Регулирование внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономические связи отражают торгово-экономические отношения, возникающие в результате международного разделения труда.

Международное разделение труда (МРТ) — представляет собой за­крепление за определенными странами производство отдельных ви­дов товаров, работ или услуг.

МРТ обусловливает:

1) обмен товарами и услугами между странами;

2) движение капиталов из одной страны в другую;

3) миграцию рабочей силы;

4) интеграцию.

Для развития МРТ важное значение имеют:

• сравнительные преимущества, т.е. способность каждой отдель­ной страны производить определенный товар (или группу товаров) с более низкой стоимостью по сравнению со средней мировой;

• государственная политика, в зависимости от которой может ме­няться не только характер производства, но и характер потребления;

• концентрация производства, т.е. создание крупной промыш­ленности и развитие массового производства;

• растущий импорт сырья, материалов, топлива из развиваю­щихся стран в развитые страны;

• развитие транспортной инфраструктуры.

Управление МРТ и вешней торговлей обусловили необходимость
международного менеджмента. Международный менеджмент — это
особый раздел управления, в котором рассматриваются вопросы пла­нирования и организации внешнеторговой деятельности, действия
таможенной системы, методика формирования внешнеэкономиче­ских стратегий и т.п.

Россия вписалась в международное разделение труда в основном как поставщик сырья. Состояние бюджета страны зависит главным образом от спроса и цен. На мировом рынке на нефть, газ и другие природные и сырьевые ресурсы.

Между тем запасы природных богатств в нашей стране не столь велики, как это принято считать.

Очевидно, настает время радикально изменить ситуацию, складывающуюся на внутреннем рынке России и «отвоевать» его с помо­щью государства для отечественного товаропроизводителя.

Существенные изменения должны быть внесены и в структуру российского экспорта. Из страны, вывозящей сырье, Россия может еще превратиться в экспортера трудоемкой и наукоемкой продукции. Однако это возможно лишь при условии продуманной государствен­ной экономической политики и при условии государственного целе­направленного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Необходимость государственного регулирования внешнеэконо­мической деятельности детерминирована спецификой современного рынка, развитием международной экономической интеграции, осо­бенностями экономического развития каждой страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельно­сти определяется прежде всего внешнеторговой политикой. Внешне­торговая политика (ВТП) — это целенаправленное воздействие госу­дарства на торговые отношения с другими государствами.

Существуют два основных направления внешнеэкономической политики: политика свободной торговли и протекционизм.

Главная задача государства в области внешней торговли — под­держивать экспортеров, сделать их более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособ­ность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций

Внешнеторговая деятельность предприятий и организаций в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нор­мами международного права и международными договорами РФ.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ.

• единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;

• единство системы государственного регулирования внешне­экономической деятельности и контроля за ее осуществлением;

• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации задач обеспечения национальной безопасности;

• единство таможенной территории РФ;

• приоритет экономических мер государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности;

• равенство участников внешнеторговой деятельности и отсутст­вие дискриминации;

• защита государством прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности.

Основными целями внешнеторговой политики России должны стать:

• изменения степени и способа включения нашей страны в ми­ровое разделение труда;

• изменение объема и структуры экспорта и импорта; » обеспечение населения и национальной экономики необходи­мыми ресурсами;

• изменение соотношения экспортных и импортных цен.

50. Международные организации: значение, роль в международном менеджменте

Среди ассортимента продукции, на которой специализируется международная компания, эксперты-маркетологи выбирают изделия, которые обеспечивают оптимальную прибыльность продаж, и высокие темпы роста сбыта на перспективных рынках. При этом к преимуще­ствам международных компаний следует отнести их более значитель­ные, чем у национальных фирм, финансовые ресурсы, которые путем диверсификации товаров и услуг дают возможность полнее удовлетво­рять запросы потребителей.

Перед выходом со своей продукцией на новый рынок маркетологи головной компании ТНК проводят тщательные маркетинговые иссле­дования, а представители компании в принимающих странах осуще­ствляют лоббирование интересов компании в высших эшелонах на­циональной администрации с целью принятия мер по либерализации цен и установлению приемлемых для ТНК технических стандартов. Еще перед реализацией на рынке принимающей страны своей про­дукции международные корпорации проводят массированные рек­ламные компании с целью привлечения интереса потенциальных по­купателей.

Основные факторы сохранения уровня конкурентоспособности международных компаний приведены на рис. 50.1.

 
  Регулирование внешнеэкономической деятельности - student2.ru

Рис. 50.1 Конкурентные преимущества международной компании перед национальными фирмами

К преимуществам расположения предприятий международных компаний в начале XXI в. относится прежде всего политика либера­лизации и приватизации принимающих государств. Она во многом определяет объем рынков сбыта продукции международных ком­паний.

Преимущества международной компании, в сохранении уровня
конкурентоспособности целесообразно распределить на четыре кате­гории (рис. 50.2)

Регулирование внешнеэкономической деятельности - student2.ru

Рис. 50.2. Категории преимуществ международных компаний в сохранении уровня конкурентоспособности

Процессы экономической глобализации усиливают интенсивность конкуренции на мировом рынке, так как создают воз­можность для выхода на него многочисленным национальным фир­мам. Правительства многих развивающихся государств периодически стимулируют экспорт своих национальных компаний, создавая конъ­юнктурные колебания на мировом рынке.

Технологические факторы преимуществ международных компаний проявляются в ускоренной разработке и освоении прогрес­сивных технологий и в выпуске на их основе новой продукции. В ча­стности, научно-технический прогресс в средствах транспорта и связи обеспечивает снижение стоимости и упрощение проведения между­народных производственных и коммерческих операций. Транснацио­нальные компании обычно выходят с новой высокотехнологичной продукцией одновременно на все основные рынки. Такие крупные масштабы экспансии расширения рынков сбыта, недоступны нацио­нальным Фирмам.

Стоимостные факторы конкурентных преимуществ между­
народных компаний тесно связаны с научно-техническим прогрес­сом. Современные наукоемкие технологии и оборудование обуслов­ливают растущую капиталоемкость производственных предприятий и
НИОКР. Например, стоимость разработок новых поколений элект­ронно-вычислительной техники и оборудования для их изготовления
часто превышает миллиарды долларов. Это ставит международные
компании перед необходимостью тщательного выбора географиче­ских направлений рационального месторасположения высокотехно­логичных предприятий.

Макроэкономические факторы конкурентных преиму­ществ международных компаний в наибольшей степени проявляют­ся в случаях функционирования их зарубежных филиалов на терри­тории интеграционных объединений. Так, в торговле со странами — членами Европейского союза международные компании используют огромный рынок сбыта без тарифных и нетарифных барьеров между входящими в ЕС государствами. Общеевропейские стандарты на то­вары и услуги позволяют международным компаниям увеличивать объемы продаж на территории Европейского союза, как готовых из­делий, так и стандартных узлов и деталей в рамках производствен­ных кооперационных соглашений с использованием эффекта мас­штаба.

[1] Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие – М.: ИНФРА – М, 2008. – 440 с. – (Высшее образование)

[2] Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под. ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-320 с.

[3] Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. -440 с. – (Высшее образование)

[4] Дорофеев В.Д.

[5] Основы менеджмента: учебное пособие /под ред.проф. Королева/

[6] Дорофеев

[7] Макконея Кэмпбелл. Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы, проблемы. Политика. Т.1 – М.: Республика, 1992. – С.400.

Наши рекомендации