Системная методология в разработке проблемы деятельности в психологии
Системный подход-это методологическое направление, разрабатывающее средства познания и конструирования сложноорганизованных объектов. Системный подход исходит, прежде всего, из качественного анализа целостных объектов (систем). Система представляет собой качественное единство, или совокупность, обладающую интегральными свойствами. Согласно Б. Ф. Ломову, ядро системного подхода образуют шесть принципов или норм описания психических явлений.
1. Психические явления рассматриваются нескольких планах.
· фиксирует взаимосвязь изучаемого явления с явлениями того же класса. Психика рассматривается здесь следующим образом: а) как субъективное отражение действительности, выступающее в ряду других видов отражения (биологического и социального), б) как регулятор активности субъекта (его деятельности, игры, общения, познания).
· определяет совокупность психических явлений как самостоятельную целостность (систему). Когда исследуемое явление рассматривается как некоторая система (качественная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы выявить «составляющие» этого явления и способ их организации. В качестве компонентов психики выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. Так, Б. Ф. Ломов дифференцирует когнитивную, коммуникативную, регулятивную подсистемы, которые обеспечиваю различные формы взаимосвязи индивида с окружающей средой.
· психические явления в их отношении к системам более высокого уровня. Так, включаясь в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность; включаясь в систему биологических отношений со средой – носителем природных качеств и выступает как организм.
· психические явления как движение микросистем, в терминах нейрональных интеграций, психика представляется здесь как отражательная функция мозга (Бернштейн)
2. Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах координат.
Психические явления рассматриваются в некой одной системе координат, что позволяет охватить лишь одну сторону психических явлений, выявить какой-то один ряд свойств. Так, пси- хофизические исследования восприятия дают нам один срез, психофизиологические – другой, исследования восприятия в контексте деятельности – третий и т. д.Задача теоретико-методологической работы состоит в том, чтобы объединить различные способы измерения и подходить к исследованию психических явлений как многомерных.
3. Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая.
Психика, или целое, дифференцируется на подсистемы: когнитивную , регулятивную, коммуникативную. Данный принцип распространяется на отдельные психические процессы, свойства, состояния и т. д. выделение уровней организации.
4. Целостное познание психического явления предполагает выделение системы детерминант.
По Б. Ф. Ломову, за многоплановостью, многомерностью и многоуровневостью психического стоит множественность его детерминант. Наряду с причинно-следственными связями, в их число входят общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредствующие звенья, внешние и внутренние факторы и др. Так, например, в разных усло- виях жизнедеятельности человека, на разных этапах его развития (филогенетического и онтогенетического), относительно к разным уровням и к разным измерениям психических явлений соотношение социальной и биологической детерминаций складывается по-разному.
5.. Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии.
Развитие выражает способ существования психического как системы. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида.
«Психическое развитие, – отмечает В. А. Барабанщиков, – это движение его оснований, сменность детерминант, возникновение, формирование и преобразование новых качеств и свойств».С позиций системного подхода, развитие предполагает многообразие источников и движущих сил, которое всегда связано с системой противоречий (между разными качествами, уровнями, основаниями, факторами и т. п.) и допускает различные пути их разрешения.
С позиций системного подхода деятельность рассматривается как сложное, многоуровневое, многомерное и развивающееся явление. В изучении деятельности как системы выделяют следующие уровни :
· Личностно-мотивационный (значимость деят. для личности, деят.рассматривается с точки зрения удовлетворения потребностей личности, с точки зрения ее личностного смысла)
· Компонентно-целевой (основные компоненты деятельности: операции, действия условия, задачи)
· Структурно-функциональный (взаимосвязь компонентов);
· Психофизиологический уровень (изучение физиологических систем, задействованных в деятельности);
· Индивидуально-психологический уровень (изучение личности во всем многообразии систем существования – природной, социальной, физической, как субъекта деятельности). Сущ-ет структурный, процессуальный, функциональный анализ деятельности.