Нарушение обучаемости; органическое поражение мозга

Нарушение обучаемости (задержка психического развития) — значительно более легкое, но и намного более распространенное отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак — это локальные нарушения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных, операций. В отличие от умственно, отсталого, ребенок с нарушением обучаемости способен овладеть программой массовой школы, но нуждается для этого в специально организованной коррекционной работе.

Причиной нарушений обучаемости (задержки психического развития) обычно служаторганические поражения мозга. Для них характерно не столько снижение общего уровня изобразительной деятельности (хотя* оно тоже часто имеет место), сколько специфические нарушения. К ним относятся: грубая асимметрия рисунка; сильное смещение его вправо или влево от центра листа; неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе; отклонение рисунка от вертикали; особо сильное искажение формы и пропорций; промахи, при которых линии не попадают в нужную точку; двигательные персеверации; распад целостного образа.

В рис. 20 проявляются признаки органического поражения мозга: выраженная асимметрия, особенно заметная в изображении юбки и ног; грубое нарушение пропорций (сильно преувеличен размер головы, преуменьшена длина рук); распад целостного образа (контур тела не замкнут). Вместе с тем, общий уровень рисунка соответствует возрасту. Это изображение промежуточное между схематическим и пластическим, содержащее все основные и многие второстепенные детали; количественная оценка — 23 балла.

Органическое поражение мозга подтверждено последующим объективным исследованием. Подробное психологическое обследование показало, что на этой основе у девочки сложился психологический синдром социальной дезориентации, определяемый пониженной чувствительностью к социальным нормам. Этим объясняются жалобы родителей на грубые нарушения Яной правил поведения. Имеются также трудности в учебе, вызванные неумением планировать и контролировать свои действия. Рекомендована психокоррек-ционная работа, направленная на опознание норм и формирование их иерархии, а также на обучение Яны планированию действий.

нарушение обучаемости; органическое поражение мозга - student2.ru

На рис. 21 представлен результат выполнения теста, который также содержит признаки органического поражения мозга (впоследствии подтвержденного неврологическим исследованием).

нарушение обучаемости; органическое поражение мозга - student2.ru

Имеются грубое нарушение пропорций (резко преуменьшена длина ног), искажение формы тела, отклонение от вертикали (наклон влево), смещение всего рисунка в левую часть листа. Общий уровень рисунка соответствует возрасту: это пластическое изображение, содержащее все основные и некоторые второстепенные детали; количественная оценка — 26 баллов.

Органическое поражение мозга привело к нарушениям в развитии пространственных представлений, вызывающим трудности в обучении отдельным школьным предметам. Рекомендовано коррекционное обучение, направленное на формирование пространственных представлений.

На рис. 22, выполненном Мишей Г., показан другой вариант изображения, характерного для ребенка с органическим поражением мозга. Рисунок схематичен. Ноги и одна рука изображены двойными линиями (имеют толщину), что соответствует возрасту ребенка. Детали-зированность рисунка также соответствует возрасту: изображены все основные детали и несколько второстепенных: пальцы, ступни, шея. Количественная оценка — 16 баллов. Обращают на себя внимание особо большой размер рисунка и его неудачное размещение на листе (часть головы не поместилась). Постоянное непопадание линий в нужную точку (шея «протыкает» голову, ноги залезают на туловище), асимметрия и общая небрежность рисунка говорят о высокой импульсивности Миши. Можно предположить наличие гиперактивности (двигательной расторможенности) и связанных с ней нарушений внимания и поведения (поведенческие нарушения — главная причина обращения Мишиных родителей к психологу).

нарушение обучаемости; органическое поражение мозга - student2.ru

По- видимому, импульсивность вызвана органическим поражением мозга, о котором наряду с перечисленными признаками свидетельствуют искажения формы линий (вместо прямых — кривые) и двигательные персеверации (множественные линии при изображении глаз и ступней). Мише были рекомендованы занятия, направленные на формирование самоконтроля, планирования и организации собственных действий. Невропатолог назначил медикаментозную коррекцию гиперактивности.

Рисунок пятилетнего Вани С. (рис. 23) представляет собой простейшую схему. Руки и ноги изображены одинарными линиями, что типично для четырехлетнего возраста. Вместе с тем, руки начинаются не от середины туловища, как обычно бывает на рисунках у четырехлеток, а от его верхней части. Присутствуют все основные детали: голова с глазами, ртом и носом, туловище, руки, ноги — и некоторые детали второстепенные: пальцы, ступни, уши, волосы, зрачки глаз. Это количество деталей соответствует Ваниному возрасту; количественная оценка — 18 баллов.

Можно полагать, что в данном случае развитие изобразительной функции отстает от возрастной нормы не из-за интеллектуального нарушения, а по другой причине. Обследование с помощью теста Векслера подтвердило соответствие общего уровня развития Вани возрастной норме (с выраженным преобладанием вербального интеллекта над действенным). Отклонение фигуры от вертикали (падающее изображение) и сильные нарушения симметрии, особенно при изображении рук, характерны для органического поражения мозга. По-видимому, оно и служит причиной задержки сенсомоторного развития Вани и вследствие этого — жалоб родителей на трудности в выполнении заданий, предлагаемых в детском саду. Мальчику могут быть рекомендованы коррекционные занятия, которые позволили бы преодолеть имеющиеся трудности к началу школьного обучения. Большое значение имеют также занятия рисованием, аппликацией, конструированием из строительного материала и т. п.

Эмоциональные особенности

Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т. п. Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.

Наши рекомендации