Сценарий конца света и выход за его пределы

Л а с л о : Многое из того, что мы здесь говорили, рисует одновременно, весьма мрачную картину жизни в современных обществах и перспективы ее улучшения. В то же время многие обеспеченные люди в западных и в равняющихся на Запад странах чувствуют пресыщен­ность, осознав, что в действительности им не нужны ма­териальные ценности сверх того, что у них уже есть; им не приходится беспокоиться о хлебе насущном, у них есть весь основной ассортимент потребительских това­ров. Многие такие люди находятся в процессе поиска чего-то иного. Зачастую это находит выражение в алко-

голизме и наркомании, а в последнее время — и в убега­нии в виртуальную реальность. Но этот же процесс мо­жет принять и иные формы — интерес к эзотерике, по­иск духовного наставничества со стороны гуру, медиу­мов или бестелесных духов. Что же касается тех, кто не находится в ситуации такого материального благополу­чия, то они скорее склонны к поиску материальных ве­щей, на этой стадии они в меньшей степени способны на трасформационные переживания и развитие более высо­кого типа сознания.

Итак, когда человеку обеспечен определенный уро­вень материального благополучия, он склонен пробовать новые переживания. В худшем случае речь идет об упот­реблении алкоголя и наркотиков, в лучшем, если человек достаточно мудр, — о трансформации сознания. Однако остальные — те, кто не достиг такого уровня обеспечен­ности, — стремятся лишь к более высокой степени вла­дения материальными благами, а это означает, что по­давляющее большинство человечества находится прак­тически в безнадежной ситуации. Современная экономи­ческая и технологическая инфраструктура не располага­ет необходимыми ресурсами для того, чтобы обеспечить всем без исключения жизнь на уровне достигнутого в индустриальном мире материального стандарта. Однако развивать сознание должны все; совершенно недоста­точно, чтобы этим занимались только жители благопо­лучных стран. Если все остальные будут лишь подра­жать западному материалистическому стилю жизни, мы все окажемся в беде.

Р а с с е л : Возможно, нам следует оказать им по­мощь, используя эту стадию их развития. Материализм и преклонение перед деньгами может оказаться для обще-ства фазой развития. Примерно двести лет назад запад­ные страны встали на этот путь в результате промыш­ленной революции. На сегодняшний день мы начинаем пробуждаться к пониманию того, что у нас уже есть практически все нам необходимое, поэтому у нас нет больше потребности продолжать следовать этому пути. Более того, это может оказаться для нас самоубийством. Итак, мы подходим к новой стадии. Возможно, наша за­дача как раз в том, чтобы помочь развивающимся стра­нам пройти через материалистическую стадию как мож­но быстрее.

Л а с л о : Проблема в том, что, учитывая проблемы экологии и ресурсов этой планеты, на то, чтобы каждый отдельный человек и каждое отдельное общество успели пройти через все те стадии развития, которые прошли мы, просто нет времени.

Р а с с е л : Я согласен. Именно по этой причине мы и должны помочь им ускорить темпы эволюции. Воз­можно, они смогут пройти материалистическую стадию всего за пару десятков лет, а не за пару столетий. Налицо признаки того, что такое ускорение возможно. Пример тому — скорость, с которой развивающиеся страны дви­жутся из эры агрокультурной в эру индустриальную, и еще дальше — в эру информационную. Индия осущест­вила свою промышленную эволюцию за каких-то два­дцать лет или около того, Китай прямо сейчас совершает скачок от сельскохозяйственного уклада к информаци­онному обществу.

В отличие от Запада, который учился всему с нуля, эти страны используют развитые нами технологии и на­выки. Им не надо заново изобретать паровые двигатели,

аэропланы и компьютеры; мы это уже сделали, и теперь они учатся на нашем опыте. Мы можем также помочь им разглядеть, что, помимо погони за материальными бла­гами, в жизни есть еще что-то. Может быть, мы способ­ны помочь им быстрее выйти за пределы этой фазы раз­вития.

Л а с л о : Или даже перескочить через некоторые из этих фаз. Есть немалая опасность в стадии энергоем­ких и расточительных стилей жизни и способов произ­водства, которые мы развили на Западе. Если разви­вающиеся страны не поторопятся с преодолением этой стадии, то, даже с учетом инфраструктур следующей стадии, это сможет привести к перерасходу ресурсов планеты и необратимому загрязнению ее окружающей среды.

Г р о ф : Мы определяем будущие направления развития теми технологическими идеями, которые мы вынашиваем в настоящий момент. Перспектива могла бы измениться самым радикальным образом, если бы мы сумели переориентироваться на другие источники энергии, главным образом — солнечной. Насколько мне известно, уже сейчас можно водить машины и пи­лотировать самолеты, используя вместо бензина во­дород.

Л а с л о : Да, несомненно, мы могли бы перейти на вождение машин с применением жидкого водорода. Я сам видел недавно БМВ, которая выглядела и вела себя точно так же, как обычный автомобиль, за исключением того, что у нее есть изолированные топливные трубы и отдельная цистерна сзади. Из выхлопной трубы выпус кается тонкий пар, конденсирующийся затем в чистую воду. Однако разработчики этого автомобиля сказали мне, что для внедрения его в широкомасштабное исполь­зование потребуется пятьдесят лет — именно столько времени, по их расчетам, необходимо для того чтобы жидкий водород стал так же доступен на автотрассах, как сегодня бензин. У меня не было ощущения, что они понимают, что к тому времени, даже если эта новая тех­нология уже будет использоваться повсеместно, будет слишком поздно: мы уже слишком загрязним воздух и породим слишком большое число кризисов. А ведь мно­гих из них можно избежать своевременным переходом к возобновляемым технологиям использования чистой энергии.

Г р о ф : Ходят слухи, что разработки в сфере применения альтернативных видов энергии намеренно срываются нефтяными компаниями, которые уже при­обрели целый ряд многообещающих патентов и запрятали их в свои сейфы. Трудно оценить, что могло бы получиться, если бы этим проектам были предостав­лены первый приоритет и серьезная поддержка. В этом случае без особых усилий можно было бы разрабо­тать рентабельные способы использования солнечной энергии для превращения воды в водород и кислород, а также безопасные методы хранения этих видов топ­лива.

Л а с л о : В нашем распоряжении, безусловно, уже имеется немало практических решений, и можно было бы разработать и множество других, однако, судя по всему, нам не хватает воли для их использования и раз­вития.

Г р о ф : Именно это я и имею в виду. Немыслимые затраты, с которыми связана патологическая гонка воо­ружения в глобальном масштабе, в сочетании с при­вычными для нас линейными стратегиями, такими как расхищение возобновляемых ресурсов и превращение их в отходы, — все это в крайней степени усугубляет ситуацию. Будь у нас иная система ценностей и иные приоритеты, все могло бы сложиться по-другому. На­пример, если бы мы прибегали к цикличным стратеги­ям, как это происходит в природе, Земля могла бы про­кормить большее число населения с меньшим количе­ством трудностей. Способности нашей планеты и ее солнца обеспечивать пищу огромны; к примеру, мы могли бы собирать водоросли в Саргассовом море и перерабатывать их в широкий ассортимент пищевых продуктов.

Л а с л о : Меня беспокоит вопрос о том, существует ли реалистический шанс на то, что вид сознания, необ­ходимый для такого преобразования, может распростра­ниться достаточно широко, чтобы изменить ведущие тенденции экономического, политического и обществен­ного развития в мире.

Р а с с е л : Иными словами, вы спрашиваете, можем ли мы реформировать общество.

Л а с л о : Или может ли наше общество реформи­роваться само...

Рассел: Я не уверен, что оно на это способно. Не исключено, что оно уже упустило такую возмож­ность. Я говорил ранее, что мы, возможно, переживемкрушение западной цивилизации. Ни одна из прошлых цивилизаций не длилась вечно. Почему наша должна отличаться от них? Скорее, есть все основания полагать обратное. Она уже доказала свою нежизнеспособность в долгосрочной перспективе, и теперь мы постепенно подходим к тому, чтобы оказаться перед лицом этого факта.

С планетарной точки зрения это безумная и хищная цивилизация. Вряд ли нам удалось бы доказать, что мы производим благотворное воздействие на биосферу. Если бы каждый из видов на планете получил один голос и состоялось всеобщее голосование по вопросу, следует ли допустить продолжение существования за­падной цивилизации, — я подозреваю, что все виды, за исключением, быть может, тараканов и крыс, проголо­совали бы против нас. Результатом такого референдума было бы 99.9 процентов голосов “против”: западная цивилизация нехороша для планеты Земля, она должна погибнуть.

Л а с л о : Под гибелью вы, вероятно, подразуме­ваете, что люди, живущие сейчас в западной цивилиза­ции, прекратили бы мыслить и действовать так, как они это делают в настоящее время, и выработали бы нечто иное.

Р а с с е л : Конечно. Я вовсе не имею в виду, что мы должны умереть физически. Умереть должен наш нынешний способ бытия. Должна вырасти новая цивили­зация.

Л а с л о : Из самой западной цивилизации или вме­сто нее?

Р а с с е л : Когда что-то гибнет, рождается нечто новое...

Г р о ф : Подобно Фениксу.

Р а с с е л : Да. Думаю, нам не избежать катаклизма в той или иной форме. Уже поздно. Мы зашли слишком далеко, а для реформ необходимо слишком много вре­мени. Мы находимся в ситуации манекена, который ис­пользуют при тестировании устойчивости автомобилей в авариях. Машина мчится прямо на стену. В замедлен­ной съемке видно, как сминается ее передняя часть, а сидящий внутри манекен говорит: “Похоже, я сейчас во что-то врежусь. Надо бы что-то предпринять. Может, мне выйти? Или лучше перевести машину на задний ход?”

Но для всего этого уже нет времени. Мы пожинаем сейчас плоды многих лет неправильного мышления. В одночасье теперь этого уже не изменить. Сейчас нам на­до задуматься о том, как нам проложить себе путь через то, что наверняка станет самым бедственным периодом в человеческой истории. Нас ждут нелегкие времена. Нам будет очень и очень трудно. Однако вряд ли на сего­дняшний день осталась хоть какая-то возможность избе­жать этого.

Г р о ф : Много лет назад в Москве я долго обсуж­дал вопросы экологии со своим другом Василием На-лимовым, блестящим ученым, который провел восем­надцать лет в сталинских лагерях в Сибири. Я нахожу время, проведенное в его обществе, захватывающе ин­тересным. Ядерная проблема не была его первоочеред­ной заботой. Он предвидел возможность того, что Со-единенные Штаты и Россия сумеют достичь мирного соглашения и демонтировать ядерные бомбы. Более всего его беспокоила химия. Он считал, что многие ас­пекты нашей жизни находятся в критической зависимо­сти от химической индустрии, и не верил, что мы смо­жем предотвратить такое явление, как выпадение ядер­ных осадков, которые необратимо погубят наши реки, моря, почву и воздух. Он опасался, что время для этого уже упущено.

Л а с л о : Это глобальная проблема: мы нарушаем химический баланс на уровне всей биосферы.

Г р о ф : И делаем это самыми разными способами, однако Василий считал, что самую большую опасность представляет химическое загрязнение. Масштабы его гигантские, а обратить его последствия вспять крайне трудно.

Л а с л о : Как мы говорили, жизнь в любом слу­чае будет продолжаться, возникнут новые мутации и разовьются новые виды. Однако виды с относитель­но коротким репродуктивным циклом будут мутиро­вать и приспосабливаться к изменяющимся условиям быстрее нас. Мы окажемся на медленной стороне эво­люции.

Г р о ф : Много лет назад мое воображение поразил фильм “Хроники Хелстедта”. Высказанная вами мысль была его лейтмотивом: если мы причиним серьезный вред окружающей среде, Землю унаследуют насекомые с их короткими репродуктивными циклами и огромной приспособляемостью.

Р а с с е л : Есть еще один сценарий конца света — не экологическая катастрофа, а эпидемия. Мы слишком ослабили свою естественную сопротивляемость болез­ням. Наша иммунная система подорвана потреблением полуфабрикатов, наркотиками, неумеренным приемом антибиотиков, химическим загрязнением и другими факторами. В то же самое время растет сопротивляе­мость бактерий к разрабатываем нами лекарствам. И приспосабливаются они быстрее, чем мы открываем новые антибиотики. Некоторые бактерии уже способны сопротивляться практически всем существующим анти­биотикам, и когда наш арсенал полностью исчерпается, мы мало что сможем сделать, чтобы остановить их на­шествие.

К тому же в созданных нами жизненных условиях болезни способны распространяться чрезвычайно быст­ро. Если сегодня в Сан-Паулу разразится новая эпиде­мия, в ту же ночь ее кто-нибудь доставит самолетом в Нью-Йорк, а через несколько дней будут заражены все крупные урбанистические зоны мира. Возникни новое заболевание, которое к тому же окажется очень зараз­ным, оно сможет в кратчайшие сроки поразить все чело­вечество. Даже если эпидемия не уничтожит всех людей, каждый десятый наверняка погибнет. Впрочем, с плане­тарной точки зрения, это может оказаться не так уж и плохо. Природа зачастую прибегает к эпидемиям для того, чтобы справиться с видами, вышедшими из-под контроля.

Л а с л о : Именно так природа решает эту пробле­му. Вид, ставший сам по себе эпидемией, разросшейся раковой опухолью, достигает критического порога, по­сле чего прекращается его воспроизводство, или же онсовершает коллективное самоубийство, подобно лем­мингам. Человечество научилось применять так много краткосрочных корректирующих мер, что естественные способы адаптации сработать не могут. Если мы близо­руки, мы одеваем очки, если мы не можем достаточно быстро куда-то добраться, мы используем автомобили, поезда и самолеты, и т.д. Мы готовы обречь себя на эко­логическую катастрофу в долгосрочной перспективе, лишь бы не отказываться от временных облегчающих мер, надеясь при этом, что проблема решена.

Г р о ф : Разумеется, причин для оптимизма не слишком много, однако иногда события развиваются са­мым неожиданным образом. Все обсуждаемые нами мрачные сценарии основаны на экстраполяции нынеш­него направления развития. И мне снова приходит на ум то, что произошло с Берлинской стеной и Советским Союзом. Происшедшие перемены были позитивны, и при этом совершенно неожиданны и непредсказуемы. Возможно, существуют какие-то скрытые факторы, действующие в иных направлениях. К примеру, уже есть разновидности бактерий, питающиеся отходами нефти. Не исключено, что нас ждут явления в духе на­учной фантастики, которые мы не в состоянии предви­деть, — новые штаммы бактерий, использующих в пи­щу пластик; растения, восстанавливающие природный баланс и устраняющие загрязнение окружающей среды; генетические мутации, поощряющие терпимость и си­нергию, и т.д.

Л а с л о : Ну, как уже говорилось ранее, если пути развития человечества будут определяться слепой слу­чайностью, то наши шансы окажутся весьма невысоки-

ми. Биологам хорошо известно, что в случайных мутаци­ях карты обычно выпадают не в выигрышных комбина­циях. Реальная вероятность выживания может быть обу­словлена чем-то отличным от серии случайных попада­ний и промахов, обычно определяющих эволюцию био­логических видов. Возможно, такой фактор уже действу­ет и в случае нашего вида. Он вполне может иметь не биологический, а культурный характер. Его воздействие можно видеть в революции в сознании и в нарастающем в разных частях мира сдвиге в системе ценностей. Одна­ко, возможно, сами по себе эти процессы не разворачи­ваются достаточно быстро. Поэтому нам необходимо накопить силу трансформирующих переживаний, спо­собных ускорить эволюцию нашего собственного созна­ния, а посредством ее — и эволюцию наших ценностей, нашей этики и нашего поведения.

Г р о ф : Яхотел бы упомянуть одно наблюдение, которое я нахожу интересным и имеющим отношение к обсуждаемой теме. Люди, переживающие в необычных состояниях сознания опыт психодуховной смерти и возрождения, обычно проходят через конкретные ста­дии, связанные с характерными темами. В этих пережи­ваниях часто фигурируют сцены крайнего насилия, раз­нузданных сексуальных излишеств, включая самые разные извращения, сатанинские ритуалы и мессиан­ские эпизоды. В процессе внутренней трансформации подобные элементы являются временными, в конечном счете они разрешаются в мощном духовном саморас­крытии и преображении. В индивидуальной эмпириче­ской работе самой большой опасностью является экс-тернализация процесса, проигрывание его разруши­тельным или саморазрушительным образом. В самомкрайнем случае, это настоящее самоубийство вместо убийства эго, то есть переживания смерти эго и после­дующего возрождения.

Люди, переживающие такие эпизоды, часто заме­чают их сходство с тем, что происходит во внешнем мире, — с ростом преступности и насилия, с террором, сексуальным освобождением как в его позитивных, так и в извращенных формах, с растущим интересом к са­танинским практикам и плодящимся как грибы месси­анским культам. Из этого сходства напрашивается предположение, что человечество в целом претерпевает похожий процесс трансформации. К сожалению, в це­лом он экстернализирован. Если бы можно было интернализировать его, вместо того чтобы проигрывать во­вне разрушительным и саморазрушительным образом, мы сумели бы подняться на более высокий уровень соз­нания.

Л а с л о : Это обнадеживающая возможность. Но как нам увеличить вероятность такого развития событий?

Р а с с е л : Позвольте мне упомянуть о двух момен­тах, кажущихся мне важными. Во-первых, необходимо распространять техники и технологии, помогающие нам достигать большего мира с собой. Бессмысленно доби­ваться мира во всем мире, если внутри себя мы все еще находимся в состоянии войны. Продолжая пребывать во власти внутренних страхов и враждебности, мы не сможем быть в ладу с миром. Можно ограничиться от­говорками, но они не станут реальностью. Обретение внутреннего мира считается необходимым во всех ду­ховных традициях. Оно станет еще важнее по мере то­го, как события в мире происходят на все более высо-

ких скоростях, каждый раз требуя принятия огромного числа решений. Истощая свою энергию, мы не будем способны на правильные решения, способные служить нам самим и другим. И вряд ли при этом мы будем здо­ровы.

Таким образом, один из критических моментов со­стоит в развитии способов, позволяющих людям пребы­вать в большем мире с собой. И нам отнюдь не придется развивать их с нуля. Многие такие техники уже разрабо­таны в различных мировых духовных традициях. Нам необходимо исследовать их, выбрать наиболее эффек­тивные для современного мира и сделать их как можно более доступными.

Второй ключевой момент касается человеческих взаимоотношений. Сущностью здоровых отношений яв­ляется недвусмысленное проявление взаимной заботы. Однако мало кто из нас обучался этому в школе или колледже. Мы овладеваем этим искусством через про­цесс проб и ошибок, и зачастую это происходит к закату жизни. В отношениях между двумя людьми — и дома, и на работе — каждый хочет чувствовать себя любимым и быть в ладу с собой. Но, как правило, устанавливается порочный круг, в котором никто из них не получает же­лаемого. Когда кто-то чувствует себя уязвленным, когда ему кажется, что его тем или иным образом осуждают, чаще всего он защищается, прибегая к какой-нибудь форме нападения. Зачастую этот переход к агрессивно­сти бывает очень тонким — смена интонации, неулови­мое изменение на языке тела. Иногда он сказывается в выборе слов, и тогда он заметнее. Скрытое намерение при этом всегда одно и то же: сделать так, чтобы друго­му стало хуже, чтобы он почувствовал себя уязвленным, чтобы он ощутил, что его осуждают, на него нападают.За исключением тех случаев, когда второй человек либо не осознаёт этой динамики, либо осознанно отказывается вступать в эту игру, он, как правило, реагирует точно таким же образом, посылая столь же враждебные сооб­щения первому, в результате чего оба чувствуют себя атакованными. Так возникает порочный круг. Хотя на поверхности все выглядит идиллично и мило, на глубине происходят взаимные нападения. Каждый хочет, чтобы его любили, каждый желает мира с собой, но каждый делает все, чтобы другой почувствовал себя виноватым и лишился внутреннего покоя.

Поэтому очень важно учить людей общаться так, чтобы не возникал этот порочный круг, а также выры­ваться из него, если он уже сложился. Основой любого здорового общения должен быть вопрос, обращенный к самому себе: как я должен вести себя, чтобы другой по­чувствовал себя любимым, чтобы он пребывал в ладу с собой? Когда я руководствовался этим вопросом в своих собственных взаимоотношениях, результат бывал просто волшебным.

Г р о ф : У нас с Кристиной был как-то исключи­тельно интересный опыт в институте Эсален, в Биг-Суре, в Калифорнии. Мы организовали экспериментальную образовательную программу с ярко выраженным эмпи­рическим компонентом. Она представляла собой серию из тридцати месячных курсов, которые проходили дваж­ды в году. Как правило, для каждого курса мы выбирали какую-нибудь интересную для нас тему, например: кар­тография сознания, буддизм и западная психология, холистическая медицина и целительство, наркозависи­мость и мистический поиск, и т.д. На каждый месячный курс мы приглашали нескольких выдающихся учите-

лей, являющихся экспертами по выбранному предмету. Кроме того, в ходе каждого курса мы проводили регу­лярные сеансы холотропного дыхания, гештальт-прак-тики, юнгианской игры в песок, группового процесса, массажа, йоги, ритуалы, медитации, танцы самовыра­жения, путешествия в необитаемые места, и т.д. Широ­ко использовались специально отобранные фильмы и видеозаписи.

Список гостей, приглашавшихся на эти курсы, был весьма широк: там были и пионеры новой парадигмы мышления, такие, как Фритьоф Капра, Руперт Шелдрейк, Карл Прибрам и Джозеф Кэмпбелл, и мексикан­ские и североамериканские шаманы, и физики, и спири­ты, и христианские монахи, и суфии, и мастера йоги, а также буддисты Тибета, дзена и випассаны. Это богатое сочетание интеллекта и опыта оказалось в высшей сте­пени преображающим для участников курсов.

Мы обнаружили, что в тех случаях, когда люди дли­тельное время посвящают какой-то одной конкретной модальности, они в конце концов овладевают правилами игры, в результате чего снова вырастает их психологиче­ская защита, и зачастую они преуспевают именно в том, чтобы нисколько не измениться. Но когда на людей с самых разных сторон, направлений и уровней обрушива­ется новая информация и новые эмпирические стратегии, в них происходит невероятное ускорение трансформаци­онных процессов. В течение многих лет к нам продол­жают поступать письма от людей, участвовавших в эса-ленских курсах. Обычно их авторы рассказывает в них, что месяц, проведенный в Эсалене, оказался в их жизни поворотным. Я верю, что похожая модель может дока­зать свою полезность в качестве инструмента трансфор­мации и в более широком масштабе.Л а с л о : Мы возвращаемся к теме революции в сознании, ставшей лейтмотивом нашей беседы. Итак, возникает впечатление, что возможность выйти за пре­делы сценария конца света лежит в преображающих пе­реживаниях, в результате которых эволюционирует наше сознание, и мы начинаем иначе относиться друг к другу и к природе. У этой возможности много измерений и много последствий. Может быть, мы обсудим некоторые из них сегодня во второй половине дня.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ПОЛДЕНЬ

Мир и личность

Наши рекомендации