Что же мы узнали из этой истории?
Все три помощника, которые помогали Психее выполнить три первых задания — муравей, тростник и орел — содержат природный элемент. Башня построена человеком и воплощает культурный аспект нашей цивилизации. Она помогает нам много узнать, что делали в прошлом другие женщины, чтобы выполнить четвертое задание. Святая Тереза из Авилы говорит о башне как о Внутреннем Замке. Женщины, занимавшиеся теософией, описывали видения этой башни. Современные феминисты имеют много что сказать на этот счет. Изобилие материала можно найти в биографиях женщин-святых в истории Христианства. Христианская психология раскрыла несколько возможных разновидностей женской судьбы. Исключительно важно видеть различия в тех ее линиях, которые существовали на западе и востоке раньше, и тех, которые существуют сейчас. В конце концов, обычно вы проходите свой путь в одиночестве, сохраняя внутреннюю башню, чтобы время от времени к ней прислушиваться.
Психея должна была отправиться в подземное царство через пустынное место (очень много странствий начинается в наименее ожидаемый или наименее подходящий момент), вниз по бесконечной дороге в темный туннель подземного мира. По пути ей не следовало ни останавливаться, ни отклоняться в сторону, руководствуясь великодушием и женской добротой, чтобы не стать беспомощной и беззащитной. За переправу через Стикс Психея расплатилась монетой. Не накопив достаточно сил к началу своего путешествия, она не смогла бы пройти весь путь до конца. Чтобы совершить это путешествие, необходимы покой, одиночество и способность копить и сохранять силы. Она должна была отвлечь внимание ужасного пса, охранявшего вход в царство Гадеса. Не следует терять из вида все волшебные атрибуты. Они постоянно требуются для расплаты, ибо содержат в себе какое-то ценное качество. Например, ячменный пирог, как правило, замешивается на меду.
Следующий важный момент, который необходимо отметить, состоит в том, чтобы сохранить силы для путешествия, не растратив их, приняв приглашение Персефоны остаться у нее во дворце. Персефона — хозяйка подземного мира, самая таинственная из всех богинь, вечная девственница, мастерица волшебных превращений. Эту часть женщины можно уважать и обожать, как мы уважаем и обожаем все чудесное, но не следует добиваться с ней полной идентификации. Среди женщин очень легко определить оставшуюся в чертогах Персефоны, прекратившую свое дальнейшее развитие.
На обратном пути Психея отвлекла внимание зловещего пса и проскочила мимо, расплатилась второй монетой с перевозчиком и вернулась в светлый мир людей.
Психея попросила склянку волшебной мази, но как ей показалось, — не получила ничего. Это и называется таинством чуда и представляет большую ценность, чем любое качество, которое мы в состоянии определить. Не стоит искать определение той глубокой внутренней трансформации, которая происходит в женщине. Суть фемининности состоит именно в этом чудесном превращении, всегда таинственном для мужчин и, может быть, чуть менее таинственном для женщин. Оно частично несет в себе оздоровляющий и даже исцеляющий компонент.
Не вняв предостережению, Психея (лишение благосклонности, как правило, необходимо для того, чтобы разворачивался драматический сюжет), открыла склянку с волшебной мазью. Она решила воспользоваться ею для собственных нужд, но сделала это бессознательно. Этот момент в странствии является наиболее опасным; многие женщины терпят поражение именно здесь. Чтобы идентифицироваться с волшебным, необходимо попасть в бессознательное, а это — конец всякого развития. Многие женщины, до сих пор прошедшие путь без больших потерь, на этом месте попадают в западню, идентифицируясь с волшебным очарованием Персефоны. И тогда их чудесное развитие прекращается, оставляя их чем-то похожими на духовную окаменелость, не имеющую в себе ничего человеческого.
Психея не прошла это испытание, но ее неудача заставила стать активным Эроса, т. е. ее внутреннюю маскулинность, найти в себе мужскую энергию, чтобы избавиться от гибели. Укол любовной стрелы разбудил ее, сняв оковы смертельного сна. От неполноты и невостребованности духовной жизни может спасти только любовь.
Эрос выполнил свою божественную функцию, а Психея, очутившись на небесах, обрела бессмертие. Связь с Эросом была для нее непростой и опасной, но в конце концов она дала Психее бессмертие. Наконец, вы открываете в себе архетипическую сущность, находившуюся в глубине, скрытой за вашей индивидуальностью. Таким образом вы приходите к бессмертию, которое вам было обещано в начале мифа, но его ожидание было слишком смутно и непонятно. Весь огромный труд Психеи и ее мучения заключались в превращении изначально существующей наивной прелести в совершенное божественное сознание.
Проще всего отнести мифологические сюжеты к незапамятным временам, считая, что они утратили свое влияние на события здесь-и-теперь. Лишь сравнитиельно недавно в нашей истории появилась установка, что мифы и сказки созданы для детей. До наступления Эпохи Просвещения, когда эта установка утвердилась в человеческом сознании, изучение мифов и сказок считалось вполне достойным и благородным занятием взрослых. Только после опубликования работ Юнга, Фрезера, Кэмпбелла и других ученых миф, наконец, стал занимать соответствующее ему место в изучении внутреннего мира человека. Тем не менее, у большинства людей, по-прежнему, преобладают установки, сформировавшиеся в девятнадцатом столетии.