Отождествление эго с телом-боли
Процесс, который я только что описал, чрезвычайно силен, и вместе с тем, прост. Этому можно научить ребенка, и вполне вероятно, что когда-нибудь это станет одним из первых уроков, который дети будут усваивать в школе. Стоит тебе однажды постичь основной, базовый принцип, то есть принцип пребывания в присутствии в качестве наблюдателя того, что присходит внутри тебя – и ты сам “поймешь” это по своим ощущениям – как ты поймешь и то, что получил в свое распоряжение самый мощный инструмент трансформации.
Это не означает, что в процессе разотождествления со своей болью ты можешь избежать встречи с сильнейшим внутренним сопротивлением. Оно будет лишь обстоятельством, в особенности, если большую часть своей жизни ты жил, глубоко отождествляя себя со своим эмоциональным телом-боли, и если вся или значительная часть твоего чувства самого себя была заключена в нем. Это означает только то, что себя несчастного ты сделал из своего тела-боли и веришь в то, что эта, созданная разумом, фикция и есть тот, кто ты есть. В этом случае неосознанный страх перед потерей своего отождествления будет создавать устойчивый сильный страх перед любым разотождествлением. Иными словами, ты скорее предпочтешь испытывать боль, то есть – быть телом-боли, чем совершишь прыжок в неизвестное и рискнешь потерять привычное и хорошо знакомое, недовольное “я”.
Если это применимо к тебе, тогда наблюдай за сопротивлением, которое есть у тебя внутри. Наблюдай за своей привязанностью к своей боли. Будь очень внимательным. Наблюдай за тем своеобразным и особенным удовольствием, которое ты испытываешь от пребывания в состоянии недовольства. Замечай навязчивую потребность говорить или думать о нем. Как только ты сделаешь сопротивление осознанным – оно исчезнет. Тогда ты сможешь перенести все свое внимание на тело-боли, сможешь оставаться присутствующим очевидцем, и, таким образом, сможешь инициировать его трансмутацию.
Только ты способен это сделать, только ты. Никто не сможет сделать это за тебя. Но если тебе повезет и ты повстречаешь тех, кто уже в высшей степени осознан, и если ты сможешь находиться рядом с ними и сможешь присоединиться к ним, сам находясь в состоянии присутствия, то это может оказаться весьма полезным и только ускорит процесс. В этом случае твой собственный огонь будет быстрее разгораться и становиться сильнее. Если полено, только занявшееся огнем, положить на то, что уже жарко пылает, и потом их опять разъединить, то первое полено после этого будет гореть уже гораздо ярче. Кроме всего прочего, - это все тот же огонь. Быть таким огнем – одна из функций духовного учителя. Некоторые целители, работая с тобой, могут выполнять эту функцию, но только в том случае, если сами уже прошли этот путь и, поднявшись над уровнем разума, обрели способность самостоятельно создавать и поддерживать в себе состояние наивысшего осознанного присутствия.
ПЕРВОПРИЧИНА СТРАХА
Вы упомянули о страхе, как о бытийной части нашей базовой эмоциональной боли, которая лежит в его основе. Каковы пути возникновения чувства страха, и почему его так много в жизни людей? И не является ли определенная часть чувства страха просто здоровой мерой самозащиты? Если бы я не боялся огня, то мог бы сунуть в него руку и обжечься.
Причина, по которой ты не суешь руку в огонь - не в страхе, а в том, что ты знаешь, что обожжешься. Для того, чтобы избежать ненужной опасности, тебе не нужен страх – будет довольно минимальной сообразительности и немного здравого смысла. В подобных практических случаях достаточно уроков из прошлого, которые бывает полезно усвоить. И тогда, если кто-то будет угрожать тебе огнем или применением физического насилия, ты можешь испытать что-то вроде страха. Ты будешь инстинктивно съеживаться и уклоняться от опасности, но не будешь бояться. Ты не будешь иметь психологических условий для возникновения чувства страха, о котором мы сейчас говорим. Психологические условия появления чувства страха существуют отдельно от какой бы то ни было конкретной, реальной, прямой и сиюминутной опасности. Страх является во множестве форм, таких как: тревога, беспокойство, боязнь, фобия, и т.п. Этот тип психологического страха всегда исходит из чего-то такого, что могло бы произойти, а не из того, что происходит сейчас. Ты находишься именно здесь и сейчас, тогда как твой разум пребывает в будущем. Это создает промежуток, заполненный чуством тревоги. И если ты отождествлен со своим разумом и утратил контакт с силой и бесхитростностью момента Сейчас, то этот тревожный промежуток будет твоим постоянным компаньоном. У тебя всегда есть возможность разобраться с настоящим моментом, но ты никогда не сможешь совладать с тем, что является всего лишь ментальной проекцией – ты не способен справиться с будущим.
Более того, пока ты отождествляешь себя со своим разумом, эго, как я уже говорил, будет управлять твоей жизнью и превращать ее в руины. По причине его фантомной природы и несмотря на наличие у него тщательно разработанного, хорошо продуманного, искусно сделанного и отлаженного защитного механизма, эго чрезвычайно уязвимо и беззащитно, и оно всегда чувствует, что находится в опасности. Между прочим, именно так оно и бывает, даже если снаружи эго выглядит весьма самоуверенным. А теперь вспомни о том, что эмоция - это реакция тела на состояние сознания. Какое послание тело непрерывно получает от эго, от этого ложного, созданного разумом, “я”?
- “Угроза, я в опасности”. - И какая же эмоция генерируется под воздействием этого постоянного сигнала? Страх, разумеется.
Похоже, что у страха есть множество причин. Страх потери, страх неудачи, страх получить какое-либо повреждение, и так далее, однако, в конечном итоге, все страхи – это не более, чем страх эго умереть, аннигилировать. Для эго смерть всегда скрывается за ближайшим углом. Когда ты находишься в состоянии отождествления себя с разумом, то страх смерти оказывает влияние на любой аспект твоей жизни. К примеру, даже такая кажущаяся тривиальной и “нормальной” вещь, как навязчивая потребность быть правым в споре и делать другого неправым – отстаивая и защищая ментальную позицию, с которой ты отождествляешься – порождена страхом смерти. Если ты отождествляешься с некой ментальной позицией и при этом оказываешься неправым, то твое, базирующееся на разуме, восприятие самого себя, подвергается серьезной угрозе аннигиляции. Таким образом, ты как эго, не можешь позволить себе быть неправым. Быть неправым означает умереть. Именно это является главной причиной возникновения войн и развала неисчислимого количества отношений между людьми.
Как только ты перестанешь отождествлять себя со своим разумом, то твоему чувству себя будет безразлично, прав ты или нет. Тогда усиленная, вынужденная и глубокая неосознанная потребность быть правым, являющаяся одной из форм насилия, перестанет существовать. Ты сможешь ясно и твердо заявлять о том, что чувствуешь и что думаешь, однако это уже будет свободным от агрессивности или необходимости защищаться. Твое чувство себя будет исходить из более глубинного и настоящего места, находящегося внутри тебя, а не будет исходить из твоего разума. Отслеживай появление у себя любого желания защищаться, которое рождается у тебя внутри. Что ты защищаешь? Иллюзорное отождествление, образ, возникший в своем сознании, вымышленное существо. Делая модель этого существа осознаваемой, становясь свидетелем ее появления, ты перестанешь отождествляться с ней. Тогда неосознанная модель быстро растворится в свете твоей осознанности. Это положит конец всем спорам и силовым игрищам, которые так разрушительно действуют на взаимоотношения. Подавление других – это слабость, замаскированная под силу. Истинная сила находится внутри тебя, и теперь она становится доступной тебе.
Поэтому страх будет постоянным спутником того, кто отождествляет себя со своим разумом, и вследствие этого становится отсоединенным от своей истинной силы и своего глубинного “я”, уходящего корнями в Сущее. Число людей, вышедших за пределы своего разума, чрезвычайно мало, поэтому ты вполне можешь предположить, что виртуально каждый встречный или знакомый тебе, живет в страхе. Варьирует лишь интенсивность и насыщенность чувства страха. Он флюктуирует между чувством тревоги и боязни с одной стороны, и неясным и рассеянным беспокойством и чувством отдаленной угрозы – с другой. Большинство людей начинают осознавать его только тогда, когда он принимает более выраженные формы.
КАК ЭГО ИЩЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ
Другой аспект эмоциональной боли, характерный для эгоистического сознания - это глубоко укоренившееся чувство недостаточности или некомпетентности, чувство нецелостности. Некоторые люди осознают его, некоторые - нет. Если оно осознается, то проявляется в виде чувства неустроенности, неопределенности, или же как чувство постоянной собственной недооценки или как такое чувство, будто ты недостаточно хорош. Если оно не осознанется, то может ощущаться только косвенно в виде сильного стремления к чему-либо, в форме желания или потребности. Кроме того, люди могут часто входить в состояние, заставляющее их в угоду своему эго гоняться за похвалами и наградами, а также за тем, с чем еще они могут отождествиться, чтобы заполнить пустоту, дыру, которую ощущают внутри себя. В этом случае они стремятся к завладению чем-либо и обладанию этим; к деньгам, к успеху, к власти, к признанию, или к особенным знакомствам и связям, в основном для того, чтобы лучше чувствовать себя в отношении самих себя, чувствовать себя более реализованными и целостными. Однако даже если они обретают все это, то вскоре обнаруживают, что дыра осталась на месте, и что кроме всего прочего она еще и бездонна. И тогда они действительно оказываются в беде, потому что оказываются уже не в состоянии продолжать себя обманывать и вводить в заблуждение . Ну, конечно же, ну, разумеется, они могут и делают это, однако это дается им все труднее.
До тех пор, пока эгоистическое мышление будет управлять твоей жизнью, ты не сможешь испытать настоящее облегчение; ты не сможешь пребывать в состоянии покоя или наиболее полного выражения себя за исключением тех коротких промежутков, в течение которых ты получаешь то, что хочешь, то есть когда твое страстное желание только что получило удовлетворение. Поскольку эго берет свое начало в чувстве самого себя, то есть является производным от этого чувства, то оно нуждается в отождествлении себя с внешними вещами и проявлениями. Оно нуждается в постоянной защите и питании. Наиболее распространенные формы отождествления эго - это обладание чем-либо, например, занимаемая должность, или социальный статус и общественное признание, степень информированности и уровень образования, физическое состояние и внешний вид, особые способности, редкое знакомство, личная и семейная история, система убеждений, а также часто политические, националистические, рассовые, религиозные и другие формы коллективной идентификации. Ничем этим ты не являешься.
Не пугает ли это тебя? Испытываешь ли ты облегчение от осознания этого? Все это рано или поздно тебе придется отпустить. Может быть, тебе все еще трудно в это поверить, поэтому я вовсе не прошу тебя поверить в то, что ты уже не сможешь найти свое отождествление ни в какой из этих форм. Ты узнаешь правду об этом от самого себя. В крайнем случае, ты осознаешь ее в самый последний момент, когда почувствуешь приближение смерти. Она сдерет с тебя всю шелуху того, чем ты не являешься. Секрет жизни состоит в том, чтобы “умереть до того, как умрешь” – и обнаружить, что смерти нет.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ