Научная жизнь. в. м. бехтерев и современная психология и психотерапия
Автор: Л. М. Попов
II Бехтеревская психологическая конференция была посвящена 115-й годовщине открытия в Казанском университете первой в России психофизиологической лаборатории.
В центре внимания конференции оказалась дальнейшая разработка высказанной В. М. Бехтеревым идеи о психологических законах, психологическом строении личности, комплексном подходе к человеку как в период его разностороннего постижения, так и во время оказания ему психотерапевтической помощи.
Содержание докладов позволяет выделить два направления исследований, связанных с именем В. М. Бехтерева. В первом были представлены сообщения теоретико-методологического плана, во втором - экспериментально- прикладного.
В основу сообщений ученых теоретико-методологического направления были положены бехте-ревские идеи о человеке как носителе сознания, в изучении которого должны быть объединены усилия психологов, психиатров, неврологов, физиологов, социологов, практических работников.
Исходной позицией в понимании личности Бехтеревым следует признать ее рассмотрение через призму шести уровней (форм) сознания: неясное чувствование собственного существования, дифференциация Я на "Я-объект" и "не-Я", сознание пространства, сознание времени; осознание своей личности и ее интимного ядра (нравственные, религиозные, правовые представления), становление самосознания.
В докладе Г. В. Акопова (Самара) утверждалось, что на каждый из уровней сознания проектируются определенные способы воздействия и самовоздействия. По его мнению, со всей очевидностью выстраивается последовательность психотехник, сопоставляемых с выделенными Бехтеревым формами сознания, которые определяют сущность следующих направлений: экзистенциальная терапия, телесно-ориентированная психотерапия, НЛП, система Life - Line, тренинги личностного роста, гештальттерапия.
Бехтерев - успешно включал результаты своих исследований и возникшие идеи в контекст общечеловеческого знания. Примером может служить идея стадиальности развития и разрушения психики в ходе формирования личности в соответствии с формированием уровней сознания. В контексте работ Бехтерева автор этих строк отводит ему одно из первых мест среди ученых-психологов, объясняющих стадиальный характер не только развития, но и разрушения личности. Идея стадиального развития личности или ее отдельных сторон в последующем была использована в работах Ж. Пиаже, З. Фрейда, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона, П. Я. Гальперина. В работах Я. А. Пономарева она приобрела статус принципа трансформации.
Деструктивное поведение - одна из актуальных проблем сегодняшней социальной жизни. Бехтерев же не только показал, но и прописал его психологический механизм. Как правило, считает он, разрушение психологии личности и первые проявления душевной болезни начинаются с высшего уровня сознания. Затем разрушаются нижележащие уровни. "Привязка" идеи развития и разрушения психики человека к ступенеобразному характеру ее воплощения требует опоры на пространственно-временной характер протекания этих процессов, т.е. помещения их в систему координат времени и пространства. Тогда и обнаруживается, что любое развитие не только имеет линию прогресса и регресса (Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский), но и то, что оно может быть представлено двумя основными тенденциями: прогрессивно- регрессивной и регрессивно-прогрессивной.
Л. М. Поповым подчеркивалась роль Бехтерева в переводе ряда естественнонаучных законов на психологическую почву. Отмечая, что личность может быть рассмотрена как "колеблющаяся величина", а состояние, настроение любой социальной общности способно иметь флуктуирующий характер, Бехтерев стремился распространить закон колебаний и ритма на психологию человека и группы. Применение этого закона требует психологической адаптации, но при этом совершенно понятными становятся психологически новые и очевидные с точки зрения естественно-научного знания эффекты "взаимопереходов" экстернальных процессов в интервальные и "зоны ближайшего развития" в онтогенезе. Помимо этого, всестороннее осмысление закона колебаний и ритма показывает, что перед психологией воздействия возникают эвристические возможности, если использовать не только маятниковообразную доминанту колебательных процессов, построенных на основе жесткого ритма, но и "амплитуду колебаний", "смещение оси",
стр. 127
"позитивный и негативный полюса", "расплывчатость" колебаний и т.д.
На базе естественнонаучного закона сохранения энергии, примененного Бехтеревым к психике человека, Е. П. Варламова (Москва) постулировала тезис о бессмертии духовной личности каждого человека, которая, будучи носителем нервно-психической деятельности, заимствуемой человеком по праву рождения от родителей, накапливается им в течение жизни и "имеет все условия для распространения от одних лиц к другим и для передачи из поколения в поколение" (В. М. Бехтерев). В рамках рефлексивно- гуманистического подхода предлагается выделить следующие типы бессмертия: физическое, социальное, личностное, творческое, культуральное. Эмоциональными критериями процесса созидания как ветви продуктивного бессмертия являются такие ресурсные состояния, как страсть, вдохновение, подъем, радость, любовь.
Механизмы социального развития и воздействия стали в России исследовать впервые В. М. Бехтерев и Г. В. Плеханов, - отмечалось в докладе А. С. Шарова (Омск). Считая возможным продолжать исследование механизмов воздействия, он предложил свою концепцию. Суть ее в том, что необходимо найти единое основание для всего многообразия психологических механизмов воздействия. Им может стать регулятивный подход к пониманию человека и его психологической структуры, которая включает подсистемы: ценностно- смысловую, активности и рефлексии. Ссылаясь на работы отечественных исследователей, докладчик считает, что в "психологическом воздействии" следует выделять два компонента: процессуальный (процесс, изменения, событие) и результативный (изменения в структуре, состоянии системы, в психологических характеристиках личности, групповых нормах и т.д.).
Развитие личности и группы с точки зрения Бехтерева связано с характером извне оказываемого воздействия. В докладе А. Л. Журавлева (Москва) фактор воздействия рассмотрен через призму социально-экономических изменений российского общества в 90-е гг. XX века. Предметом внимания докладчика стали ценностные ориентации личности в динамике их актуализации в период 1994, 1997 и 1999 гг. Автору удалось выявить два наиболее динамичных и взаимосвязанных комплекса терминальных и инструментальных ценностей. В первый вошли: честность, воспитанность, друзья, развлечения, работа, во второй - творчество, познание, мудрость, инструментальные ценности собственности и эффективности в делах. При многолетнем изучении динамики ценностей, отнесенных к этим комплексам, выявился их волнообразный характер. Так, в период радикальных трансформаций российского общества снижалась ценность образованности и ответственности, но повышалась значимость независимости и самоконтроля. В последующем наблюдается обратная тенденция: растет значимость образованности и работы.
К факторам, воздействующим на человека извне в настоящее время, были отнесены средства массовой коммуникации и информации, новая социокультурная среда, административное руководство, социально- психологические тренинги, специфические группы людей (анонимные алкоголики, организованные преступные группы), этические нормы, межличностное общение в "горячих точках". Отмечается, что средства массовой коммуникации обладают наркотизирующей дисфункцией, стимулируют массовую апатию, "усталость сострадать" (Т. Н. Гайдученко, Г. И. Хабибуллина, Казань). Данный феномен возникает, когда воздействие осуществляется при преобладании плохих новостей, представлении проблем, а не решений.
Проблема межкультурной адаптации (С. А. Кадыкова, Йошкар-Ола) остро встает перед мигрантами, когда воздействие представителей другой культуры сталкивается с необходимостью встречного движения от субъекта миграции. Выявлено, что менее травмирующим этот процесс будет в том случае, если новая культура похожа на родную, если в стране мигранта не так сильны традиции и отсутствует ритуализация поведения, если в стране, куда перемещается человек, действует политика культурного плюрализма.
Люди, работающие в "горячих точках", испытывают мощное воздействие на эмоциональную сферу, стимулирующее возникновение синдрома эмоционального выгорания, эмоциональный дефицит, глубокое разочарование в выбранной деятельности и собственных способностях (А. М. Шевцов, Казань).
Экспериментально-прикладное направление исследований в русле методологии Бехтерева было отражено в докладе В. Д. Менделевича (Казань), в котором доказана эволюция подходов, накопленных в психологии воздействия после Бехтерева, и поставлен вопрос о строго научных критериях в сфере психологического воздействия. С этой целью автор предложил разделить все психотерапевтические методы на три группы: собственно психотерапевтическую, консультативную, коррекционную. Отсюда рождается необходимость обозначить специальности людей, занимающихся психотерапией и основную сферу их деятельности. Так, собственно психотерапевт должен ставить задачу лечебного воздействия, купирования психопатологической симптоматики для достижения внешней и внутренней гармонии пациентов. Психотерапевт-консультант формирует личностную позицию клиента, его взгляды на
стр. 128
жизнь, иерархию ценностей. Психотерапевт-корректор заботится о выработке навыков оптимальной для индивида психической деятельности, способствующей его личностному росту и адаптации в обществе.
При делении психотерапевтических докладов на три подобные группы, можно выделить основную тематику психотерапевтической деятельности практических психологов Казанского региона.
Психокоррекционная практика представлена тренинговой деятельностью для женщин, (гетеротренинг и аутотренинг в практике преподавания), технологиями коррекционно-развивающего обучения, девиантного поведения подростков, детей с ограниченными возможностями и задержкой психического развития; технологиями, в которых основное внимание уделяется личностным свойствам, состояниям и метасостояниям пациента.
Консультативная психотерапия осуществляется через организацию "психологических мастерских", проходит в виде алгоритмизированного вмешательства в процесс консультирования, оказания психологической помощи педагогу, преодоления психологического насилия у детей.
Психотерапия с лечебным воздействием была представлена на конференции в двух планах: диагностическом и собственно воздействующем. Диагностировались фрустрационная толерантность лиц пожилого возраста, смысложизненные ориентации наркоманов, психоэмоциональные и личностные особенности женщин с естественным и искусственным климаксом, антиципационная деятельность лиц с истерическим характерологическим радикалом, и лиц, больных эпилепсией; эмоциональные состояния и самооценки женщин, перенесших мастэктомию по поводу рака молочной железы.
Психотерапия с лечебным воздействием была представлена методами иппотерапии, преодоления суицидогенных межличностных конфликтов у больных шизофренией, психотерапии в лечении больных невротической депрессией, методом индивидуальной и семейной экзистенциальной психотерапии наркозависимых.
Таким образом, конференция консолидировала теоретические и практические усилия психологов различных направлений, социологов, журналистов и врачей- психиатров г. Казани и других регионов РФ по всестороннему исследованию человека как субъекта, оказанию ему психотерапевтической помощи через воздействие со стороны другого и самого себя.
Л. М. Попов, зам. председателя оргкомитета конференции, зав. каф. психологии КГУ, профессор
стр. 129