Регулирование внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономические связи отражают торгово-экономические отношения, возникающие в результате международного разделения труда.
Международное разделение труда (МРТ) — представляет собой закрепление за определенными странами производство отдельных видов товаров, работ или услуг.
МРТ обусловливает:
1) обмен товарами и услугами между странами;
2) движение капиталов из одной страны в другую;
3) миграцию рабочей силы;
4) интеграцию.
Для развития МРТ важное значение имеют:
• сравнительные преимущества, т.е. способность каждой отдельной страны производить определенный товар (или группу товаров) с более низкой стоимостью по сравнению со средней мировой;
• государственная политика, в зависимости от которой может меняться не только характер производства, но и характер потребления;
• концентрация производства, т.е. создание крупной промышленности и развитие массового производства;
• растущий импорт сырья, материалов, топлива из развивающихся стран в развитые страны;
• развитие транспортной инфраструктуры.
Управление МРТ и вешней торговлей обусловили необходимость
международного менеджмента. Международный менеджмент — это
особый раздел управления, в котором рассматриваются вопросы планирования и организации внешнеторговой деятельности, действия
таможенной системы, методика формирования внешнеэкономических стратегий и т.п.
Россия вписалась в международное разделение труда в основном как поставщик сырья. Состояние бюджета страны зависит главным образом от спроса и цен. На мировом рынке на нефть, газ и другие природные и сырьевые ресурсы.
Между тем запасы природных богатств в нашей стране не столь велики, как это принято считать.
Очевидно, настает время радикально изменить ситуацию, складывающуюся на внутреннем рынке России и «отвоевать» его с помощью государства для отечественного товаропроизводителя.
Существенные изменения должны быть внесены и в структуру российского экспорта. Из страны, вывозящей сырье, Россия может еще превратиться в экспортера трудоемкой и наукоемкой продукции. Однако это возможно лишь при условии продуманной государственной экономической политики и при условии государственного целенаправленного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности детерминирована спецификой современного рынка, развитием международной экономической интеграции, особенностями экономического развития каждой страны.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности определяется прежде всего внешнеторговой политикой. Внешнеторговая политика (ВТП) — это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими государствами.
Существуют два основных направления внешнеэкономической политики: политика свободной торговли и протекционизм.
Главная задача государства в области внешней торговли — поддерживать экспортеров, сделать их более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.
Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций
Внешнеторговая деятельность предприятий и организаций в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ.
• единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;
• единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;
• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации задач обеспечения национальной безопасности;
• единство таможенной территории РФ;
• приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
• равенство участников внешнеторговой деятельности и отсутствие дискриминации;
• защита государством прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности.
Основными целями внешнеторговой политики России должны стать:
• изменения степени и способа включения нашей страны в мировое разделение труда;
• изменение объема и структуры экспорта и импорта; » обеспечение населения и национальной экономики необходимыми ресурсами;
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
50. Международные организации: значение, роль в международном менеджменте
Среди ассортимента продукции, на которой специализируется международная компания, эксперты-маркетологи выбирают изделия, которые обеспечивают оптимальную прибыльность продаж, и высокие темпы роста сбыта на перспективных рынках. При этом к преимуществам международных компаний следует отнести их более значительные, чем у национальных фирм, финансовые ресурсы, которые путем диверсификации товаров и услуг дают возможность полнее удовлетворять запросы потребителей.
Перед выходом со своей продукцией на новый рынок маркетологи головной компании ТНК проводят тщательные маркетинговые исследования, а представители компании в принимающих странах осуществляют лоббирование интересов компании в высших эшелонах национальной администрации с целью принятия мер по либерализации цен и установлению приемлемых для ТНК технических стандартов. Еще перед реализацией на рынке принимающей страны своей продукции международные корпорации проводят массированные рекламные компании с целью привлечения интереса потенциальных покупателей.
Основные факторы сохранения уровня конкурентоспособности международных компаний приведены на рис. 50.1.
Рис. 50.1 Конкурентные преимущества международной компании перед национальными фирмами
К преимуществам расположения предприятий международных компаний в начале XXI в. относится прежде всего политика либерализации и приватизации принимающих государств. Она во многом определяет объем рынков сбыта продукции международных компаний.
Преимущества международной компании, в сохранении уровня
конкурентоспособности целесообразно распределить на четыре категории (рис. 50.2)
Рис. 50.2. Категории преимуществ международных компаний в сохранении уровня конкурентоспособности
Процессы экономической глобализации усиливают интенсивность конкуренции на мировом рынке, так как создают возможность для выхода на него многочисленным национальным фирмам. Правительства многих развивающихся государств периодически стимулируют экспорт своих национальных компаний, создавая конъюнктурные колебания на мировом рынке.
Технологические факторы преимуществ международных компаний проявляются в ускоренной разработке и освоении прогрессивных технологий и в выпуске на их основе новой продукции. В частности, научно-технический прогресс в средствах транспорта и связи обеспечивает снижение стоимости и упрощение проведения международных производственных и коммерческих операций. Транснациональные компании обычно выходят с новой высокотехнологичной продукцией одновременно на все основные рынки. Такие крупные масштабы экспансии расширения рынков сбыта, недоступны национальным Фирмам.
Стоимостные факторы конкурентных преимуществ между
народных компаний тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Современные наукоемкие технологии и оборудование обусловливают растущую капиталоемкость производственных предприятий и
НИОКР. Например, стоимость разработок новых поколений электронно-вычислительной техники и оборудования для их изготовления
часто превышает миллиарды долларов. Это ставит международные
компании перед необходимостью тщательного выбора географических направлений рационального месторасположения высокотехнологичных предприятий.
Макроэкономические факторы конкурентных преимуществ международных компаний в наибольшей степени проявляются в случаях функционирования их зарубежных филиалов на территории интеграционных объединений. Так, в торговле со странами — членами Европейского союза международные компании используют огромный рынок сбыта без тарифных и нетарифных барьеров между входящими в ЕС государствами. Общеевропейские стандарты на товары и услуги позволяют международным компаниям увеличивать объемы продаж на территории Европейского союза, как готовых изделий, так и стандартных узлов и деталей в рамках производственных кооперационных соглашений с использованием эффекта масштаба.
[1] Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие – М.: ИНФРА – М, 2008. – 440 с. – (Высшее образование)
[2] Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под. ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-320 с.
[3] Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. -440 с. – (Высшее образование)
[4] Дорофеев В.Д.
[5] Основы менеджмента: учебное пособие /под ред.проф. Королева/
[6] Дорофеев
[7] Макконея Кэмпбелл. Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы. Политика. Т.1 – М.: Республика, 1992. – С.400.