Задания для обследования детей 4—5 лет

№ п/п Наименование задания
Поиграй (набор сюжетных игрушек)
Коробка форм
Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)
Дом животного (адаптированный вариант методики В. Век-слера)
Сложи разрезную картинку (из четырех частей)
Угадай, чего нет (сравнение картинок)
Посчитай
Построй из палочек
Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона)
Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

1. ПОИГРАЙ(набор сюжетных игрушек). Задание на­правлено на выявление уровня развития игры, умения ре­бенка действовать с игрушками, выполнять ряд логичес­ки связанных действий, объединяя их в единый сюжет.

Оборудование: кукла, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с на­бором посуды), строительный набор, машинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть. Если ребенок не начинает выполнять игровых действий, то взрослый сажает куклу за стол и накрывает его, расставляя посуду, просит ребенка о помощи, посте­пенно вовлекая его в совместную деятельность. В тех слу­чаях, когда ребенок отказывается от игры с куклой, взрос­лый предлагает поиграть с машинкой, нагружает в нее кубики и просит ребенка помочь ему перевезти кубики на ковер, там начинает с ним постройку забора вокруг домика и т. д.

Обучение: если ребенок не начинает участвовать в сю­жетной игре, то ему предлагают выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): взрос­лый толкает машинку к ребенку и просит его покатить также машинку ему.

Оценка действий ребенка: интерес к сюжетным игруш-кпм, к сюжетной игре, характер действий (наличие не-пдокватных действий, предметно-игровых), умение выпол­нить ряд логически связанных игровых действий.

2. КОРОБКА ФОРМ.Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на форму — практическо­го примеривания.

Оборудование: деревянная коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, ше­стиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объем­ными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: взрослый берет одну из фи­гур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем пред­лагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не мо­жет найти нужную прорезь, а силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно по­казывает действия, прикладывая фигуру к разным отвер­стиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку дру­гую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ(пятисоставную). За­дание направлено на проверку развития ориентировки нанеличину.

Оборудование: пятисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку матрешку и просит ее разобрать: «Посмотри, что у нее есть внутри». После рассмотрения всех матрешек ребенку предлагают: «Собери все матрешки, чтобы получилась од­на». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку, как склады­вается сначала двусоставная, а затем и остальные мат­решки. Показ выполняется медленно, методом проб.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

4. ДОМ ЖИВОТНОГО(адаптированный вариант методи­ки В. Векслера). Задание направлено на проверку уме­ния действовать целенаправленно, ориентируясь на обра­зец, на проверку уровня восприятия цвета.

Оборудование: деревянная доска, в верхней части кото­рой имеются четыре углубления, где последовательно изо бражены животные: собака, курица, рыба, кошка. На остальной части доски расположены углубления в четы­ре ряда, по пять в каждом. Набор цветных фишек — домиков.

Задания для обследования детей 4—5 лет - student2.ru

Проведение обследования: взрослый кладет перед ре­бенком доску и предлагает ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая при этом палочкой на каждое животное. Затем психолог по очере­ди последовательно вставляет фишки в углубления и объ­ясняет: «У собаки есть свой домик, он желтый, у кури­цы домик белый, у рыбы — голубой, у кошки вот какой — черный». Далее взрослый предлагает, указывая на образцы: «А теперь поставь каждому животному его домик. Смотри, как здесь». Взрослый помогает ребенку расставить первые две фишки, потом ребенок должен вы­полнить задание самостоятельно.

Обучение: если ребенок расставляет фишки не по по­рядку, то его начинают обучать. Взрослый указывает на каждое последующее углубление и просит ребенка поста­вить этому животному свой домик. Помощь оказывают в

рж-становке первого ряда. Затем предлагают выполнить ;шдание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за-длния; наличие целенаправленности в действиях; умение работать по образцу; уровень восприятия цвета; отноше­ние к результату своей деятельности.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ(из четырех частей).
Задание направлено на выявление уровня развития цело­стного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на четыре части (чашка).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 26, 27.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый^ показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Коли и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другую, после чего опять просит ребенка выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; ре­зультат.

6. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ(сравнение картинок). Задание направлено на выявление умения анализировать, сравни­вать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность.

Оборудование: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки. На первой картинке игрушки находятся на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй — игрушки нарисованы в другом порядке, а девочка уходит, унося в руках ка­кую-то игрушку. Что она взяла, не показано.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 28, 29.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки. Психолог предлагает ребенку рассмотреть кар­тинки, а затем рассказывает: «Это девочка Катя,^ у нее много игрушек, она их переставила и унесла с собой толь­ко одну игрушку. Догадайся, какую игрушку унесла Катя».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает пере­числять все игрушки по очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят на дру­гих местах, напоминая о том, что девочка Катя унесла только одну игрушку. Если после этого ребенок не решил задачу, то взрослый показывает способ решения: берет па­лочку и поочередно соотносит игрушки на первой и на второй картинках: «Эта кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила ее вниз. Это Буратино. Катя его поста­вила наверх. Вот он где». Таким образом, взрослый, соот­нося игрушки, объясняет их местонахождение на полках обеих картинок. Затем отдает палочку ребенку и говорит: «Дальше проверяй ты, какой игрушки нет, значит, ее и унесла Катя».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — самостоятельно решает за­дачу в умственном плане, сравнивая и анализируя обе картинки, решает задачу после объяснения взрослого («На­до назвать только одну игрушку»), решает задачу спосо­бом практического соотнесения, показанного взрослым; ре­зультат выполнения задания.

7. ПОСЧИТАЙ.Задание направлено на выявление уров­ня сформированности количественных представлений (де­тям до 4 лет 6 мес. предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 мес. до 5 лет — в пределах пяти).

Оборудование: десять плоских палочек, экран.

Проведение обследования: перед ребенком кладут 10 палочек и предлагают ему взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый раз его спрашивают: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) па­лочки, то предлагают выполнить счетные операции в пре­делах трех (пяти). Взрослый раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки. Потом кладет эти палочки перед ребенком, спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с ос­татком. Затем экспериментатор снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только одну штуку, показывая ее ребенку, спра­шивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выде­лить определенное количество палочек по словесной инст­рукции, ему предлагают выполнить это по показу. Взрос­лый на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я, три палоч­ки». Если ребенок не справляется, то его просят взять

одну палочку, а потом много палочек. Счетным операци­ям не обучают.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; сформированность восприятия количества в преде­лах трех (пяти); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах трех (пяти); обучаемость; отно­шение к результату.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.Задание направлено на выявление умения ребенком работать по образцу.

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цвета.

Задания для обследования детей 4—5 лет - student2.ru Задания для обследования детей 4—5 лет - student2.ru

Проведение обследования: взрослый за экраном соору­жает постройку из пяти палочек, открыв экран, предла­гает построить ребенку такую же. Если ребенок спра­вился с первым заданием, то ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднений проводится обу­чение.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание но образцу, то взрослый показывает, как это надо сде­лать, а затем просит ребенка выполнить постройку само­стоятельно. В случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения (по образцу, показу, под­ражанию); отношение к результату; результат выпол­нения.

9. НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА(адаптированный вариант мето­дики Гудинаф-Харрисона). Задание направлено на выяв­ление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши (фло­мастеры).

Проведение обследования: перед ребенком кладут лист бумаги и цветные карандаши (фломастеры) и просят как можно лучше нарисовать человека (мужчину). Если ребе­нок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предла­гают перерисовать. В завершение проводят дополнитель­ную беседу с ребенком, в которой уточняют непонятные детали и особенности изображения.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие, понимание зада­ния и интерес к нему; соответствие рисунка словесной инструкции; уровень изображения предметного рисунка (черкание, предпосылки к предметному рисунку — «голо­воног», изображение человека — наличие в рисунке ос­новных частей тела и лица).

10. РАССКАЖИ (сюжетная картинка «Зимой»). Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.

Оборудование: картинка с изображением зимнего сю­жета (кругом белый снег; с горки бежит кошка, за ней гонится собака, впряженная в санки; двое смеющихся де­тей лежат недалеко от санок в снегу).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 30.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать о ней. Если ребенок не начинает рассказывать, то тогда экспериментатор по­следовательно задает ему уточняющие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами? Что они хотели? Почему им не удалось съехать с горки на санках? Почему так быстро побежала собака? Кого она увидела?»

Обучение: если ребенок не может ответить на эти во­просы, то взрослый организует рассматривание сюжетного изображения: «Давай посмотрим, кто тут лежит в снегу (указывая на детей). Почему дети оказались в сугробе? Что случилось с санками? А это кто бежит (указывая на собаку)? За кем побежала собака? Что хотели дети? По­чему им не удалось съехать с горки на санках?» Обследо­вание прекращается, если ребенок молчит или отвечает неадекватно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способ выполнения (самостоятельно составляет рас­сказ); уровень восприятия и понимания изображенного сюжета — не отвечает на вопросы, дает ответы, не отра­жающие смысловую сторону изображенного сюжета (пере­числяет объекты), отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание сю­жетного изображения.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

ПОИГРАЙ.

1 балл — ребенок действует с игрушками неадекват­но (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стре­мится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки.

2 балла — ребенок проявляет эмоциональные реак­ции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в про­цессе обучения отмечаются манипуляции и процессуаль­ные действия с игрушками.

3 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать (сюжетную игру без помощи взрослого.

4 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.

КОРОБКА ФОРМ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание, но, выполняя его, использует хаотичные действия, т. е. не соотносит фигуру с прорезью, а пытается силой затолкнуть ее в лю­бую прорезь; в условиях обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к другому способу вы­полнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном ре­зультате.

РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.

1 балл — ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает матрешку, берет ее в рот, стучит ею по столу и т. д.).

2 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении действует хаотично: пытается собрать ма­трешку без учета величины; в условиях обучения дейст­вует адекватно, но потом не переходит к адекватным дей­ствиям; к конечному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариан­тов либо методом проб; заинтересован в конечном резуль­тате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом практического примеривания либо зрительной ориентировки; заинтересован в конечном результате.

ДОМ ЖИВОТНОГО.

1 балл — ребенок не принимает задание; при обуче­нии действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но в своих действиях не ориентируется на образец; расставляет фишки непоследовательно; пропускает углубления; нет целенаправленности в действиях; безразличен к резуль­
тату.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя и
расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заин­тересован в результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; действует целенаправленно с учетом данного ему образца; заинтересован в результате; может сам заметить свою ошибку и исправить ее.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает за­дание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по сто­лу и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание, но при само­стоятельном выполнении кладет одну часть картинки на ДРУГУК) либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи — накладывает часть кар­тинки на целое; после обучения не переходит к самостоя­тельному способу выполнения задания; безразличен к ко­нечному результату.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается со­единить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет его; заинтересован в результате своей деятельности.

УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает зада­ние; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает его условия; при самостоятельном выполнении пере­числяет все переставленные игрушки; после обучения непереходит к адекватным способам выполнения; к конеч­ному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обуче­ния решает задачу; заинтересован в результате своей дея­тельности.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание;сам решает задачу в мыслительном плане.

ПОСЧИТАЙ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает зада­ние; в условиях обучения действует неадекватно (разбра­сывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу, размахивает и т. д.)

2 балла — ребенок принимает и понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное ко­личество; в условиях обучения действует адекватно, но может выделить палочки из множества только в пределах трех; счетные операции даже в пределах трех не выпол­няет; к конечному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества количество в пределах трех, но в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах трех; заинтересован в ко­нечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в ко­нечном результате.

ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает зада­ние; в условиях обучения действует неадекватно (берет палочки в рот, разбрасывает их, размахивает ими, стучит по столу и т. д.)

2 б а л л а — ребенок принимает задание; самостоятель­но работать по образцу не может ни до, ни после обуче­ния; к результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конеч­ном результате.

НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА.

1 балл — ребенок принимает, но не понимает зада­ние; действует неадекватно (размахивает карандашом, мнет бумагу, берет ее в рот и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание; предметный рисунок представлен в виде черкания или предпосылок к предметному рисунку — рисует голову (круг).

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; рисует человека в виде «головонога»: голова и ноги или
голова и туловище.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; рисует все основные части тела и лица человека.

РАССКАЖИ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает за­дание.

2 балла — ребенок принимает, но не понимает зада­ние; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет.

3 балла — ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить ее в связном
рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, по­казывая тем самым, что смысл понятен.

4 балла — принимает и понимает задание; составля­ет связный рассказ (три-четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость.

Наши рекомендации