Поэтомуговорится: если ты знаешьврага и знаешь себя.

Тебе не страшна и сотня битв.

Если ты знаешь себя, но не знаешь врага,

За победой будет следовать поражение.

Если не знаешь ни его, ни себя,

Ты не устоишь ни в одном бою.

Супь Цзы. Искусство войны, глава 3, стих 18

Примечание

Мы выражаем благодарность Дову Коэну и Дэвиду Мацумото, чьи коммента­рии к первому варианту данной главы помогли нам сделать ее более удобочитае­мой, точной и глубже раскрыть тему.

ГЛАВА 17

Культура и социальная

Когнитивная деятельность

К социальной психологии

Культурной динамики

Йошихиса Кашима

Социальной когнитивной деятельности, которая в общих чертах определяется как осмысление социального поведения, со времен когнитивной революции 1960-х годов уделялось в литературе самое пристальное внимание. В традици­онной психологии данное направление стало одним из основных. Кросс-культур­ные исследования социальной когнитивной деятельности (или социального по­знания) стали играть чрезвычайно важную роль, способствуя постановке про­блем и оказывая влияние на экспериментальные и теоретические разработки.

В этой главе Кашима дает всестороннее представление об изучении куль­туры и социальной когнитивной деятельности. Он начинает с рассмотрения концепции культуры в психологии, проводя грань между культурой как миром смыслови культурной динамикой. Как считает Кашима, культурная динамика связана с парадоксальным феноменом стабильности и изменчивости культу­ры, пониманию которого способствуют два современных подхода: системно-ориентированный и практически-ориентированный. Эти определения и рас­суждения о концепции культуры имеют особое значение для утверждений Ка-шимы о необходимости теоретических разработок и проведения исследований культурной динамики, которые ознаменуют дальнейшую эволюцию научно-ис­следовательской работы и осмысления социальной когнитивной деятельности наряду с интеграцией знаний и методик из различных дисциплин.

Значительную часть главы Кашима посвящает обзору современного состо­яния исследований по проблеме «культура и социальная когнитивная деятель­ность». Обзор является одним из самых глубоких и всеобъемлющих поданной теме. Вначале Кашима обращается к первым исследованиям социального по­знания и фундаментальным работам по теме. Детально рассматриваются сле­дующие темы: полезность концепций, каузальные атрибуции, Я-концепции, интерпретации с личностной и социальной точек зрения, самооценка и др. Он освещает перечисленные вопросы, одновременно давая глубокую и всесто­роннюю оценку научно-исследовательской литературы и отмечая в связи с

каждой из проблем как то, что нам уже известно, так и то, что мы еще не знаем. Без сомнения, для читателя эта часть главы представляет собой весьма важ­ный источник информации об исследованиях в данной области.

Отталкиваясь от обзора литературы, Кашима высказывает свои соображе­ния о будущих исследованиях и теоретических разработках в данном направ­лении. Говоря о будущих исследованиях эмпирического характера, он полагает, что есть две темы, касающиеся культуры и социальной когнитивной деятель­ности, которые заслуживают самого пристального внимания и внимательного изучения: интерпретация социальной деятельности и самоуважение. В то вре­мя как изучению населения Северной Америки уделялось достаточно много внимания в связи с названными темами, о других группах населения нам из­вестно гораздо меньше, и это открывает перед нами обширную сферу приложе­ния сил. В частности, холистический подход и видение мира, характерные для восточно-азиатских культур, могут открыть новые горизонты в области практи­ческого применения психологии, которые до сих пор были неведомы для нас.

Понятно, что самым важным для Кашимы представляется создание в буду­щем того, что он определяет как социальное познание культурной динамики. Как объясняет он в начале главы и в ходе обзора литературы, значительной части исследований социальной когнитивной деятельности и касающихся ее теорий была свойственна личностная концепция смысла, в соответствии с ко­торой смысл выстраивается исключительно в сознании отдельной личности. Распространенность такого подхода нетрудно понять — достаточно принять во внимание тот факт, что большую часть исследований проводили в США иссле­дователи-американцы. Даже исследования в других странах часто проводи­ли ученые, прошедшие подготовку в США (а значит, находившиеся под влия­нием западной догмы). В будущем необходимо уделять больше внимания разработке теоретических моделей, которые будут учитывать как когнитив­ные, так и коммуникативные процессы при осмыслении культурной динами­ки, — то есть формирование культурных смыслов в процессе социальной дея­тельности, предполагающей взаимодействие между людьми, наряду с процес­сами, которые осуществляются в индивидуальном сознании. Такой подход к социальному познанию является комплексным, учитывающим взаимоотноше­ния, коллективный и личностный факторы, контекст, исторический фактор, и сориентированным на будущее и современность. Поэтому разработка такого теоретического подхода неизбежно повлечет за собой фундаментальные из­менения в методах проведения исследований, что в свою очередь приведет к коренному перевороту в нашем понимании поведения человека по сравнению с сегодняшними представлениями. Такое развитие новых теорий и методоло­гий, призванное обеспечить дальнейшую эволюцию знаний в данной области психологии, отвечает стремлениям всех авторов этой книги.

До недавнего времени, говоря о социальной когнитивной деятельности, о куль­туре даже не вспоминали. В худшем случае в большинстве теорий культура была полностью проигнорирована, а в лучшем — считалось, что культура имеет очевид-

ную связь с традиционными социально-психологическими понятиями, такими как атрибуции или установки. Так, в первом издании «Руководства по социальной ког­нитивной деятельности» (Handbook of Social Cognition, Wyer & Srull, 1984) нет раздела, посвященного культуре, и этот маргинальный статус культура сохраняет до 1990-х годов, что видно по отсутствию упоминаний о культуре во втором издании Руководства (Wyer & Srull, 1994). Однако в последнее время культура стала одной из центральных тем в работах, связанных с социальным познанием. Обратившись к компьютерной базе данных PSYCINFO, я обнаружил, что количество публикаций по данной теме в период с 1989 по 1997 год непрерывно росло (Kashima, 1998b).

Основная задача этой главы — представить читателю подход, который я назы­ваю социальной психологией культурной динамики. Он является попыткой осмы­сления общей культурной динамики как производной когнитивных и коммуника­тивных процессов, имеющих место при взаимодействии индивидов в социальном кон­тексте. Глава включает четыре раздела. В первом рассматривается концепция культуры и основные теоретические принципы социальной психологии динами­ки культуры. Во втором — традиционные метатеоретические и теоретические характеристики социальной когнитивной деятельности. Третий раздел посвящен бу*рно развивающимся современным исследованиям культуры и социального no-знания, которые не отражены в последних обзорах литературы (например, Fletcher & Ward, 1988; J. G. Miller, 1988; Semin & Zwier, 1997; Zebrowitz-Me Arthur, 1988). Заключительный раздел содержит предложения, касающиеся направлений эмпи­рических и теоретических исследований в будущем.

Наши рекомендации