Метод силы — стремление одной стороны навязать другой свое решение
Методы управления конфликтом
Рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.
Уход от конфликта — наиболее популярный метод управления
Суть данного метода управления конфликтом: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.
Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации.
Показание к его применению — очень высокая цена издержек возможного конфликта.
Причины применения данного метода:
· тривиальность проблемы, лежащей в основе конфликта;
· давление более важных обстоятельств;
· охлаждение разгоревшихся страстей;
· сбор дополнительной информации и уход от принятия немедленного решения;
· более эффективный потенциал у другой стороны, способной разрешить конфликт;
· ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает существо проблемы или когда указывает на другие и более глубокие причины;
· страх перед противоположной стороной;
· неудачное время надвигающегося конфликта.
Типичное поведение в случае разрешения конфликта методом ухода от него:
· чаще всего отрицается существование проблемы конфликта вообще, в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой;
· затягивание решения проблемы;
· применение замедленных процедур для подавления конфликта;
· использование секретности во избежание конфликта;
· обращение к существующим бюрократическим и юридическим нормам, как к основе разрешения конфликта.
Метод неприменим в случаях:
· важности проблемы (тогда избегание похоже на «страусиное» поведение);
· перспективы длительного существования основ данного конфликта, поскольку метод применим лишь на относительно короткое время;
· когда потеря времени в перспективе приводит к потере инициативы и большим издержкам.
Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему «выигрыш-проигрыш».
2. Метод бездействия — разновидность метода «ухода от конфликта»
Суть данного метода управления конфликтом: никаких действий и расчетов не производится вообще.
Данный метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий.
Последствия этого метода непредсказуемы, хотя может случиться и выгодный для администрации или социальной группы поворот событий.
Метод уступок и приспособления
Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.
Данный метод используется в случаях разрешения конфликтов:
· когда администрация обнаруживает свою неправоту и когда ей полезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны, показать свою рассудительность;
· когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для Вас (следует удовлетворить запросы другой стороны во имя будущей кооперации);
· когда формируется стратегический потенциал для будущих спорных ситуаций;
· когда наблюдается явное превосходство другой стороны и Вы ей проигрываете;
· когда стабильность наиболее важна;
· когда в результате разрешения конфликта данным методом повышается управленческая квалификация подчиненных и изучаются собственные ошибки.
Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш-выигрыш».
Метод сглаживания
Данный метод разрешения конфликта, используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма.
Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе.
Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а на общих чертах делается акцент: «Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку».
Вероятный результат использования этого метода предполагает наличие двух вариантов: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш».
Метод скрытых действий
Данный метод разрешения конфликта, применяется тогда, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования.
Причины выбора данного метода:
· стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт;
· нежелание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа;
· невозможность вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия по существующим правилам;
· отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающихся сторон (слабая сторона подвергается повышенному риску).
Используемая техника: как джентльменские, так и далекие от них формы воздействия (кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание помех).
Исход метода зависит от опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш-проигрыш» до варианта «выигрыш-выигрыш».
Негативные последствия метода:
· скрытое или открытое сопротивление такого рода секретным действиям;
· акты саботажа;
· распространение среди работников негативных настроений по отношению к руководству;
· возможность возникновения сильного социального конфликта на почве скрытности.
6. Метод «быстрого решения»
Его суть: решение по предмету и проблеме принимается в самые короткие сроки, почти мгновенно.
Данный метод разрешения конфликта используется:
· при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств;
· когда одна из сторон в конфликте меняет свою позицию под влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объективной» информации;
· когда обе стороны желают участвовать в поиске наиболее лучших вариантов соглашений;
· когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;
· при расчете, что быстрое решение резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.
Наиболее вероятный результат применения метода: ближе к модели «выигрыш- выигрыш», но для этого необходимо взаимное согласие сторон.
Его преимущества: быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.
Метод компромисса
Компромисс — вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.
В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.
Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.
Метод компромисса применяется в случаях:
· когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;
· когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
· достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
· достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;
· выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
· когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: «дай-возьми»;
· если обе стороны имеют достаточно времени;
· ограниченности ресурсов;
· нежелательности исхода «выигрыш-проигрыш».
Технология метода:
· переговоры;
· каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу;
· поиск приемлемых решений.
Ограничения для применения метода компромисса:
· нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
· принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
· в случае оспаривания участниками принятых обязательств.
Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.
Достоинства метода:
· возможность решения спорных вопросов для обеих сторон;
· фокусирование внимания на взаимных интересах;
· использование объективного критерия в ходе переговоров;
· ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
· разработка взаимовыгодных решений.
Метод сотрудничества — соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации
Применяется в случаях:
· выработки интегративного решения, когда «корзины» проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса;
· когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте;
· выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе;
· выработки соглашения на основе принципа консенсуса;
· когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон;
· соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества.
Специфические действия конфликтующих сторон:
· ориентация на разрешение проблемы;
· акцент не на различия, а на разделяемые обеими сторонами идеи и информацию;
· поиск интегрируемых решений;
· выявление ситуаций, когда обе стороны должны выиграть;
· подход к конфликту как к вызову.
Методика решения конфликта через решение проблемы, предложенная Аланом Фили, заключается в следующем:
· определите проблему в категориях целей, а не решений;
· когда проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон;
· сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
· создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;
· во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия.
Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон.
Метод силы — стремление одной стороны навязать другой свое решение
Применяется в следующих ситуациях:
· когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств;
· в случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);
· в жизненно важных для организации ситуациях, когда сильная сторона осознает свою правоту;
· против социальных групп с деструктивным поведением. Вероятные модели поведения:
· навязывание стратегий типа «выигрыш-проигрыш»;
· использование конкуренции;
· использование власти путем принуждения;
· требование подчинения.
Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество перед работниками.
Результат применения метода: «выигрыш-проигрыш».