Разделы дисциплины и виды занятий
Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости их освоения в академических часах, видов учебной работы с учетом существующих форм освоения приведен в табл. 5.1.
Таблица 5.1 - Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости
п/н № | Разделы дисциплин | Л | ПЗ | КР | ДР | СРС | ДС | ||||||||
О | З | Д | О | З | Д | О | З | О | Д | О | З | Д | |||
Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации | |||||||||||||||
2. | Социализация и ролевое поведение в организации | ||||||||||||||
3. | Социальные действия и сущность мотивационного процесса | ||||||||||||||
4. | Формирование группового поведения в организации | ||||||||||||||
5. | Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте | ||||||||||||||
6. | Формальное и неформальное лидерство в организации | ||||||||||||||
7. | Природа власти в организации и стиль работы руководителя | ||||||||||||||
8. | Коммуникативное поведение в организации | 1К | |||||||||||||
9. | Проектирование организации и индивидуальное планирование работы | ||||||||||||||
Организационные изменения и особенности организационного поведения на разных этапах развития организации | 1К | ||||||||||||||
Итого | 14/2К | - | - |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Практические занятия
Примерные темы практических занятий с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. - Распределение практических работ по разделам дисциплины для очного обучения
Номер работы | Номер раздела | Тема занятия | Время на выполнение работы, час |
Тема 1. | Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации | ||
Тема 2. | Социализация и ролевое поведение в организации | ||
Тема 3. | Социальные действия и сущность мотивационного процесса | ||
Тема 4. | Формирование группового поведения в организации | ||
Тема 5. | Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте | ||
Тема 6. | Формальное и неформальное лидерство в организации | ||
Тема 7. | Природа власти в организации и стиль работы руководителя | ||
Тема 8. | Коммуникативное поведение в организации | ||
Тема 9. | Проектирование организации и индивидуальное планирование работы | ||
Тема 10. | Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации и индивидуальное поведение | ||
Тема 1.Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации
Вопросы
1. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационная психология».
2. Понятие поведения. Основные направления изучения организационного поведения. Условия формирования организационного поведения: экономическая, социокультурная, этническая, правовая среда.
3. Влияние на организационное поведение особенностей организационной культуры.
4. Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая теория управления (Тейлор, Уорвик, Файоль), школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевиоризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера).
5. Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения.
6. Представление о себе (“Я-концепция”). Я-концепция личности и психологические механизмы защиты.
7. Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в организационном поведении. Компоненты установок. Модель самоопределения личности. Способы изменения установок. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением.
Тема 2.Социализация и ролевое поведение в организации
Вопросы
1. Социальная адаптация и активность человека в организации. Стадии и институты социализации.
2. Ролевое поведение и ролевое ожидание индивида в организации. Статусы и роли. Приспособление к новым должностям.
3. Ролевые конфликты: конфликт «личность - роль», конфликт внутри роли, конфликт между ролями. Методы преодоления ролевых конфликтов.
Тема 3.Социальные действия и сущность мотивационного процесса
Вопросы
1.Понятие социального действия. Социальные отношения. Типы социального поведения, обычаи.
2.Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Мотивационный механизм формирования организационного поведения личности. Корпоративная культура в системе мотивации личности работника.
3.Зависимость между удовлетворением работой и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Создание эффективной системы вознаграждений в организации.
Тема 4.Формирование группового поведения в организации
Вопросы
1. Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования.
2. Сплоченность группы. Достижения синергетического эффекта в группе.
3. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы формирования групп. Появление общественного мнения в группе.
4. Основные системные факторы функционирования формальных групп. Регламенты организационного поведения в рабочих группах.
5. Команды в условиях современных организаций. Особенности самоуправляемых команд.
6. Функции неформальных групп. Разновидности неформальных групп. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации.
Тема 5.Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте
Вопросы
1. Современный взгляд на конфликты в организации. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации.
2. Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов.
3. Стресс и синдром общей адаптации. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации.
4. Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Виды стрессов. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации.
5. Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Индивидуальные и организационные способы преодоления стресса.
Тема 6.Формальное и неформальное лидерство в организации
Вопросы
1. Понятие лидерства в управлении организацией. Истоки и классические исследования лидерства.
2. Проблемы формирования лидера в организации. Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации.
3. Формальное лидерство и его природа. Особенности формального лидерства в организациях разного типа.
4. Разновидности неформального лидерства. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров.
Тема 7.Природа власти в организации и стиль работы руководителя
Вопросы
1. Понятие власти. Виды власти. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение, разумная вера, традиции, участие.
2. Власть и авторитет. Власть и полномочия. Этическая ответственность за использование власти за пределами должностной ответственности. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Контроль в дисциплинарных отношениях.
3. Классические стили руководства. Представления о других (Э.Гоффман). Решетка стилей руководства Блейка и Моутона. Классификация стиля управления в рамках ситуационного лидерства (Фидлера, Херси и Бланшарда, Врума-Йеттона, Митчелла-Хауса).
Тема 8.Коммуникативное поведение в организации
Вопросы
1. Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации. Роль и место коммуникации в системе организационных отношений.
2. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Коммуникативное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления.
3. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания.
4. Обучение общению. Барьеры эффективного общения. Формы делового общения.
5. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур.
Тема 9.Проектирование организации и индивидуальное планирование работы
Вопросы
1. Проектирование организационных отношений и их регламентирование. Этапы организационного проектирования. Факторы проектирования организации. Элементы проектирования организации. Качество трудовой жизни и проектирование.
2. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение.
Техника учета бюджета времени. Определение и исправление своих трудовых навыков. Стилевые особенности повседневной жизни в организации.
3. Типология поведения сотрудников. Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.
Тема 10.Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации и индивидуальное поведение
Вопросы
1. Особенности организационного поведения на разных стадиях развития организации.
2. Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития. Семиотика организационной повседневности. Символика признания и счастья.
3. Понятие организационного развития. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры.
4.Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям.
5.Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции.
6.Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования.
6.4. Домашняя работа для дистанционной формы обучения – 6 часов (учебно-методические материалы данного раздела могут быть применяться на практических занятиях очной и заочной формах обучения)