Когда управление собственной психоэнергетикой превращается в магию*? 6 страница
Исторически это связано с естественными способностями разума к научению и прогнозированию. То, что у животных существует в зачаточном виде и обслуживает их способности к адаптации и ориентации, у человека приобретает вид грандиозной фата-морганы. Ведь человек существует не столько в природной, сколько в социальной среде, а значит, человеческое чувство времени ориен-тировано на идеальные формы отношений с себе подобными. Человек погружен в несуществую-щие в Реальности фикции и вынужден ориентироваться на них. А идеальные формы, как известно, 43 в гораздо большей степени способны сохранять свою мнимую (или подлинную) актуальность во Времени. Так что прошлое и будущее в психоэмоциональной жизни человека играют куда боль-шую роль, чем в простой жизни братьев наших меньших.
Таким образом, повышенная готовность просвета сомкнуться, которая на практике ведет к сущест-венному снижению энергообмена с окружающим миром, обусловлена тягостным грузом самых разнообразных рефлексий — помимо мыслей о насущном, разнообразных воспоминаний и ожида-ний. Главный регулятор — страх смерти — охватывает всю совокупность временных проекций. Он преследует человека в памяти и воображении. Мы прячемся от его давления, надеваем на него те или иные маски (как нам кажется, не столь удручающие и более приемлемые), но все эти игры по сути ничего не меняют. “Просвет” продолжает пребывать в характерном напряжении. А ведь именно состояние “просвета” весьма ощутимо влияет на позицию точки сборки. Как уже было сказано ( “После Кастанеды” ), между точкой сборки и “просветом” существует прямой ка-нал, который, видимо, формируется еще в эмбриональный период и окончательно закрепляется в энергетическом теле при перерезании пуповины. Это результат изначальной травмы человеческого рождения. До выхода из материнского лона “просвет” максимально открыт, поскольку тело не ну-ждается в его защитных функциях; эти функции исполняет организм матери. А точка сборки точно так же не нуждается в определенной фиксации. В момент появления на свет все меняется ради-кальным образом — “просвет” начинает судорожно и поначалу беспорядочно сокращаться, а точка сборки, соответственно, искать для себя правильное положение. Итак, в момент рождения ребенок впервые испытывает страх смерти. И по мере взросления именно страх смерти ограничивает вос-приятие, фиксирует его — делает человека носителем тоналя, или, выражаясь языком дона Хуана, захлопывает пузырь восприятия.
Второй и третий “фиксаторы” — чувство собственной важности и жалость к себе — возникают позже. Именно они приводят нас к окончательному соответствию социальной среде и по сути оп-ределяют всю дальнейшую судьбу.
Чувство собственной важности (далее по тексту - ЧСВ) связано с горловым центром (центром говорения) и теми зонами головного мозга, которые координируют его деятельность. Таким обра-зом, эмоциональный комплекс ЧСВ у нормального ребенка возникает вместе с речью. (Если речь невозможна, как это бывает в случае немоты, ее заменяет иная система знаковой коммуникации. Здесь следует учитывать, что ЧСВ претерпевает некоторые модификации и искажения, как и лич-ность в целом, но это уже предмет специальных исследований немых и глухонемых детей.) Имен-но в этот момент начинается формирование человеческой фронтальной пластины кокона — того специфического щита, который предназначен прежде всего для социальных взаимодействий и по-тому в развитом виде не встречается у животных.
Жалость к себе становится механизмом обратной связи с чувством собственной важности. Энерге-тически она выполняет функцию контроле за состоянием той же самой фронтальной пластины. Потому наиболее явно в качестве проекции жалости к себе выступает ее центральная область —солнечное сплетение, solar plexus. Горловой центр и солнечное сплетение так тесно связаны, что практически во всех случаях активизируются синхронно. Это можно наблюдать как на уровне со-четания эмоций (гордость — гнев — обида — жалость), так и на уровне Соматических реакций (спазм солнечного сплетения — спазм горлового центра).
Даже без всяких дополнительных медитаций, не-деланий и т. п. устранение или ощутимая пасси-визация страха смерти, чувства собственной важности и жалости к себе ведет к революционным изменениям в энергетическом теле. Приведенная здесь модель дает нам наконец возможность по-нять, за счет какого механизма осуществляется столь непосредственная связь между режимом и интенсивностью восприятия и общим психоэмоциональным фоном субъекта.
Прежде всего, точка сборки теряет неподвижность и начинает плавно колебаться в некоторой об-ласти. Открывшийся за счет ослабления страха смерти канал просвета обостряет чувствительность малых эманаций кокона к внешнему давлению. Именно это давление извне, интенсивность которо-го зависит от множества факторов, толкает точку сборки. На уровне субъективных ощущений это сопровождается неопределенностью настроений, приливами неясных чувств и ощущений, смут-ными откровениями и т. п. (Женщинам отчасти знакомы подобные состояния, когда каждый месяц их точка сборки несколько дней колеблется в соответствии с менструальным циклом.) Во-вторых, пограничная область энергетического тела, которая выполняет роль защитного экрана и жесткого каркаса кокона, теряет напряженность. Она становится куда более проницаемой, в ней активизируются прежде инертные каналы энергообмена, в результате чего возрастает общая чув-ствительность. Это — энергетические плоды ослабления чувства собственной важности и жалости к себе.
Фронтальная пластина кокона, таким образом, становится податливой, но тем не менее не произ-водит впечатления чего-то слабого, не способного должным образом разделять эманации внутрен-ние и внешние. Наоборот, видение чаще всего свидетельствует, что уровень безупречности субъек-та коррелирует с общей яркостью свечения всего кокона.
Этот парадокс на самом деле объясняется довольно легко. Дело в том, что кокон человека, практи-кующего безупречность, пребывает в состоянии перестройки и поиска. Прежняя инертность, во многом обеспечивавшая гомеостазис, перестает быть опорой для существа, и это включает дре-мавшие каналы энергообмена.
Значительные области, примыкающие к поверхности кокона, начинают излучать и поглощать си-ловые потоки, которые могут восприниматься видящим толтеком как волны интенсивного свече-ния. На первый взгляд, это однородное аурическое сияние, которое производит впечатление, что кокон “распух”, а объем внутренних эманаций, соответственно, возрос. Но это иллюзия. Имеет ме-сто, скорее, обратный процесс — сам кокон словно сплющивается, особенно в своей передней час-ти. В результате плотность его внутренних эманаций распределяется иначе — возникает компен-сирующее смещение активности потоков в верхней и нижней частях энергетического тела. Данный механизм распределения плотности дает о себе знать во многих субъективных феноменах, сопровождающих практику безупречности. Даже начинающий легко замечает, как меняется харак-тер аморфных импульсов, поступающих от полей его энергетического тела и обычно кажущихся чем-то вроде “туманного осязания”. Например, вы можете почувствовать давление нефизического происхождения над головой и вокруг нее или подобие восходящих токов в районе таза и промеж-ности.
Иногда псевдокинестетические сигналы отсутствуют, но специфически меняется характер иных восприятий. Это, в основном, характерно для верхней части кокона, ибо здесь тональ концентри-рует большую часть поступающей информации. Она традиционно транслируется тоналем через визуальный или аудиальный канал. Вы можете вдруг почувствовать, что вокруг головы образова-лась зона повышенной зрительной ясности, в ушах возник тихий свист или отдаленный гул совер-шенно непонятного происхождения. Все эти перцептивные феномены остаются вне поля ясного сознания и приписываются каким-то непостижимым колебаниям самочувствия. Однако смещение полевой активности вверх и вниз от срединных сегментов кокона — энергетиче-ская реальность. Когда внимание тоналя фиксируется на области вокруг головы, там постепенно разрастается целая буря энергообменных процессов. Именно эта область отвечает за новые неяс-ные ощущения, за новую окраску инсайтов и общее изменение ментальных процессов, порождает гало из быстра движущихся палевых потоков. Можно сказать, что таким образом формируется традиционный энергетический “портрет” святости. Сенситивы воспринимают “нимбы”, что произ-водит на верующих неизгладимое впечатление. Иначе и быть не может — любая практика психо-45 эмоционального контроля в большей или меньшей степени ведет к подобному перераспределению полей” Если же внимание по каким-то причинам фиксируется на нижней части кокона, где активность и плотность потоков возрастает тем же способом, “святого подвижника” начинают терзать искуше-ния, яркие видения сексуально-демонического толка. Этот феномен тоже хорошо известен. Доста-точно вспомнить св. Антония или св. Терезу Авильскую. Таких персонажей в истории святого под-вижничества не счесть. Церковь толкует эти феномены как внезапное проявление интереса к ним со стороны врага рода людского, медики и психологи — особенно те, которых окончательно ис-портил фрейдизм, — находят объяснения в недрах нашей физиологии и причудах бессознательно-го. Конечно, исследователи сексуальности правы — в той части, что воздержание, практикуемое монахами и святыми, создает дополнительное напряжение и способствует привлечению внимания к нижним сегментам энергетического тела. Но, как видим, не этот фактор является решающим. Что касается фронтальной пластины, то она, как было сказано, меняет свою структуру и подтяги-вается к поверхности физического тела. Яркость ее свечения при этом возрастает, и она, подобно вершине кокона, покрывается специфическим ореолом. Именно этот ореол перед фронтальной пластиной чаще всего бессознательно воспринимают окружающие, поскольку срединные сегменты энергетического тела заведуют энергообменом, который является полевым коррелятом всей сово-купности наших социальных чувств. Здесь рождается приязнь и неприязнь, любовь, раздражение, гнев, раболепие и высокомерие.
Когда обычный человек сталкивается с безупречным воином, он далеко не всегда испытывает к нему симпатию. Чаще бывает наоборот. Он может чувствовать неловкость, раздражение, испуг и много других неприятных эмоций. Этих вполне естественных реакций можно избежать, если воин хорошо владеет сталкингом. С одной стороны, сталкер имитирует нормальность, с другой — соз-дает маскирующие энергопотоки. (Вот почему дон Хуан говорил, что сталкинг — это больше, чем актерская игра. См. подробнее об этом в соответствующем разделе.) И все же у постороннего наблюдателя остается странное ощущение, которое не может замаскиро-вать даже самый виртуозный сталкер. Это ощущение неуверенности, неопределенности и потому загадочности. Подобное отношение к себе формирует толтек, который специально занят стиранием личной истории. Но если “стирание личной истории” как упражнение нацелено на манипуляцию семантикой и культивирует когнитивную неопределенность (о чем еще будет сказано), то высокая степень безупречности непосредственно влияет на характер энергообмена в процессе коммуника-ции. В результате соплеменники испытывают бессознательную растерянность, так как не могут найти нишу, определяющую статус безупречного воина. Ведь человек, достигший безупречности, — никакой. Он перестает принадлежать социальному контексту, и любое взаимодействие с ним энергетически неадекватно.
То же самое, но в еще более острой форме чувствуют сами воины. Только в общении с себе подоб-ными, такими же бесформенными и безупречными существами, они испытывают естественный резонанс энергий. Контакт с обычными людьми оставляет их бесчувственными, поскольку они ви-дят, что нормальный тональ построен на миражах и условностях. (“Вот он — настоящий, — сказал Хенаро, кивнув в сторону Хуана Матуса. — Только он один. Только когда я с ним, мир становится реальным”. Эта фраза из “Путешествия в Икстлан” не поэтическая метафора и не преувеличение. Это факт нового отношения, вырастающего из безупречности.) Однако характерная отстраненность от человеческого мира вовсе не приводит к эмоциональному оскудению. Эта фраза — вовсе не попытка с помощью красивых и туманных пояснений защитить воинов от обвинений в холодности. Сама форма энергетического тела, претерпевшего изменения в процессе практики безупречности, делает человека чувствительным к широкому диапазону сен-сорных сигналов. Фронтальная пластика кокона, потеряв существенную часть напряжений, в большей степени реагирует на давление эманаций. Чувствительность теряет жесткую структуру, 46 но приобретает объем. Поскольку обычный человек почти целиком настроен на контакты социаль-ного характера, он блокирует лишнюю активность. В результате он сфокусирован на узкой полосе переживаний, характерных для социального мира. Именно это делает его определенным, одно-значным элементом “социальной сети”. Для соплеменников он принадлежит к сфере известного. Если же чувствительность расширяется (как это происходит в процессе безупречности), то человек начинает воспринимать все больший и больший объем сигналов из экзистенциального поля, не имеющий отношения к миру человеческих взаимодействий. Он иначе слышит шум ветра, иначе видит окружающие ландшафты и даже трещины на асфальте, испытывает новые чувства при со-вершении любых действий — гуляя в лесу, сидя за рулем автомобиля, гладя кошку и т. д. Собст-венно “человеческое” в этом большом мире ощущений оказывается совсем крохотной областью, и потому теряет былое значение. Кроме того, следует учитывать качественное различие между соци-альными эмоциями и чувствами, порожденными Реальностью. Будучи результатом замкнутого описания, социальные эмоции весьма ограничены. Они бесконечно повторяют сами себя. На фоне непрерывно меняющегося мира-вне-человека эти чувства воспринимаются как бесконечно вторич-ные, давным-давно исчерпавшие себя, а потому навевают скуку и тоску. Воин на собственном опыте открывает печальный факт, который раньше казался просто нигили-стической максимой: социальный человек неинтересен. Если сущность человека неисчерпаема и таинственна, то его социальная оболочка банальна и примитивна. Ибо социум построен людьми, как механизм, а всякий механизм можно разобрать на части и найти лежащую внутри него пусто-ту.
За этой перестройкой переживаний в отношении человеческого мира лежит целая психология. В определенном смысле это ситуация кризиса, который должен быть разрешен, — ситуация пере-ходного периода. Как всякий кризис, он не дается легко, так что имеет смысл поговорить об этом чуть подробнее.
Все, кто изменяется в процессе какой-то практики (и нагуализма это касается в первую очередь), сталкиваются с двумя модусами собственного осознания — условно говоря, тональным и нагуаль-ным — социально-обученным и прямым (непосредственным) восприятием. Если смотреть на это дело с точки зрения социального человека (а другого устроенный нами мир не знает), получается, что это два типа работы психики — “человеческий” и “не-человеческий”. В этом смысле, как я уже писал в других книгах, нагуализм — это процесс ухода. Расширенное и усиленное восприятие открывает нам новые сферы опыта и чувств, но при этом отнимает легкость (т. е. автоматичность) всех обусловленных социальных реакций и соответствующего поведения. Отсюда возникает чувство усилия или затрудненности всех привычных способов обработки ин-формации, в конечном счете — ощущение их ненужности.
Любая трансформация — это переход из состояния привычного осознания в более мощное, отри-цающее в ряде аспектов прежнее (“собственно человеческое”). Как удачно выразился один из практиков, возникает “апатия отношений”. Здесь становится очевидным, насколько наше участие в человеческом мире обусловлено эмоциями. По сути, само обладание информацией — это только прагматический вопрос. Не ради информации человек общается с себе подобными, читает книги, совершает поступки — словом, предпринимает усилия. Социальный человек все это делает ради сопутствующих этим процессам эмоций. И именно эмоции как раз трансформируются таким обра-зом, что обычные пути действия кажутся теперь излишними.
Для работы в новом состоянии не нужны и противопоказаны мысли в их классическом понимании — те самые мысли, что сопровождают человека в его тональной жизни почти ежесекундно. Ведь что такое “мысли в их классическом понимании”? Это разновидность внутреннего диалога — мен-тальное комментирование. Вербально-логическое оформление, цель которого — объяснить по-следовательно и непротиворечиво все, что вы делаете, и все, что делается в поле восприятия. Тра-диционные школы йогического типа полагают, что оно вовсе не нужно. Но я с. этим не согласен.
Если бы речь шла только о социальной адекватности, то можно было бы махнуть рукой — сотво-рить себе некое убежище от социума и в нем культивировать “океаническое безмолвие”. Потому традиционные духовные искатели в конце концов нередко уходят в отшельничество. Но ведь мы знаем, что это еще и способ фиксации, т. е. “щит”. При интенсивных смещениях точки сборки этот щит оказывается необходим, без него наше восприятие не может быть правильно собранным и пускается в хаотичное блуждание.
Поэтому мы оказываемся перед лицом сложной задачи — приобрести навык непосредственного, безмолвного восприятия и сохранить навык ментального комментирования. Это и есть способ со-хранения двойственной природы нашего существа — тоналя и нагуаля в нас. Это поистине трудно, так как и то и другое затягивает. Ведь каждое из этих состояний самодостаточно в Природе, и только человек, решивший заняться Трансформацией (что само по себе уже не-природный про-цесс), нуждается в обоих состояниях. Таким образом, ему необходимо научиться искусству пере-ключения.
Это совсем не механическое дело — скажем, три часа вы в одном состоянии, три часа — в другом. От кардинальных изменений не уйти — безмолвное знание накладывает свой отпечаток даже то-гда, когда вы его усиленно игнорируете и держитесь обычного режима интерпретации. Дистанци-рование от общества происходит неизбежно — вы уходите от людей. Это и есть “путешествие в Икстлан”. Любая человеческая коммуникация, любой привычный чело-веку способ обработки информации становится только упражнением. Это не вынужденное затруд-нение, от которого нужно всячески избавляться, это — необходимая часть практики. И именно в идее безупречности мы находим воплощение данной установки. Поскольку в идеале каждый должен воспринимать одинаковым образом и свое безмолвие, и свое человеческое поведе-ние. В безупречности как раз содержится такое ровное отношение. Безупречность — как некая “третья точка”, из которой можно смотреть на то и на другое. Поэтому она помогает быстро и лег-ко переключаться. Психологическая проблема заключается как раз в том, что нам, как восприни-мающим существам, приятно иметь дело с чистым, необусловленным восприятием. Умственные нагромождения, которые до того были незаметными и как бы естественными, кажутся бессмыс-ленной шелухой. Безупречность же помогает почувствовать, что все одинаково. Приятное и непри-ятное — все это от биологии и от социального научения. Стремясь к привычной работе ума или к безмолвию, в котором знание существует само по себе, без мысли и логики, мы идем по пути “природных хотений”. А Трансформация, как я уже сказал, — занятие не-природное, если хотите, “сверхприродное”.
“Печаль воина” неизбежна — привычное общение не приносит привычных эмоций, вербально-логическая информация теряет свою прелесть, так как на фоне доступного непосредственного вос-приятия кажется поверхностной и пресной.
В таком состоянии приходится пребывать долго. Стоит поддаться тоналю (который в этом поло-жении чувствует себя скверно), — и может накатить депрессия. Тем не менее сохранить равнове-сие двух модусов осознания необходимо. Для этого нужно найти источники позитивных эмоций, которые будут компенсировать эмоции ушедшие. Эти эмоции пребывают не только в сновидении и втором внимании — внешнее поле Реальности поставляет нам достаточно материала. Практически можно наполнять себя эмоциями, исходящими от всего окружающего мира, каждую минуту. Правда, в это поле не входят люди — поскольку они носители искаженного и ограниченного объе-ма (тоналя). Смотреть на них не как на людей, а как на элемент все той же Реальности — пожалуй, самое сложное. Но, культивируя безупречность, рано или поздно вы придете и к этому. Таким образом, навык мышления надо сохранить, источники эмоций — найти в Реальности.
Так может быть разрешен кризис переходного этапа. Однако не нужно думать, что все проблемы окончательно покидают нас, как только переход в позицию безупречности становится окончатель-ным. Мир первого внимания, мир человеческий слишком внедрен в нас и обусловливает больше, чем мы себе представляем. Путь воина состоит из последовательного преодоления ловушек чело-веческого мира, которые на каждом новом этапе становятся все более изощренными. Эту ситуацию удачно описывает юнговская метафора, которая сводится к тому, что всякий раз внешний мир предлагает нам проекцию нашего же бессознательного. И если мы скажем, что безупречность —это метод последовательной трансформации бессознательного, то не сильно погрешим против ис-тины. На каждой ступени изменений мы имеем дело с новыми областями и содержаниями скрытой от нас психической активности, и мир соответственно отзывается им. Так что не обманывайтесь на сей счет. Хуан Матус недаром говорил о “целой жизни борьбы”. Таков психологический аспект отрешенности безупречного воина. Я недаром остановился на нем, потому что психология определяет энергетические факты так же, как энергия порождает многое в человеческой психологии.
Как уже говорилось, точка сборки в состоянии глубокой безупречности теряет фиксацию. В ре-зультате она начинает чутко отзываться на разнообразные импульсы — как внешние, так и внут-ренние. Точка сборки открывается влиянию намерения. Если на продвинутых этапах дисциплины это давление имеет, в основном, “внепсихический” характер — безличный и универсальный по-рыв, отражающий саму суть абстрактного, — и ведет практика к полной Трансформации прямым путем, непостижимым ни для какого тоналя, то на первых порах психологические установки по инерции продолжают распределять перцептивную энергию, окрашивая личное намерение доволь-но сильно.
Под влиянием отрешенности воина его намерение устремляется в сферу не-человеческого. Он ищет (иногда бессознательно) большего, чем человек, разнообразного, переменчивого — того, что даст ему впечатление реального бытия. Это стремление раскрывшейся психики вынуждает его не только менять способ жизни или искать новый круг общения, оно создает импульс смещения точки сборки к более продуктивным в отношении толтекской Трансформации областям. Точка сборки начинает медленный, но неуклонный дрейф: вглубь — влево — вверх. Область, к которой стремится точка сборки, мало связана с социальными чувствами. В ней меньше того, что можно назвать “исключительно человеческим”, но больше тех восприятий, которые у обычного человека всегда пребывают на периферии осознания и представляют собой раз ту зону, откуда приходит вдохновение, интуиция и озарение. Нередко люди, оказавшись в этой позиции, открывают для себя творчество и философию. Можно сказать, они открывают для себя бытие. Подобный психологический эффект часто можно наблюдать в процессе психоделической терапии. В результате опытов с LSD и триптаминовыми психоделиками самые разные люди — иногда пре-жде совершенно безразличные к духовным или творческим исканиям — открывают для себя цен-ности бытия. Часто испытуемые переводят их в плоскость религиозных идей неортодоксального толка или обращаются к искусству. На эту тему существует богатая литература. Среди наиболее Доступных и исчерпывающих — исследования С. Грофа. Конечно, в академических трудах вы не найдете никаких упоминаний о “точке сборки”, однако феноменология психических изменений настолько выразительна, что невольно наводит на размышления. Безусловно, химические воздей-ствия не вызывают безупречность, однако на время смещают восприятие в близкую позицию, что лишний раз доказывает неразрывное единство психологических, биохимических и энергетических процессов.
Дальнейшая эволюция безупречности закрепляет точку сборки в новой позиции. Только здесь от-крывается реальная перспектива дальнейших изменений. Более высокая эффективность воспри-ятия в данном положении приносит сразу двойную пользу. С одной стороны, практик имеет боль-ший доступ к управлению собственной энергетикой: тональный механизм сохраняет присущие ему 49 в первом внимании функции контроля, но получает для освоения новые поля и потоки. С другой стороны, собранные пучки эманаций, которые содержат как известное, так и неизвестное, время от времени приносят толику безмолвного знания, что всякий раз открывает неведомые перспекти-вы. Техники и упражнения приобретают новый смысл или творчески перерабатываются. Так, при помощи одной лишь безупречности, осуществляется первый шаг на пути толтекской ма-гии. Сновидение, второе внимание и управление волей отсюда уже не кажутся чем-то запредель-ным, а всплески повышенного осознания могут настигать практика даже без специальных сосредо-точений. Все это действительно выглядит как существенное накопление личной силы или, выра-жаясь более точно, усиление осознания.
Психологический портрет существа с усиленным осознанием в ряде аспектов соответствует иде-альному образу человека, чья сущность — самореализация.
Основатель гуманистической психологии XX века А. Маслоу составил примерное описание “само-реализующейся личности”. Этого психолога глубоко интересовал тип людей, которые часто есте-ственным образом оказываются в числе интеллектуальной и нравственной элиты человечества. По моему мнению, значительная часть приведенных ниже личностных черт должна в современных условиях культивироваться толтеками. Пусть вас не смущает очевидная социальная активность этого типа. Моя задача — показать, что толтекская безупречность вовсе не чуждая человеку пси-хологическая структура. Ее фундамент глубоко укоренен в том лучшем, что свойственно разви-вающейся человеческой природе. Просто на каком-то этапе пути толтек переходит границы. Он не становится “нелюдью”, как утверждают некоторые критики Кастанеды. Ибо все, что есть в нем, взято из потенций, присущих человеку изначально. Судите сами. По Маслоу, самореализующимся личностям присущи следующие черты:
Более эффективное восприятие реальности. Здесь речь идет о том, что человек чаще видит ок-ружающую реальность, какова она есть, что он в меньшей степени подвержен навязанным стерео-типам восприятия и понимания. Согласитесь, это качество не просто присуще толтекам, оно ста-вится во главу угла и непрерывно культивируется.
Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью не от-носиться к себе сверхкритично и не особенно отягощать себя чувствами стыда, вины и тревоги. Они также весьма довольны своей физической природой и радуются жизни. Их сексуальная жизнь не обременена запретами и доставляет им удовольствие.
Таким же образом они воспринимают других людей и не имеют склонности их поучать и контро-лировать. Их мировосприятие включает в себя понимание необходимости страданий, старения и смерти. Они спокойно переносят слабости других и не боятся их силы. Здесь много важных моментов с точки зрения толтекской психологии: неотягощенность деструк-тивными чувствами и эмоциями — это отказ от индульгирования. Отсутствие предрассудков в от-ношении своей плоти формирует взгляд на единство нашего существа. Понимание места смерти в нашем мире вполне может способствовать преодолению страха смерти, принятию страха как со-ветчицы и т. д. Толтек, как и самореализующаяся личность Маслоу, не склонен критиковать слабо-сти других и не боится их силы. Подобная самовлюбленность и страх — излишества, не имеющие оправдания для внутреннего мира воина.
Непосредственность, простота и естественность. Им чужда демонстративность. При необходи-мости они следуют установленным правилам и традициям, чаще всего из-за нежелания причинять неудобства другим и не тратить жизнь на зряшные конфликты. Однако, когда этого требует си-туация, они решительно ломают устоявшиеся социальные рамки и всяческого рода стереотипы и правила.
Я недаром выделил фразу о “зряшных конфликтах”. Думаю, она лаконично и выразительно описы-вает отношение толтека к целому ряду социальных условностей. Толтеки следуют условностям, понимая их бессмысленность (контролируемая глупость), но способны поломать их, если это нужно для дела, в любой момент.
Сосредоточенность на проблеме. Все без исключения самоактуализирующиеся личности, по мнению Маслоу, центрированы на идеях, которые выходят за пределы их личностных потребно-стей и составляют экзистенциальную ценность. Они полагают, что это их жизненная миссия и ради нее следует упорно работать. Кроме того, они мало обращают внимание на проблемы, которые ка-жутся им незначительными, и на этой основе способны четко отличать важное в этом мире от не-важного.
Независимость потребность в уединении. Самоактуализирующиеея личности очень оберегают свой внутренний мир от различного рода посягательств, и в этом плане предпочитают одиночест-во. Вместе с тем они не стремятся устанавливать отношения в зависимости от социального статуса личности. Это позволяет им быть независимыми, устанавливать отношения с другими людьми на основе искренней дружбы и Взаимного расположения. Подобного рода поведение весьма часто воспринимается другими людьми как высокомерие, равнодушие и пр., но самодостаточных людей это мало волнует.
То, что любой человек, практикующий толтекскую дисциплину, регулярно нуждается в уединении, не требует комментариев. Как и то, что при общении с другими людьми воин с полным безразли-чием относится к их социальному статусу — ему нужна близость интересов, взаимопонимание, плодотворная коммуникация и просто положительные эмоции. Автономия: независимость от культуры и окружения. Эта черта самоактуализирующейся лич-ности — одно из фундаментальных требований толтекского знания ко всем искателям. “Выход из культуры”, из громоздкой системы символов, за которой стоит груз обусловленностей и искажений человеческого рода, отрицание стереотипов, невовлеченность в обусловленные игры окружающих людей, безразличие к их маленьким ценностям и интересам — без всего этого нагуализм немыс-лим. Нагуализм и к самому себе относится критически, подвергает ревизии те или иные взгляды, оказавшиеся неверными или просто утратившими актуальность. Понимание человеческой культу-ры как мифа вынуждает толтека использовать ее лишь как ограниченный инструмент. Это не от-рицание культуры, но дистанцированность от нее, устранение социального гипноза, неминуемо стоящего за процессом “окультуривания” человека Свежесть восприятия. Способность к восприятию даже обыденности в качестве объекта удоволь-ствия. Как вы понимаете, это вообще редкое качество среди людей. Толтек культивирует его и раз-вивает, поскольку свежесть восприятия является одной из необходимых предпосылок для расши-рения того же восприятия и — что не менее важно — для сохранения правильной позиции безу-пречности, когда “этот мир” не воспринимается как утомительное препятствие, но принимается как источник энергии, источник позитивных переживаний. Таким образом, свежесть восприятия непременно сопровождает толтекскую безупречность и имеет исключительную важность. Вершинные или мистические переживания. Этот момент вовсе не нуждается в комментариях, поскольку дисциплина, ставящая перед собой цель расширения и усиления осознания, по природе своей включает так называемые “вершинные переживания” как вехи на пути практики. Глубокие межличностные отношения. Это качество реализуется в стремлении установить глу-бокие отношения с себе подобными. Круг их друзей бывает небольшим из-за серьезных нравст-венных и временных затрат, необходимых для поддержания столь высокого уровня межличност-ных отношений.