Методика преподавания психологии
УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры
от _________________ № ______
Заведующий кафедрой
Е.Ф. Нестер
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога» для студентов 5 курса, специальности «Дошкольное образование. Практическая психология»
(Разделы «Методика преподавания психологии», «Психология семьи», «Кризисная психология»)
Методика преподавания психологии
1. Методика преподавания психологии как научная дисциплина. Связь методики преподавания психологии с другими науками психологического и педагогического цикла
2. Предмет методики преподавания психологии. Цели и задачи методики преподавания психологии
3. История преподавания психологии в высшей школе
4. Основные тенденции современного психологического образования
5. Основные концепции учения (обучения) как основы преподавания психологии
6. Идеи А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова об обучении как условии и основном средстве психического развития личности
7. Развивающее обучение (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)
8. Освоение учебных действий по форме и степени обобщенности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина)
9. Понятие технологии. Основные качества технологий и их классификация.
10. Понятие традиционного обучения. Особенности содержания и методики традиционного обучения.
11. Классификация и краткая характеристика активных методов обучения
12. Основные принципы организации учебного процесса
13. Направленность содержания, методов, приемов, технологий обучения на стимулирование и использование субъектного опыта учащихся
14. Эмоциональная составляющая познавательных процессов
15. Стимулирующее влияние эмоций в процессе учебной деятельности
16. Разнообразие форм познавательной деятельности, ориентированной на разные когнитивные стили, репрезентативные системы, способы кодирования информации
17. Индивидуально-творческие задания как средство эмоциональной регуляции учебной деятельности
18. Использование технологий вербального и невербального взаимодействия, педагогической оценки как фактор эмоционального развития личности в процессе изучения психологических дисциплин
19. История преподавания психологии в средних учебных заведениях
20. Особенности обучения психологии в средних учебных заведениях
21. Формы учебных занятий по психологии в школе. Типы программ обучения психологии в школе
22. Урок психологии в структуре учебных занятий в школе. Типы и виды уроков
23. Внеклассная работа по психологии в школе
24. Особенности психологического образования родителей
25. Методика проведения лекций по психологии.
26. Семинарские занятия по психологии
27. Практические занятия по психологии
28. Лабораторные занятия по психологии
29. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
30. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии
31. Практика студентов по психологии
32. Дистанционные образовательные технологии
33. Возможности заочного обучения
34. Виды и формы проверки знаний по психологии
35. Специфика и методы проверки знаний по психологии
36. Самооценка и самоконтроль учебно-профессиональной деятельности
37. Факторы развития интеллекта
38. Внимание и его особенности у обучаемых.
39. Память и ее особенности у обучаемых.
40. Мышление и его развитие в процессе обучения психологии.
41. Воображение и его развитие в процессе изучения психологии.
42. Психологическая культура речи преподавателя. Эмоциональность и экспрессивность речи преподавателя (учителя)
43. Нравственное развитие студентов в процессе преподавания психологических дисциплин
44. Воспитание Духовности как высшего уровня освоения человеком мира и отношения к природе, обществу, искусству и самому себе
45. Понятие культуры и психологической культуры личности. Специфика психологической культуры педагога
46. Доконцептуальный и концептуальный уровни психологической культуры
47. Профессионально значимые качества преподавателя психологии
48. Эмпатия и ее место в структуре профессиональных и личностных качеств преподавателя психологии
Психология семьи
1. Семья как социальный институт и малая группа
2. Состояние современной семьи: проблемы и позитивные тенденции
3. Основные направления социально-демографической политики государства
4. Предмет, задачи и структура психологии семьи
5. Определение брака и семьи. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества
6. Типологии семьи. Функции современной семьи
7. Жизненный цикл и жизненный путь семьи
8. Психодинамический подход к семье
9. Трансгенерационный подход к семье
10. Генограмма как метод изучения семейной истории
11. Системный подход к семье
12. Бихевиористический подход к семье
13. Понятие о здоровой семье
14. Причины супружеских дисгармоний
15. Рационально-эмотивный подход к семье
16. Гуманистическая теория семьи
17. Психологические основы выбора брачного партнера. Закономерности развития эмоциональных отношениях в паре
18. Факторы возникновения симпатии в паре. Феномен любви
19. Теории любви. Типологии любви
20. Теории выбора брачного партнера. Мотивы вступления в брак
21. Психология гендерных различий. Проявление гендерных особенностей в семейном взаимодействии
22. Понятие о стабильности и успешности брака. Факторы удовлетворенности браком
23. Супружеская совместимость как социально-психологическое явление
24. Виды супружеской совместимости. Супружеские дисгармонии: понятие и виды
25. Развод как социальное явление, как ненормативный кризис семьи. Мотивы развода
26. Повторный брак. Закономерности развития семьи повторного брака. Типы повторных браков
27. Понятие о стиле воспитания. Влияние стиля родительского воспитания на развитие ребенка
28. Многодетная семья: особенности структуры и функций. Развитие ребенка в неполной семье
29. Понятие о здоровой семье. Причины супружеских дисгармоний и детские поведенческие проблемы
Кризисная психология
1. История становления кризисной психологии.
2. Предмет и задачи курса кризисной психологии.
3. Адаптационный синдром Г. Селье. Стадии развития стресса.
4. Посттравматический стресс. Симптоматика, диагностика, эпидемиология.
5. Суицид как проблема последствия выхода из стресса.
6. Факторы, влияющие на возникновение синдрома «эмоционального выгорания»: особенности личности, ролевые характеристики, характер организационной структуры.
7. Одиночество как социально-психологическая проблема.
8. Гемблерство как психологическая проблема.
9. Психолого- педагогические аспекты исследование проблемы насилия. Виды насилия.
10. Терроризм как социально-психологическое явление и вид насилия. Социально-психологические механизмы возникновения терроризма.
11. Переживание потери. Концепции переживания потери
12. Возрастные особенности восприятия и (переживания) преодоления горя
13. Методы логотерапии
14. Фундаментальные принципы психологической помощи
15. Подходы к коррекции травматического стресса
16. Превентивный подход в психотерапии
17. Сущность превентивного подхода в психотерапии кризисных состояний
18. Методы психологической помощи человеку в посткризисной ситуации. Психологическая помощь в острых кризисных ситуациях
19. Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции. Требования к организации психологического дебрифинга
20. Группа поддержки взрослым и детям в горе. Цель и задачи группы поддержки взрослым в горе
21. Метод десенсибилизации и переработки травмы движениями глаз (ДПДГ) Ф. Шапиро
22. Эриксонов метод помощи жертвам в острых кризисных ситуациях