Неизвестного, нового. Для Дж. Бьюдженталя сопротивление — это
«конструкт Я и внешний мир», который защищает клиент. Сопротив-
Ление — это усилие по поддержанию стабильной идентичности са-
Мому себе в изменяющемся мире, это потребность, которую мы все
Разделяем. Это выработка удобного стереотипа поведения — наме-
ренное избегание нового опыта, подсознательные «фильтры». Отри-
Цание вновь открываемых сторон себя, чтобы сохранить собственное
Благополучие, безопасность, достигнутую ранее. Таким образом, это-
му понятию можно дать название «субъективное ограничение».
К. Роджерс считал, что каждый новый опыт несоответствия меж-
Ду самостью и реальностью порождает чувство уязвимости и необхо-
Димость в усилении защит от новых поводов для такого несоответст-
вия. Термин «сопротивление» относится ко всем силам внутри
Клиента, которые находятся в оппозиции процедурам и процессам
Психотерапевтической работы. Сопротивление есть повторение всех
Защитных операций, которые пациент использовал в своей обычной
Жизни. Все вариации психических явлений могут быть использованы
С целью сопротивления. Сопротивление действует через эго клиента.
Значительная часть аспектов сопротивления бессознательна, но неко-
Торые аспекты могут быть осознанны. Эго-синтонное сопротивление —
Отрицает, рационализирует, преуменьшает.
Чуждое эго сопротивление — готов работать аналитически.
Клинические проявления сопротивления
Fenichel (1941) отмечал, что поведение всегда имеет как аспекты
Побуждения, так и аспекты защиты.
Клиент молчит (молчание) — клиент сознательно или бессоз-
Нательно не расположен сообщать свои мысли или чувства. Необхо-
димо раскрыть причины молчания: «Что может заставить уклоняться
от анализа в данный момент?», «Что может делать ничто в вашей го-
лове?» (то есть «ничто» вызвано сопротивлением). Возможно повто-
Рение прошлого события, в котором молчание играло важную роль,
то есть молчание как содержание части переживания. Особый вари-
ант: клиент «не чувствует себя способным рассказывать» — также
осознание бессознательного «нечто», которое приносит осознанное
«ничто».
Несоответствие аффекта содержанию — клиент сообщает
Что-то вербально, причем сухо, скучно, невыразительно, монотонно,
То есть аффекты отсутствуют. Эксцентричные высказывания, когда
идеация и эмоция не соответствуют. Реакция терапевта: «Но все же
вы печальны?»
3. Поза клиента:
- одеревенелость, скрюченность, неизменность позы — застывшая;
- чрезмерная подвижность;
- противоречие между позой и вербальным содержанием;
- сжатые кулаки, скрещенные руки, ноги (утаивание);
- зевание;
- избегание прямого взгляда.
4. Разговор о незначительном, избегание тем, многословие:
Внешние события, которые не ведут к внутренней ситуации, разговор
На общие темы, разговор о чем-то другом.
Ригидность в поведении (отсутствие изменений) — повторять
Одно и то же, поступать одним и тем же образом (даже во время кон-
Сультации), стереотипное поведение (приход пораньше — страх опо-
здать, типичная «туалетная» тревожность — потеря контроля над
Сфинктером).
6. Язык избегания — использование в речи клише, «стерильного»
Языка, общепринятых или научных терминов (утаивание личного).
Терапевт должен использовать личностный, живой язык с клиентом.
Клише уводит от эмоциональных затруднений. Признаки амбива-
лентности клиента: «честно», «действительно и верно», «я полагаю»,
«вы знаете», «и так далее, и так далее», «я действительно думаю так»;
«я не знаю, с чего начать» — на самом деле: «я знаю, с чего начать, но
колеблюсь, начинать ли так». Повторения — признак неуверенности
И сопротивления.
Опоздание, пропуски сеансов, забывчивость (например, при
Оплате). При этом могут быть попытки рационализировать, которые
Тоже являются сопротивлением.
Скука — клиенту надоело, избегает осознания бессознатель-