Упражнение 5. чувства и фигура-фон

Закройте глаза и представьте себе свою мать разговари­вающей с вами. Постарайтесь вспомнить, как она выг­лядит, во что одета, запах ее духов, ее позу, побудьте не­которое время вместе с этим воспоминанием.

Когда вы четко поймете, что хорошо ее себе предста­вили, скажите о своих чувствах к ней, но при этом не старайтесь быть логичным.

Перечисляйте чувства по одному; высказав очеред­ное, сделайте передышку и побудьте, поживите немно­го с этим чувством. Что вы ощущаете в своем теле, когда описываете любовь, теплоту, гнев, разочарование? Ощу­тите переходы от одного чувства к другому.

Намеренно измените скорость, с которой вы перечис­ляете свои чувства к матери. Сравните свои ощущения, отличаются ли они в случае, когда вы прислушиваетесь к себе, и тогда, когда вы не даете себе прочувствовать ска­занное.

Вы заметили сходство между размытой картиной внешнего мира, когда взгляд быстро скользит с одного предмета на другой, и размытым видением своего внут­реннего мира? Вы заметили изменения в чувстве вол­нения от происходящего, когда заставляли себя остано­виться на каждой из фигур?

«Удивительно, насколько живой показалась мне моя мать и как много я хочу ей сказать — особенно если учесть, что она умерла двадцать два года назад — в каком-то смыс­ле она действительно не умерла!»

Позволяя себе полностью прочувствовать какое-либо ощу­щение, мы обнаруживаем существование поворотной точки, где оно достигает насыщения, а затем растворяется, исчезает, и другое чувство заменяет его. Если же мы блокируем опреде­ленное чувство, оно не исчезает. И мы как бы его чувствуем, хотя его нет в настоящем, вместо того чтобы по-настоящему пережить это чувство и закончить с ним. Для этого необходи­мы усилия, хотя мы можем и не отдавать себе отчета в том, что их прилагаем.

Гештальт — это философия очевидного, реального.

Невротик — тот, кто не видит очевидного.

Фриц Перлз

Блокировки осознания можно охарактеризовать — более подробно мы займемся ими в главе о способах избегания. Как бы там ни было, эти блокировки ведут к фиксации способов, которыми мы ощущаем и выражаем себя. Этим они ограни­чивают нашу способность к ответу на происходящее. Только полностью осознавая, что мы чувствуем, мы можем так же полно отвечать. Запреты, блоки фиксируют наши способы за­ведомо предсказуемого поведения и не позволяют гибко реа­гировать на происходящее. Они мешают нам развиваться и быть полновластными хозяевами собственной жизни.

У каждого из нас есть своя подлинная жизнь,

которую он хотел бы прожить.

Фриц Перлз

Мы связываем себя, не позволяя себе чувствовать и выра­жать всю свою многогранность. Уходя от видения окружаю­щего мира во всех его подробностях, сводя его лишь к обобще­ниям и абстракциям как к продукту языка, мы тоже связыва­ем себя.

Способность абстрагироваться есть величайшая ценность языка (а также уникальный и основополагающий признак на­шей человечности). Когда малыш впервые видит стул, он тра­тит массу времени на то, чтобы исследовать его, стараясь при­дать ему смысл. Через некоторое время он начинает видеть связь между этим стулом и всеми прочими; в конце концов он понимает, что на свете есть группа предметов, называемых сту­льями. Проблема заключается в том, что мы используем эту способность к абстракции не в полной мере, приучившись ви­деть лишь самые общие черты (например, возможности ис­пользования) вещей или событий и игнорируя тем самым их индивидуальные особенности. Ребенку, возможно, было ког­да-то сказано, что появление слез означает грусть: поэтому он может, увидев или ощутив слезы, не связать их с чувствами гнева или радости.

Такой процесс называется фиксацией и является результа­том неправильного использования способности к абстраги-

рованию; в этом случае процесс абстракции реально препят­ствует восприятию происходящего вокруг. Попробуйте сделать следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 6. ФИКСАЦИЯ

(Предметы)

Не вдаваясь в подробности, представьте себе два или три стола, находящихся в комнате, где вы сидите. Вы когда-нибудь рассматривали их внимательно? Вас интересова­ло, из чего они сделаны и как собраны? Что вы чувствуе­те по поводу каждого из них? Какой стол вам нравится больше, чем другие? А теперь осмотрите его тщательно. Удавалось ли вам зафиксировать образ этого стола в во­ображении до того, как вы внимательно его осмотрели?

«Я поразился неуклюжей конструкции стола, стоящего у моей кровати, отвратительному виду его сосновых ин­крустаций и дымчатого стекла на поверхности. Мне он не нравится, я избавлюсь от него».

Наши рекомендации