Краткое изложение лекционного материала
ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность
Специализация – административная деятельность в органах внутренних дел
Барнаул 2009
ББК 88.4р30 +67.401.133.1р30
П 863
Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий. – Барнаул: ГОУ ВПО БЮИ МВД России, 2009. – 55 с.
Автор: старший преподаватель кафедры психологии и педагогики в ОВД, кандидат педагогических наук, подполковник милиции Степанищев А.Г.
В рекомендации включено краткое содержание всех тем курса, отражены планы семинарских и практических занятий, задания и упражнения, способствующие формированию навыков и умений, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
Рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании Методического совета Барнаульского юридического института МВД России от «____» __________ 2009 г. Протокол №________
© Барнаульский юридический институт МВД России, 2009
Содержание
Введение………………………………………………………………….………..4
Выписка из тематического плана…………………………………………..…….6
Тема № 1 Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД…………………………………………………………………8
Тема № 2 Профессиональные качества сотрудников ОВД………..………….12
Тема № 3 Психологические аспекты конфликтов в деятельности органов внутренних дел………………………………………………………..…………18
Тема № 4 Социально-психологические явления и их учет в деятельности сотрудников ОВД…………………………………………………………..……22
Тема № 5 Психологические особенности деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях…………………………………………………..……26
Тема № 6 Психология личности преступника…………………………………32
Тема № 7 Психологическая характеристика преступных групп………..……35
Тема № 8 Психология следственных действий…………………………..……38
Литература………………………………………………………………..….…..49
Примерный перечень тем рефератов…………………………………………...51
Примерный перечень вопросов к экзамену……………………………………52
Введение
Курс «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» предполагает изучение юридической психологии и основ смежных отраслей психологии. Большой объем изучаемого материала по курсу, его разноаспектность и многоплановость детерминируют важность самостоятельной индивидуальной работы курсантов с дополнительными источниками, периодикой и т.д.
Необыкновенная актуальность изучения дисциплины в настоящий момент времени определяется требованиями практики, результатами научных исследований, особенностями социально-политических характеристик современного общества. Межнациональные конфликты, социально-экономическая напряженность, социальное расслоение общества, ужесточение требований к профессиональной деятельности и личности самого сотрудника ОВД, а так же многие другие факторы указывают на необходимость видения на месте сотрудника ОВД психологически образованного человека, владеющего не только правовой информацией, но и реальными умениями, техниками эффективного общения, осуществления действий процессуального характера, построения диалога с крайне дифференцированным кругом лиц, объективной и точной оценки различных проявлений личности. Специальной и важной задачей курса будет являться пропедевтика профессиональной деформации личности курсанта и слушателя, их обучение приемам саморегуляции, успешного поведения в ситуациях фрустрации и экстремальности, формирование мировоззрения.
Психологическое обеспечение учебной деятельности курсантов и слушателей, создание условий для формирования навыков и умений успешного профессионального общения, саморегуляции, навыков рефлексивной мыследеятельности, психологического воздействия на личность, внешней диагностики, предупреждения и разрешения конфликтов разной этимологиии и т.п. является основными задачами курса «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел».
Цель данной дисциплины можно определить как подготовку квалифицированных специалистов, умеющих разбираться в психолого-педагогических проблемах профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также вооружение учащихся научно обоснованными психолого-педагогическими методиками и рекомендациями.
В процессе изучения курса «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» курсанты должны знать:
- предмет курса «Психология в деятельности сотрудников ОВД», его задачи и цели;
- психологические характеристики личности и коллектива сотрудников ОВД;
- психологические особенности личности преступника;
- психологические процессы и состояния и особенности их проявления у сотрудников ОВД;
- основы профессионального общения сотрудников ОВД;
- психологические механизмы оперативно-розыскной, следственной, экспертно-криминалистической и профилактической деятельности сотрудников правоохранительной деятельности;
- причины и способы разрешения конфликтов различной природы в деятельности сотрудников ОВД.
Уметь:
- осуществлять психопрофилактику негативных психических состояний у сотрудников ОВД;
- осуществлять визуальную психодиагностику личности и психического состояния;
- устанавливать психологические контакты с различными категориями граждан;
- использовать полученные знания на практике ОВД, быть функционально грамотным.
Владеть:
- навыками профессионального общения;
- методиками экспрессдиагностики для точного и быстрого определения типа личности.
Изучение каждой темы дисциплины имеет практическую направленность и предполагает решение прикладных задач, предусматривающих приобретение слушателями (курсантами) конкретных профессиональных умений и навыков. При проведении отдельных семинарских и практических занятий предполагается использование фрагментов социально-психологических тренингов, форм контекстного обучения, деловых и обучающих игр, проективных и других тестов, организация квазиисследований, практических и лабораторных работ.
Содержанием самостоятельной работы студентов является подготовка докладов и написание рефератов, индивидуальная и групповая работа с учебниками, самостоятельное выполнение практических и теоретических заданий, участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах по дисциплине.
Для развития креативности курсантов предусмотрено написание творческих работ по учебным фильмам, разыгрывание, инсценирование ситуаций на различные темы курса.
ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
по курсу «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел»
Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность
Специализация – административная деятельность в органах внутренних дел,
профиль подготовки специалиста – деятельность службы
участковых уполномоченных милиции
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов по видам занятий | Виды использован-ных ТСО наглядных пособий, телевидения, кино и др. | Наименование дисциплин и номера тем, которые должны быть изучены до данной темы | Приме-ча-ние | ||||
Всего | Лекции | С\З | П\З | С.р. | |||||
1. | Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД | ММП | Государствен-ная служба в ОВД, Психология | ||||||
2. | Профессиональные качества сотрудников ОВД | ММП | Психология, Профессиональная этика | ||||||
3. | Психологические аспекты конфликтов в деятельности органов внутренних дел | ММП | Психология, Профессиональная этика | ||||||
4. | Социально-психологические явления и их учет в деятельности сотрудников ОВД | ММП | Психология, конфликто-логия | ||||||
5. | Психологические особенности деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях | ММП | Психология, социология, тактико-специальная подготовка | ||||||
6. | Психология личности преступника | ММП | Уголовное право, криминология | ||||||
7. | Психологическая характеристика преступных групп | ММП | Уголовное право, криминология | ||||||
8. | Психология следственных действий | ММП | Уголовное право, уголовный процесс, криминалистика | ||||||
Экзамен | |||||||||
Всего |
Тема №1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
План лекции
1. Понятие психической деятельности.
2. Профессиограмма сотрудника ОВД
3. Психологическая характеристика условий деятельности сотрудников ОВД.
Краткое изложение лекционного материала
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это специфический для человека способ отношения к действительности, состоящий в преобразовании и подчинении ее человеческим целям.
Любой вид деятельности связан с движениями. ДВИЖЕНИЕ - это физиологическая функция живого организма.
Все виды движения могут быть разделены на две группы:
1. врожденные;
2. приобретенные.
Большинство движений человека являются приобретенными. Прижизненные возможности развития движений человека огромны, двигательные способности у людей различны и тесно связаны с двигательными задатками.
Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения называется - ДЕЙСТВИЕМ.
Действие - это элемент деятельности.
В психологии различают следующие виды действий:
1) физические (внешние,
2) умственные (внутренние).
Прежде чем приступить к внешней деятельности, человек планирует действие в уме, т.е. умственное действие предшествует физическому.
По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на :
1) импульсивные,
2) волевые.
Первые характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Вторые предполагают продуманность целей и возможных последствий.
В своей деятельности человек преследует определенные цели, движимый мотивами, в качестве которых выступают потребности, т.е. можно построить следующую цепочку.
Цель мотив потребности деятельность
Поведение человека в большинстве случаев определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий.
В формировании отношения человека к деятельности и становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет УСПЕХ или НЕУСПЕХ в деятельности, уровень ПРИТЯЗАНИЯ ЛИЧНОСТИ и УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ.
Преломляясь через особенности личности успех или неудача влияют на последующую деятельность.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности:
1. ИГРА,
2. УЧЕНИЕ,
3. ТРУД.
Во время каждого из указанных видов деятельности человек овладевает определенной системой ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
Процесс овладения знаниями, умениями, навыками.
Обучение
преподавание учение
ЗНАНИЯ - это совокупность сведений о деятельности, предметах и явлениях реальной действительности
восприятие осмысление запоминание применение на практике
УМЕНИЯ - возможность применять знания на практике
Приобретение новых умений на базе имеющихся | Перенос умений на новую основу | Соединение знаний и умений в деятельности |
НАВЫКИ - это способность выполнять действия правильно, быстро, экономно с высокими результатами.
Начало осмысления действия | Сознательное неумелое выполнение | Быстрое точное выполнение |
Одной из общих задач юридической психологии является изучение деятельности по осуществлению правосудия, раскрытие ее психологических особенностей. Любая деятельность человека - это определенное, целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой. Психологическая структура деятельности должна быть выделена в связи с тем, что каждый вид деятельности требует определенных психических качеств, навыков, проявлений.
Совокупность видов деятельности характерных для той или иной специальности называется профессиограммой.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ включает анализ преступности, профилактические мероприятия, правовую пропаганду и начальную стадию перевоспитания преступника для возвращения его к социальной норме поведения.
РЕКОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Всю исходную информацию сотрудник мысленно сопоставляет с предметом доказывания для данной категории правонарушений. Успешность такого сопоставления и сделанных выводов зависит от уровня развития мыслительных качеств сотрудника.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сюда входит умение организовать свой рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром.
УДОСТОВЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - она заключается в переводе добытой информации в новую, преимущественно письменную форму. Сотрудник получает исходную информацию в виде конкретных образов устной и письменной речи (обыск, осмотр, допрос и др.). Всю полученную информацию после ее анализа и отбора фиксируют в специальных предусмотренных законом формах (протоколах, постановлениях и т.д.).