Научная жизнь. X международная конференция европейской ассоциации исследователей научения
Автор: В. А. ЦЕПЦОВ
В 2003 г., в Падуе (Италия) состоялась X конференция Европейской ассоциации исследователей научения и обучения (EARLI - European Association for Research on Learning and Instruction). Место проведения конференции выбрано не случайно: университет в этом городе - один из старейших в мире, с ним связаны имена выдающихся ученых Галилея, Томасео и др. Конференция прошла под девизом "Совершенствование обучения, повышение стремления к образованию". Она собрала 925 участников из 48 стран мира. Было представлено более 30 пленарных, свыше 1000 устных и стендовых докладов, 20 "круглых столов".
Конференцию открыл директор Института психологии развития при университете в г. Падуя, член исполнительного комитета EARLI профессор Пьетро Босколо (Италия), огласивший статистику: из 1500 присланных для участия заявок, отобраны около 1000. Наиболее многочисленные группы ученых из Израиля (147), Нидерландов (113), Германии (90). От России было три доклада.
Во вступительном слове декана факультета психологии профессор Лючано Аркури (Италия) подчеркнута важность психологии как основы образования и обучения, что было воспринято с особым вниманием, так как значительная часть участников конференции состояла из психологов. Выступавший отметил также необходимость обучения социальным навыкам наряду с классическими дисциплинами программ среднего и высшего образования.
Президент EARLI Ерно Лехтинен (Финляндия) четко определил значение научно-исследовательской основы обучения и научения. Современная европейская система образования базируется на результатах многочисленных научных изысканий университетской и академической наук. Отдача такой политики очевидна и проявляется в динамическом развитии новых технологий в обществе. В дискуссии участвовали известные ученые из Европы и США X. Мандл (Германия), Дж. Пеллегрино (США), Р. Шавелсон (США) и Ф. Доши (Бельгия). Все подчеркивали значимость науки для образования и общества в целом как основной производительной силы современности. Отмечалась ведущая роль знаний для общественной жизни и управления на всех уровнях.
В пленарных докладах отразились современные тенденции развития психологии и образования, актуальные для европейского сообщества и науки в целом, так как среди участников конференции было довольно много представителей Австралии, США и Канады.
Мемориальный доклад, посвященный работам Пола Пинтрича (США), скончавшегося накануне конференции, раскрыл вклад этого ученого и организатора науки в работу EARLI. Его достижения в психологии концептуальных изменений, мотивации и саморегуляции были раскрыты учениками и последователями. В докладе, подготовленном для выступления на конференции и прочитанном его ближайшими коллегами, излагалась модель множественности целей, объясняющая особые достижения в интеллектуальной активности и обучении. Эта модель убедительно доказывает, что полимотивированная основа обучения приводит к более высоким результатам в сравнении с однонаправленной учебной деятельностью.
Тема мотивации и саморегуляции стала предметом обсуждения на нескольких симпозиумах. Обобщающий доклад сделала экс-президент EARLI М. Бокартис (Нидерланды). Она предложила использовать среду обучения в качестве основы интенционального обучения наряду с мотивированным.
А. Ниеувенхейзена-Крусемана (Нидерланды) обсудил проблему инноваций и студент-центрированного обучения, особо отметив важность интеллектуальных технологий для дальнейшего развития психологии и наук о научении.
Э. Штерн из Института развития человека им. Макса Планка (Германия) изложила новейшие представления о реконструкции знаний и концептуальном понимании, которые имеют фундаментальное значение для современных моделей обучения.
Все три доклада касались проблемы изменения знаний, методик и технологий подобных изменений. Это тематическое направление традиционно занимает большое место в психологии обучения и развития. Почти четвертая часть симпозиумов конференции соотносится с этим тематическим направлением, охватывая все возрастные периоды. Теоретическая основа исследований берется из работ Брунера, Выготского, Пиаже.
С. Хиди из университета Торонто (Канада) рассмотрела проблемы, возникающие при соотнесении эмоций и познавательных процессов, что было созвучно основной идее конференции, выраженной в ее девизе, и сопровождалось дискуссией, в которой отчетливо проявилась недостаточность когнитивного подхода для теории развития и обучения в психологии. Мотивация и социальный контекст признаны перспективными задачами исследования, требующими усиленного внимания. В этом же направлении был представлен доклад о метакогнитивных процессах и аф-
стр. 137
фекте как индикаторах процесса научения (А. Евклидес, Греция).
Мотивационным аспектам, их месте в новом высокотехнологичном контексте обучения был посвящен доклад С. Ярвела (Финляндия). В нем также прозвучала необходимость учета мотивационных аспектов при создании моделей обучения в новой технологической среде: мультимедиа и гипермедиа. Тема применения новых технологий в образовании и возникающие в связи с этим психологические проблемы широко осуждались на конференции. Использование компьютеров для обучения средствами анимации, виртуальной среды и систем структурирования знаний, а также -применение телекоммуникационных средств для совместной работы, общения, решения социальных проблем и поддержка людей с недугами - вот далеко не полный перечень тем, которые затрагивались в докладах. В этом же русле прозвучал доклад "Поиск информации и обучение", сделанный проф. Ж. -Ф. Руэ (Франция), в котором он убедительно продемонстрировал значение современных коммуникационных средств в обучении и подчеркнул необходимость научных исследований в этой области.
Традиционный интерес вызвал доклад Г. Риджлаарсдама (Нидерланды) с коллегами. В нем были затронуты высшие процессы литературной письменной речи, которые включают множество компонентов, не учитываемых традиционными моделями письменной речи, разрабатываемыми в когнитивной психологии. Продолжением его доклада стал экспертный симпозиум специальной группы по изучению письменной речи (SIG Writing), организованный Л. Аллал (Швейцария) и ряд симпозиумов. В выступлениях были представлены основные результаты совокупных усилий международной исследовательской группы по изучению письма: влияние письменной речи на устную (Й. Грабовски, Германия); совместное письмо в группе с использованием компьютера (Дж. Андриессен, Нидерланды); эмоциональные аспекты письменной речи (Д. Гэлбрайт, Англия); особенности письменной речи в повествовании и аргументации (В. Цепцов, Россия). В последнем докладе было показано, что письменная речь обладает особыми закономерностями и принципами организации и требует больших ментальных и аффективных ресурсов. При выполнении сложных задач письменной речи, например, при планировании пространственно-временной или причинно-следственной структуры описываемого события, увеличивается нагрузка на рабочую память и распределение ресурсов.
По сравнению с прошлой конференцией "EARLI 2001" заметно увеличилось число докладов, симпозиумов и "круглых столов", посвященных влиянию глобальных и социальных факторов на поведение и психические процессы. Ряд докладов, в которых рассматривались проблемы обучения мирному сосуществованию, терпимости был организован Г. Саломоном (Израиль). Проблема мира и терроризма вызвала интерес большого числа исследователей из Израиля. В докладах предлагались различные психологические подходы к этим проблемам. В теоретическом плане превалировала модель обучения миру, разрабатываемая организатором симпозиума. Согласно этой модели необходимо использовать нарративный и конструктивный подходы для создания требуемых форм поведения и рассуждения у арабского населения. В дискуссии Ф. Озер (Швейцария) поднял проблему принятия тех или иных социально-ролевых стереотипов в ходе обучения миру, так как большинство сошлись на том, что принятие требуемой роли неизбежно наталкивается на непонимание, источник которого в культурных, этнических и других различиях. Под руководством профессора Озера прошло несколько симпозиумов, затрагивающих различные аспекты морального развития и моральных установок в академической среде.
Европейский взгляд на проблему социального воспитания и гуманитарного образования был представлен серией симпозиумов, организованных Э. Коуи (Англия). Лейтмотив докладов - понятие "гражданское образование", подразумевающее необходимость формирования навыков разрешения конфликта в качестве основного инструмента преодоления негативных социальных явлений, в первую очередь - насилия.
Проблема гражданского образования рассматривалась с разных позиций, большой интерес вызвало исследование, выполненное под руководством П. Босколо (Италия), в котором изучалась роль культурно-исторической среды итальянского города в предотвращении вандализма у подростков и молодых людей. Результаты исследования подтвердили, что наличие объектов культуры - важный элемент формирования просоциальных форм поведения. В докладе П. Нейлора и Э. Коуи (Англия) была отмечена необходимость создания системы консультирования учителей, что могло бы стимулировать гражданское образование в различных дисциплинах, например, при обучении иностранному языку, географии или истории.
Инновационные и проблемные темы были представлены в форме "круглых столов". Один из них посвящен построению научной теории образования на основе работ Л. Выготского (Т. Йорг, Голландия). Популярность работ российского психолога следует отметить особо. Несколько симпозиумов были посвящены отдельным аспектам его теории.
Еще одна особенность "круглых столов" - широкая география участников и оригинальность
стр. 138
поставленных вопросов. Ж. Давис (Новая Зеландии) предложила обсудить проблему принятия решений в связи со стабильным экологическим развитием, Д. ДеКок (Южная Африка) посвятила выступление проблемам инноваций в теории и практике обучения, Во Дахлин (Швеция) - роли гражданского образования в контексте государств, экономики и гражданского общества. Ситуативное научение и теории такого научения обсуждались под руководством Клайва Канеса (Австралия). Бразильские ученые коснулись проблем научных исследований в детском саду. Новые концептуальные подходы к социокультурным проблемам обсуждались исследователями из Норвегии.
Заключительный пленарный доклад сделал В. -М. Рот (Канада), основа которого - концептуальный аппарат теории деятельности А. Н. Леонтьева. Участники отнеслись с большим интересом к этому подходу, так как он содержал новизну и предлагал эффективное решение актуальных психологических задач.
Анализ материалов конференции - сложная задача, объем сборника тезисов - около 800 страниц, однако можно отметить, что европейская психология и образовательные науки имеют несколько фундаментальных тем, образующих самые мощные кластеры:
1. Познавательные процессы высокого уровня, обусловленные сложной высокотехнологичной средой современного человека.
2. Мотивационные, интенциональные и аффективные составляющие поведения и научения.
3. Социальный, культурный и средовой контексты поведения и научения.
Во взглядах ученых преобладали конструктивистская и поведенческая модели анализа поведения с заметной тенденцией привлечь концептуальные схемы российской психологии в качестве теоретической основы эмпирических исследований. Растущий интерес к российской науке подтверждает высокую оценку работ отечественных ученых на европейском уровне.
В. А. Цепцов, ИП РАН, Москва
стр. 139
Научная жизнь. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"
Автор: В. В. КОЗЛОВ, В. В. НОВИКОВ
Начало ежегодным форумам социальных психологов в Ярославле было положено съездом Российского психологического Общества в 1998 году. В течение следующих двух лет это были симпозиумы социальных психологов, в 2003 же году Международная академия психологических наук (МАПН) совместно с факультетом Ярославского государственного университета провела конгресс социальных психологов, который носил международный характер.
В качестве организаторов конгресса выступили известные объединения психологов: Российское психологическое общество, Институт психологии РАН, Межрегиональная эргономическая ассоциация России, Международный институт интегративной психологии.
В его работе приняли участие психологи из Белоруссии, Израиля, Казахстана, Канады, Латвии, Литвы, России, США, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Эстонии и других стран.
Открывая пленарное заседание, президент Международной академии психологических наук В. В. Новиков напомнил, как в 1992 г. на развалинах Общества психологов СССР в Костроме возникло предложение создать Международную академию психологических наук. Инициаторами стали А. В. Брушлинский, В. П. Фоминых, В. В. Семенов и др. Одиннадцатый год работы МАПН мы встретили новым конгрессом социальных психологов.
Проректор ЯрГУ им. П. Г. Демидова профессор Ю. А. Брюханов отметил, что конгресс посвящен 200-летию Университета. Среди его факультетов видное место занимает факультет психологии, на базе которого и была создана АПН. Он имеет договоры с ведущими университетами США о проведении научных исследований, участвует в проекте "Высшее образование", который финансируется фондом Сороса.
В. В. Новиков в пленарном докладе подчеркнул, что сегодняшнее состояние социальной психологии - и как феномена общественного сознания, и как теоретической науки, и как одного из видов практической деятельности - столь глубоко и многоаспектно широко, что ее перспективы трудно предсказуемы. Вероятнее всего, в данном контексте наиболее адекватным и правильным будет эпитет "безграничны". Достаточно вспомнить метафорическое "Дерево психологии" К. К. Платонова, на котором социальная психология изображалась в виде ствола, вырастающего на корнях физиологии и общей психологии. Чем выше и толще становится ствол, тем боле сучьев и ветвей отходит от социальной психологии. Не случайно курсы социальной психологии включены в учебные планы всех педагогических, социологических, философских и политологических факультетов университетов, факультетов права, экономики управления и менеджмента, а также творческих и даже некоторых технических вузов.
стр. 139
Практическая психология пока находится на стадии становления: только-только появляются первые теоретические разработки в различных ее областях (социальной, трансперсональной, интегративной, экономической, этнической), апробируются методики (чаще всего, заимствованные) прикладных исследований, методы практической работы с клиентам. Да вот беда: еще "не выросшая из коротких штанишек теоретической немощи", она попала в стихию экономического и политического разрушения страны.
В новом столетии ее перспектива должна быть реализована лучшим образом. И хотя в 2002 г. Нобелевской премией по экономике был отмечен американский психолог Дэниэл Канеман, обосновывающий тезис о всеобщем несовершенстве человека, нельзя не признать, что главное достоинства в человеке - свобода выбора - социальной психологией доказывается вполне правомерно.
Совершенно очевиден нарастающий спрос на практикующих психологов в системах образования и здравоохранения, в армии и других силовых или военизированных структурах, в социальном обеспечении и, в особенности, бизнесе. Россия - одна из стран, которая особенно много сделала для развития социальной психологии, и перспектива ее практической востребованности здесь и сейчас должна стать приоритетом.
А. В. Карпов, декан факультета психологии ЯрГУ, в своем пленарном докладе проанализировал рефлексивность как детерминанту управленческой деятельности. Он отметил, что управление - это двухсторонний процесс, успешность которого зависит как от управленца, так и от исполнителя. Деятельность исполнительского типа является актуальной прикладной проблемой в рамках психологии управления и организационной психологии. Специфика деятельности исполнительского типа заключается в адекватном отражении личности руководителя, своего места и социальной роли в процессе коммуникации и кооперации в системах "исполнитель-коллега" и "исполнитель- управленец" размышлении над конкретной производственной ситуацией и ее анализе, выборе и выработке способа реализации, регуляции и коррекции собственной деятельности.
Любая организация - это группа людей, призванная совместно решать поставленные перед ней задачи, достигать намеченных руководством целей. Все эти проблемы решаются в процессе социального взаимодействия между его участниками, успешность которого зависит от многих факторов. Наряду с предметностью, жесткой регламентацией, важную роль играет и рефлексивность субъектов, способность к установлению адекватных отношений с самим собой и другими. Рефлексия, являясь регулятивным компонентом деятельности, выступает необходимым условием эффективной реализации профессиональной деятельности. Психическим механизмом рефлектирования является система интегральных процессов, достаточных и необходимых для порождения, организации и регуляции деятельности.
Рефлексивность как интегральное свойство личности влияет на эффективность исполнительской деятельности, поскольку между уровнем рефлексивности и эффективностью деятельности (ее интегральной оценкой) существует нелинейная (S-образная) зависимость, которая сохраняется и при дифференцированном оценивании эффективности деятельности по процессуальным и результативным ее аспектам.
Для исполнителя с высоким уровнем рефлексивности характерны высокий уровень целеустремленности, но вместе с тем низкие показатели организованности и дисциплинированности. Для исполнителя с низким уровнем рефлексивности характерны высокий уровень организованности, но низкий уровень инициативности и целеустремленности. Для исполнителей со средним уровнем индивидуальной меры рефлексивности характерны средние с тенденцией к повышению показатели работоспособности, организованности, целеустремленности.
Уровень рефлексивности влияет на субъективный выбор предпочитаемого стиля управления. Исполнителя с низким уровнем рефлексивности отдают предпочтение "жестким" стилям, среднерефлексивные исполнители - "оправданно мягким", а высокорефлексивные считают "мягкий" стиль единственно допустимый в управлении ими.
Пленарный доклад ректора Международной высшей школы практической психологии Я. Михайловса (г. Рига) был посвящен социально- психологическим аспектам образования в Европе.
Директор Эргоцентра В. М. Львов (Тверь), раскрывая тему психологической безопасности личности и корпоративной культуры, отметил, что групповую активность, отношения в группе, другие групповые феномены необходимо рассматривать с той позиции, которая проясняет проявления и переход активности "огруппленной" личности из одной сферы жизнедеятельности в другую (когда, например, активность общения превращается в активность деятельности - т.е. в контексте и без утраты содержания и формы активности самой личности).
Один из организаторов конгресса В. В. Козлов (Ярославль) отметил, что на обсуждение выносятся актуальные направления теоретического, экспериментального и психотехнологического научно-практического поиска. В его докладе с особой силой прозвучал тезис о том, что научная парадигма, которая структурируется в психологии XXI столетия, должна целостно представлять все уровни человеческого сознания и иметь интегративный характер. Более того - будущее науки о человеке - в интегративной психологии. Она учитывает духовные измерения человеческого
стр. 140
существования, соизмерена с его обыденностью и инструментально адаптирована к проблемам жизни человека в обществе.
Было заявлено семь направлений-секций: фундаментальные проблемы социальной психологии (В. Л. Мазилов, И. Н. Карицкий), организационная психология и менеджмент (А. В. Карпов), социальная психология в образовании (М. М. Кашапов, Н. В. Клюева), социальная психология в здравоохранении (Л. П. Урванцев, В. А. Урываев), социальная психология в системе госслужбы (С. И. Ерина), психосоциальная работа с населением (В. В. Козлов) и современные социально-психологические проблемы общественного развития (В. В. Новиков, Н. П. Фетискин).
На первой секции в выступлениях В. П. Яшина, З. А. Ганьковой, И. В. Антоненко, М. Б. Клейман обсуждался вопрос о необходимости разработки понятийного аппарата и коммуникативной методологии социальной психологии. Пока психология лишь пытается воспроизводить естественнонаучные или герменевтические схемы, она должна пойти по собственному пути (в соответствии с реальной сложностью собственного предмета). В этом случае постановка проблемы изменится, ибо не будет нужды выводить психологию из естественнонаучной либо герменевтической логики, но станет возможно соотносить ее с ними как равноправного "партнера", имеющего свою собственную логику. Необходима и новая коммуникативная методология психологии, тогда и сбудется пророчество, согласно которому психология имеет особое положение среди других наук: при определенных условиях она действительно может служить основой для наук о духе.
На секции "Организационная психология и менеджмент" прозвучал призыв изучать общие принципы человеческого опыта и поведения в организациях и рассматривать применение этих принципов к решению широкого спектра личностных и организационных проблем. Основной интерес для организационной психологии представляет взаимозависимость людей и социально-экономических систем на микро- и макроуровнях. Она занимается общими принципами поведения и проектирования организаций во внутреннем, (структура, персонал) и внешнем (партнеры, клиенты) социально- экономическом пространствах. Это направление оказывается особенно востребованным в аспекте организации управленческих структур, так как несмотря на обилие мировой литературы по управлению, буквально каждый современный российский руководитель конкретной производственной организации любой формы собственности и уровня функционирования: индивидуально-частного, муниципального, областного или федерального, - постоянно нуждается в научно обоснованных рекомендациях и советах при выработке, принятии и реализации своих управленческих решений.
В ходе работы секции обсуждались управленческие модели, которые реализуются прежде всего на крупных предприятиях: проблемы социально- психологического обеспечения продвижения продукта через изучение потребностей: вопрос о соотнесенности целей организации с индивидуальными целями каждого работника, у которого так необходимо формировать преданность предприятию.
Участники обсуждения пришли к единому мнению, что основной акцент должен быть сделан на формировании профессиональных ценностей управленца.
На секции "Социальная психология в образовании" отмечалось: гуманизация и гуманитаризация образования, интерес к "целостной" личности и то, что она стала центром большинства исследований привели к тому, что в педагогической психологии гораздо меньше внимания уделяется вопросам взаимоотношения личности и группы, становлению детских общностей. Проблемой является неопределенность предметного поля социального психолога, работающего в образовании: что он должен делать, каким образом и как доказать свою необходимость другим. Во многих докладах звучал вопрос: какая психология способна обеспечить понимание происходящего в образовании? Не меньшей проблемой является подготовка специалистов-психологов для работы в сфере образования. В выступлениях указывалось, что выпускники вузов - вполне сформированные субъекты учебной, но не трудовой деятельности. Они способны пересказывать лекции, конспектировать книги, однако к номам профессиональной деятельности это относится мало.
На секции "Социальная психология в здравоохранении" подчеркивалась необходимость использования социально-психологического знания в практике работы здравоохранения (участников данной секции было почти вдвое больше, чем на прошлом симпозиуме). Спектр обсуждаемых тем стал более широк - от реабилитационных программ работы с детьми и лицами, имеющими психиатрический опыт, до психологии в управлении учреждениями здравоохранения.
Психологи, принявшие участие в работе секции "Социальная психология в системе госслужбы", обсудили необходимость снятия барьера по отношению к психологу и психологическому сопровождению деятельности государственного служащего. Барьер обусловлен элитарностью и нестабильностью положения чиновника.
Направление "Психосоциальная работа с населением" характеризовалось насыщенностью практическими занятиями (в частности по авторской психотехнической методике В. В. Козлова, "Дыхание-Музыка-Движение").
Основные формы работы конгресса - доклады, воркшопы, тренинги, круглые столы. В ходе их подчеркивалось, что именно интегративный
стр. 141
проект в психологии дает возможность более широкого, целостного и многогранного взгляда на понимание человеческой природы. Была проведена мастерская по интегративным психотехнологиям (ведущая - Н. Качанова, руководитель Центра личностного роста, Минск), тренинг "Го-меостазис личности и среды", который вела Р. Ефимкина (Новосибирск). Внутри данного направления, кроме докладов, было показано огромное количество психотехник по различным направлениям практической психологии.
На секции "Современные социально-психологические проблемы общественного развития" говорилось о том, что всех волнует не только судьба психологической науки, но и ее участие в судьбах страны. Это правомерно потому, что именно социальная психология, как, пожалуй, никакая другая отрасль психологического знания оказывает влияние на характер дальнейшего социально-экономического и духовного развития современной России; буквально на все стороны ее морально-психологического климата.
Итоги симпозиума подвел его председатель В. В. Новиков, который вручил орден МАПН "За заслуги в психологии" профессору А. В. Филиппову (Москва). Руководитель конгресса В. В. Козлов предложил провести международный конгресс "Социальная психология XXI столетия" 9 - 12 сентября 2004 года.
В. В. Козлов, доктор психол. наук,
В. В. Новиков, доктор психол. наук, президент Международной академии психологических наук, Ярославль
стр. 142
ХРОНИКА
Автор: