Ный, верящий в будущее, успех и собственные силы, настойчивый
Инициативный, оптимистичный.
Опрос практикующих психологов-консультантов показал, что
Эффективность их профессиональной деятельности во многом опре-
деляется следующими функциями [12]:
Доверие — вера в возможность изменения в рамках сотрудниче-
Ства; принятие (признание) себя и другого; создание доверительного
(безопасного) пространства; доверие к процессу диалога.
Присутствие — проживание момента бытия; активное взаимо-
действие и полноценная работа в ситуации «здесь и теперь»; откры-
Тость происходящему.
Рефлексирование — отражение происходящего; процесс отсле-
Живания текущих изменений, вербальных и невербальных реакций.
Осознавание — прояснение смыслов; инсайт озарения (осмысле-
Ние происходящего); структурирование и интеграция получаемого
Опыта.
Ответственность — осмысление и принятие решений в процес-
Се профессиональной деятельности. Проблема ответственности чело-
Века выступает как сознательное отношение ко всему содеянному.
Становление профессионально важных качеств (ПВК) и профес-
Сионально важных функций (ПВФ) возможно через формирование
сознательной дипломатичности как внутренней готовности к по-
Строению гармоничных отношений с другими людьми.
Для формирования сознательной дипломатичности необходимым
является:
- стремление к достижению эффективности профессиональной
Деятельности на основе позитивного эмоционального фона и мыш-
Ления;
- проработка негативных эмоциональных состояний, мешающих
Выполнению профессиональной роли;
- направление волевых усилий на поддержание психологической
Готовности к оказанию помощи людям.
Практические упражнения для самостоятельной работы
О Упражнение «Образ профессиональной роли»
Возьмите лист бумаги и разделите его на три столбца. Озаглавьте
каждый столбец последовательно: «Идеальный образ», «Реальный
образ», «Совершенствующийся образ профессиональной роли». На-
Пишите в каждом столбце 2-3 предложения, характеризующие обо-
Значенные образы. Попробуйте на сознательном уровне обобщить все
три образа и ответьте на вопросы: «Как я описал(а) свою профессио-
нальную роль? Какое смысловое значение профессиональная роль
имеет в моей жизни?»
О Упражнение «Профессиональные цели»
Это упражнение-медитация. Сядьте удобно, закройте глаза, на-
Блюдайте за дыханием. Подумайте об основных целях своей жизни,
Представьте себе, чего вы хотите достигнуть в будущем. Откройте
Глаза. На листе бумаги, разделенном на два столбца, в первом столбце
Запишите то, что вам представляется наиболее важным. Снова за-
Кройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, пред-
Ставьте, чего бы вы хотели достигнуть в своей профессиональной
Карьере. Во втором столбце запишите свои профессиональные цели.
Осмыслите, как связана ваша профессиональная жизнь с вашей жиз-
Нью в целом.
О Упражнение «Профессиональные качества»
Для выполнения упражнения возьмите лист бумаги, разделите
Его на три столбца. В первом столбце напишите черты характера, ко-
Торые помогут вам в профессиональной деятельности; во втором —
Черты характера, которые, по вашему мнению, будут мешать при ис-
Полнении профессиональной роли. В третий столбец впишите ответ
на вопрос: «Если бы я был(а) волшебником, которому доступно все,
Какими качествами наделил(а) бы я себя для достижения наибольшего
успеха в профессии?» Проанализируйте возможности для самосовер-
шенствования [14, с. 29].
Тема 4
Теоретические основы
И вспомогательные методы
Психологического консультирования
Теоретико-методический аспект выступает в качестве одного из
Ведущих факторов в процессе психологической помощи. Придер-
Живаясь того или иного подхода, помогающий психолог должен
Четко осознавать его возможности, особенности, а также ограниче-
ния [9, с. 20].