Перечень вопросов по общей психологии
1. Определение предмета психологии, методы психологии, основные принципы психологического исследования.
2. Психология человека и ее место в системе наук, отрасли психологии
3. Основные направления психологии
4. Организационные методы исследования.
5. Эмпирические методы исследования.
6. Методы анализа и обработки результатов исследования.
7. Понятие о деятельности. Ее характеристики и структура.
8. Основные виды деятельности (игра, учение, труд). Их сравнительные характеристики.
9. Понятие о личности. Структура личности.
10. Индивид, личность, индивидуальность. Взаимосвязь социального и биологического в личности.
11. Потребности, мотивы и цели.
12. Виды и свойства потребностей. Структура потребностей по А. Маслоу.
13. Виды и уровни осознания мотивов. Мотивация.
14. Направленность личности. Убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы.
15. Понятие о темпераменте. Типы темперамента, их психологическая характеристика.
16. Физиологическая основа темперамента. Типы ВНД и темперамент.
17. Проявление темперамента в учебной и трудовой деятельности. Учет особенностей темперамента школьника в учебно-воспитательной работе.
18. Понятие о характере, его структуре. Связь характера с темпераментом.
19. Типология характера К. Леонгарда. Акцентуации характера.
20. Понятие о способностях. Классификация способностей. Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей.
21. Способности и задатки. Роль наследственности и социальных условий в развитии способностей. Одарённость, талант, гениальность.
22. Познавательная сфера личности. Краткая характеристика познавательных процессов.
23. Понятие об ощущении. Физиологическая основа ощущений. Структура анализатора.
24. Виды и свойства ощущений. Адаптация, Пороги чувствительности. Синестезия.
25. Характеристика восприятия, его свойства. Перцепция и апперцепция.
26. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии восприятия.
27. Сущность внимания. Виды, свойства и функции внимания.
28. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание).
29. Виды памяти и их особенности. Развитие памяти. Индивидуальные особенности памяти.
30. Запоминание. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания. Смысловое и механическое запоминание.
31. Узнавание и воспроизведение, их особенности и закономерности.
32. Природа мышления, его связь с чувственным познанием. Виды мышления.
33. Основные мыслительные операции. Формы мышления.
34. Способы мышления. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта, тесты интеллекта.
35. Понятие о воображении, его роль в познании и творчестве. Механизмы синтезирования образов.
36. Виды воображения. Функции воображения, его развитие. Мечта. Фантазия.
37. Психологическая характеристика речи. Виды речи, их назначение.
38. Отличие речи от языка, значение и смысл слова. Функции речи. Соотношение мышления и речи.
39. Определение эмоций, их основные особенности. Связь эмоций с непосредственными переживаниями и внутренними процесса в организме человека.
40. Психологическая структура эмоциональных состояний. Виды и функции эмоций.
41. Виды основных эмоциональных состояний, их внешнее выражение и сравнительная характеристика: настроение, чувства, эмоции, аффект, стресс, фрустрация.
42. Соотношение эмоций и чувств. Физиологические основы чувств. Виды чувств, их основные содержательно-динамические характеристики: устойчивость, предметность, полярность.
43. Понятие о воле. Структура волевого акта.
44. Понятие общения, его роль в психическом развитии человека. Содержание, цели и средства общения.
45. Функции, виды, структура процесса общения.
46. Коммуникативная сторона общения. Вербальное и невербальное общение. Сущность коммуникативных барьеров.
47. Интерактивная сторона общения. Стили взаимодействия. Социальный контроль, социальный статус и ролевые ожидания в процессе общения.
48. Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия.
49. Сознание как форма отражения действительности. Соотношение сознательного и бессознательного в психике.
50. Самосознание личности. Самопознание, рефлексия.