значение имеют правила и требования, соблюдение которых лежит в основе эффективного коммуникативного поведения руководителя. Обеспечивая эффективность коммуникации, они являются и обязательным условием успешности управленческой деятельности в целом. И наоборот, неэффективные коммуникации рассматриваются как одна из главных !гричин плохого руководства; причем роль коммуникаций оценивается тем выше, чем выше уровень руководства. Как отмечает Т. Шибутани, «люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует; и они часто проникаются уважением к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью».

42) Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

В межличностной коммуникации психологический аспект общения существенно обогащает процесс двустороннего обмена информацией, оказывает регулирующее воздействие на ход общения. Поскольку межличностная коммуникация реализуется путем непосредственных контактов между субъектами общения, то они должны находиться в пространственной близости друг от друга. Только в этом случае есть возможность осуществления обратной связи.

Наши рекомендации