Неформальная (социально-психологическая) структура
Как только создан трудовой коллектив, он становиться также социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не только по предписаниям руководителей.
В силу разнообразия интересов работников трудового коллектива в нем независимо от формальной структуры образуются различные социальные группы, которые называют неформальными группами.
Неформальная группа – это общность людей, как правило, в пределах до 7 человек, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей. Неформальные группы возникают в результате более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии работающих как личностей.
Причиной существования неформальной группы является общность целей, интересов и склонностей людей, их взглядов, привычек, устремлений. Они образуются как на производстве, так и вне производства. Но для образования неформальных групп особенно благоприятна трудовая среда, где люди обычно собираются каждый день многие годы.
Группы в 3-5 человек можно наблюдать «невооруженным» глазом. Например, перерыв в собрании. Люди группируются. Но группы больше 5 человек сохраняются 2-3 минуты. Потом кто-то отойдет, группа разделится, но все это происходит незаметно от самих людей (одному скучно, другого вызвали и т.п.). А 2-4 человека могут простоять долго. То же самое на вечеринках, в домах отдыха и т.д.
Причина: эмоциональный ресурс и объем внимания человека ограничены по величине и времени. Поэтому он не может поддерживать длительные контакты более чем с 5 людьми одновременно.
Неформальная группа характеризуется определенной социально-психологической общностью: чувством солидарности, взаимного доверия, помощи, защиты и т.д.
В спонтанно возникающих (эмерджентных) неформальных группах имеется своя иерархия, свои лидеры и задачи. В них вырабатываются определенные правила, нормы поведения, которые создают порядок и режим функционирования неформальных групп.
Групповые нормы и правила являются своеобразным регулятором внутригруппового поведения. Они нередко диктуют характер взаимоотношений подчиненных с руководителем, отношение к труду, участие в разных формах внегруппового общения. Неформальная группа может обладать огромным влиянием на своих членов (мнение, давление группы). Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая зарплата.
Как правило, в неформальной группе выделяется лидер. Лидером является лицо, которое ведет членов группы за собой, потому что обладает благоприятными для них качествами. Лидер неформальной группы не наделен административной властью, то есть он не имеет формального права распоряжаться и требовать исполнения. Но его влияние на членов неформальной группы может быть очень значительным.
Неформальная или социально-психологическая структура трудового коллектива объединяет в себе ряд неформальных групп, которые образуются в нем вне компетенции руководства.
Неформальные отношения между отдельными группами складываются и существуют независимо от служебной субординации людей на основе общности интересов, сходства характеров, психологической близости, симпатий и антипатий, общественного признания, авторитета.
Неформальная структура трудового коллектива создается личными качествами его членов. Часто неформальные объединения оказывают сильное влияние на качество деятельности трудового коллектива и на его организационную эффективность.
32.Чтобы успешно управлять трудовым коллективом, руководителю необходимо не только уметь анализировать межличностные отношения внутри группы, но также знать характер межгрупповых отнРационализация труда предусматривает приведение основных элементов производства в соответствие с последними достижениями научно-технического прогресса. В трудовых процессах важно обеспечивать наилучшее приспособление к человеку предметов и средств труда. Они в наибольшей степени должны соответствовать физиологическим особенностям человеческого организма в процессе труда, когда человек воздействует на предмет труда.
Трудовой процесс – это совокупность действий работника на рабочем месте, направленных на выполнение определенного задания.
Понятие «процесс труда» уже, чем понятие «процесс производства». В понятие «процесс производства» включается сложный комплекс трудовых и естественных природных процессов.
Следует отметить, что каждый трудовой процесс не протекает так слаженно без простоев и непроизводительной траты времени, чтобы не нужна была дальнейшая рационализация.
В рационализации трудовых процессов должно уделяться внимание изучению отдельных трудовых операций. Такие операции осуществляются непосредственно рабочим (чаще группой рабочих) при выполнении конкретных работ в производстве продукции. Для отдельной трудовой операции характерны жизненность, неизменность и однородность предметов труда (обрабатываемое поле, растения, животные, корма, готовая продукция (зерно, молоко), средства труда (трактор, комбайн, система машин и др.), а также неизменность рабочего места (кабина трактора, комбайна и др.).
Отдельные трудовые операции расчленяются на элементы: трудовые приемы, трудовые действия, трудовые движения (простые и сложные).
Трудовой прием — технологически однородная часть операции, представляет собой совокупность непрерывно выполняемых и имеющих целевое назначение действий рабочего. Трудовые приемы выполняются непосредственно исполнителями и расчленяются на трудовые действия и трудовые движения.
Трудовое действие — часть трудового приема, объединяющая несколько непрерывных, переходящих одно в другое движений органов тела человека или самого человека. Трудовые действия включают ряд движений.
Трудовое движение — это однородное перемещение тел или иных органов человека в процессе его трудовой деятельности, то есть перемещение рук, ног, головы, корпуса.
ошений (функциональных и личностных).
Основные виды кооперативных объединений: кооператив производственный в сельском хозяйстве, кооперация жилищная, кооперация кредитная, кооперация потребительская, кооперация промысловая, кооперация сбытовая, кооперация снабженческая, кооперация сельскохозяйственная. Отдельные виды К. имеют внутри различные формы, например товарищества по совместно обработке земли, товарищества по совместно использованию машин, артели (колхозы)внутри производственных с.-х. кооперативов; ссудно-сберегательные товарищества, кредитные союзы, «народные банки», «народные кассы», «рабочие кассы», кредитные ассоциации внутри кредитных кооперативов и т. д. Кооперативы классифицируются по сфере деятельности: производственные, промысловые — в сфере производства; потребительские, сбытовые, снабженческие, кредитные и др. — в сфере обращения; по отрасли деятельности: сбыт (сбытовые кооперативы), снабжение (снабженческие кооперативы), кредит (кредитные кооперативы), торговля (потребительские кооперативы) и т. п.; по социально-классовому признаку: рабочие, крестьянские, фермерские, кустарно-ремесленные и смешанные (общесословные); по территориальному признаку: городские, сельские. В некоторых странах кооперативные организации разделяются по национальному и религиозному признакам. Средства К. формируются из паевых и членских взносов, прибыли от хозяйственной деятельности.
36. Нормирование труда проводят, чтобы установить, сколько нужно затратить труда на изготовление одного изделия, конечно, в определенных условиях организации производства. Эта работа — важная составная часть научной организации труда (НОТ).
Мера затрат труда выражается в норме труда. Она имеет несколько видов.
Основной вид нормы труда — норма времени, т.е. количество времени, необходимое для изготовления данного изделия или выполнения данной операции. Например, на изготовление ключа рабочему устанавливают норму времени 5 мин.
Другой вид нормы труда — норма выработки, т. е. объем работы, который необходимо выполнить за час в одну смену. Например, рабочий за смену должен изготовить 96 ключей: это и есть его сменная норма выработки Нормы выработки устанавливаются в штуках, тоннах, метрах. Они могут быть часовыми, дневными, месячными.Еще один вид нормы труда — норма обслуживания. Она применяется в тех случаях, когда установить норму выработки или норму времени невозможно. Норма обслуживания — это количество единиц оборудования, например ткацких станков, веретен, которые должны обслужить рабочий или группа рабочих за определенное время. Нормы времени, нормы выработки и нормы обслуживания могут быть индивидуальными (для отдельного рабочего) или коллективными (для групп рабочих или бригады). От того, насколько правильно установлены нормы, зависят производительность труда, заработная плата работников. Завышенные нормы могут привести к уменьшению заработной платы, снижению заинтересованности работников в повышении производительности труда. Заниженные нормы не заставляют стремиться к достижению высоких производственных показателей, создают видимость высокой выработки.Норма труда должна периодически пересматриваться, изменяться, так как улучшается техническая оснащенность предприятий, повышается уровень организации производства.
Если на одном предприятии изделие делают вручную, а на другом — на станке, то затраты труда на обоих предприятиях не одинаковы и норма труда не может быть одинаковой. Поэтому на работы, выполняемые в разных производственных условиях, устанавливаются различные нормы.
Важнейшая задача нормирования труда — тщательное изучение конкретных производственных условий, наиболее рациональных приемов и методов труда. Такое изучение помогает установить нормы на уровне, соответствующем действительным затратам труда.
Нормы труда, которые разработаны на основе научного анализа конкретных условий производства, изучения рациональных методов и приемов работы, называются технически обоснованными. Эти нормы наиболее точные. Но на предприятиях вместе с технически обоснованными нормами действуют и опытно-статистические нормы, которые устанавливают статистическим путем.
Норма труда является основой для расчета такого важнейшего производственного показателя, как плановая трудоемкость продукции. На основе плановой трудоемкости планируются производительность труда, фонд заработной платы, численность работников и т. д.