Триадическое правило умолчания
«Предложение есть законченная мысль» — это определение из учебника грамматики наводит на следующее правило умолчания: если в трансляции отсутствуют явные триадические маркеры, то ее модальность — синтетическая.
Тонкости
Таким образом, трансляция, представляющая собой короткое простое предложение типа «подлежащее — сказуемое — прямое дополнение», в отсутствие логического или ситуативно-обусловленного ударения имеет обычно синтетическую модальность. Длинные фразы получают модальность в зависимости от логического ударения или от преобладания в них слов, имеющих синтетическую, качественную или предметную модальности, например:
— Я хочу дикобраза. (син)
— Не знаю, как вы, а (с ударением) я — никуда не поеду! (син)
— А что нам на это скажет уважаемый (с придыханием) Зиновий Каллистратович? (син)
— Высоко ты, Ромуальд, поднялся — высоко... (кач)
— Я в таких городах бывал — Париж! Берлин! Сан-Франциско! Акапулько! (син)
— У меня болит живот (поглаживает себя по животу). (пред)
— Что ты за мои коленки все держишься, Евсевий? У меня и другие части есть — спинка, например, стопочки, лодыжки, шейка, между прочим. (пред)
— (угощая гостя) Чашечку кофе? (пред)
Односложная трансляция имеет качественную или предметную модальность, если основной ее смысл заключен, соответственно, в предъявляемом качестве или объекте. Если же ее смысл символический (например, «да» или «нет»), то она обычно имеет синтетическую модальность. Примеры:
— Ты какого цветы глаза у мужчин любишь?
— Голубые. (кач)
— Я тебе купила янтарную брошку.
— (разочарованно) Янтарную... (син)
— Идем, Порфирий?
— Идем. (син)
— Что ты хочешь на завтрак, Игнатий?
— Творог. (пред)
— Будешь есть на завтрак творог со сметаной.
— (послушно, кивая головой) Творог. (син)
— Ну, и что твой избранник, Прасковья?
— Гусак! (син)
— Как, Панкрат вчера блистал?
— (с восхищением) Король! (син)
Упражнение 4. Определите триадическую модальность ответных реплик в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.
1. — Тебе нравится Ананий?
— (поднимая лицо и руки вверх) Это Бог!
2. — И что ты собираешься надеть на ноги, Агафья?
— Сапожки.
3. — Ты почему со мной не хочешь дружить, Остромир?
— Боюсь...
4. — Задумайся, Иероним!
— Доброму молодцу стать нужна.
5. — Уймись, Ираклий!
— Ну нет!
6. — А грибочков хочешь?
— Грибочков — хочу.
7. — Посторонись, Корнилий!
— Пожалуйста.
8. — Ты мне верна, Конкордия?
— Как серая гусыня своему избраннику, дорогой.
9. — Заходи при случае, Мелания — буду рад.
— Случится — может, зайду.
10. — Ну, теперь пиши — пропало.
— Ой! Совсем пропало?
Ответ. 1. син. 2. пред. 3. кач 4. син. 5. син. 6. син. 7. син. 8. син. 9. кач. 10. кач.
Упражнение 5. Определите триадическую модальность трансляций в следующих диалогах и в пяти элементарных диалогах по своему выбору.
1. — Отвяжись, а?
— Назвался груздем — полезай в кузов, Манефа!
2. — Ой!
— Не ойкай, пожалуйста, а то противно.
3. — Я пошел загорать на крышу.
— На крышу?!
4. — Что, брат, тоскуешь? Не ровно дышишь?
— Да, нечего сказать...
5. — Что это у тебя сегодня глаза такие зеленые, Манефа?
— Что, что... мороженого хочу!
Ответ. 1. кач; син. 2. син; кач. 3. син; пред. 4. кач; син. 5. кач; пред.
Упражнение 6. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности.
1. — Я что, не совсем тебя удовлетворяю, Варсонофий?
2. — Уж в чем-чем, а грибах я знаю толк.
3. — Ну, далеко ведь на яхте не уплывешь?
4. — Что-то не нравится мне твой вид, Ангелина.
5. — Я скоро ухожу — и не знаю, когда вернусь.
Ответ.
1а). — Да, не совсем. (син)
1б). — Холодна ты очень. (кач)
1в). — Нет, все на месте: ручки, ножки, платьице... декольте. (пред)
2а). — (сомневаясь) Да?
2б). — И ядовитые отличаете?
2в). — И в белых, и в маслятах тоже?
3а). — Смелого пуля боится.
3б). — Можно и далеко — но опасно.
3в). — Из опасностей — только волны, ветер и мели.
4а). — Фу-ты ну-ты рожки гнуты!
4б). — Не нравится — не кушай, а главное — не капризничай!
4в). — Нос или щеки?
5а). — Чао! (машет рукой, прощаясь)
5б). — Но ведь еще совсем рано!
5в). — Домой собралась? Или на концерт?
Упражнение 7. Определите триадические модальности, использованные героями в следующей сценке.
Аграфена и Клавдий
Комната Аграфены. На этажерке — клетка со столетним попугаем Клавдием.
Аграфена. Орешки-то есть у тебя еще, Клавдий?
Клавдий. Запас карман не тянет.
Аграфена. Точно, дорогой, умный ты у меня — страсть!
Клавдий. (грустно) Хочешь жить — умей вертеться, Клавдия.
Аграфена. (согласно кивает) Только бока подставляй. Ребра, позвонки... поясницу.
Клавдий. С чем ляжешь — с тем и встанешь.
Аграфена. А с утра как ноет — больно!.. Не разогнешься иной раз до обеда — но потом легче, легче...
Клавдий. (мрачно) Первый шаг человека есть шаг к смерти.
Аграфена. Ну, не пугай меня, не пугай, тем более на ночь глядя.
Клавдий. (мрачно) Чучело ты гороховое, Клавдия.
Аграфена. (соглашаясь) Есть такое дело... нескладная я... неудачливая.
Клавдий. Удача — дар Божий.
Аграфена. (после паузы) Пыль надо с комода стереть... и с пианино.
Клавдий. Пыль — плоть времени.
Аграфена. Ну не пугай, и так страшно жить — особенно когда о чем подумаешь... таком...
Клавдий. Мыслить — удел философов.
Аграфена. Да, лучше я ужином займусь... яишенку сготовлю, салатик, чаю с вареньем...
Клавдий. (задумчиво) Ты — перепелка.
Аграфена. (обиженно) Слава Богу, что не попугаиха — тебе бы в жены не подошла. Точно не подошла бы.
Клавдий. Гусь свинье не товарищ.
Аграфена. Ну не сердись, Клавдий, не сердись, я знаю, что тебе не ровня, извини.
Клавдий. Бог правду видит, да не скоро скажет.
Аграфена. Орешков-то еще подсыпать... (вкрадчиво) подсыпать еще?
Клавдий. (снисходительно) Давай.
Конец
Упражнение 8. Перепишите последнюю сценку, оставив реплики Клавдия неизменными, но переведя предметные реплики Аграфены в качественные, а качественные — в предметные.
Упражнение 9. Сочините по две сценки на следующие темы и на две темы по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться указанных триадических модальностей.
1. Холостяк Виктор советуется со своим диваном, стоит ли ему жениться на старой знакомой Кларисе.
а) Виктор — кач, диван — син
б) Виктор — пред, диван — кач.
2. Молодожены Вольдемар и Анастасия поздно вечером. Вольдемар хочет досмотреть футбол, Анастасия пытается его отвлечь более интересными планами.
а) Вольдемар — кач, Анастасия — син.
б) Вольдемар — пред, Анастасия — кач.
Упражнение 10. Модифицируйте следующие трансляции так, чтобы они приобрели: а) синтетическую, б) качественную и в) предметную модальность.
1. — Я к тебе еще не привыкла, Порфирий.
2. — Что же из того, что я провинциальна — зато жива и непосредственна!
3. — Еще мне нужен тортик, бутылка сухого вина и сигары.
4. — Ах!
5. — Я окончательно ухожу из вашей фирмы, Викентий Гермогенович!
Упражнение 11. Придумайте а) синтетическую, б) качественную и в) предметную реплику для каждой из следующих ситуаций, а также для пяти ситуаций по вашему выбору.
1. Признание большой вины перед куклой.
2. Тост за именинника-долгожителя.
3. Признание интимное подруге.
4. Жалоба на учительницу маме.
5. Похвальба перед друзьями папой, возвратившимся из заграницы.
Упражнение 12. Придумайте для следующих ситуаций и пяти ситуаций по вашему выбору диалоги из двух реплик в модальностях:
а) син — син
б) син — кач
в) син — пред
г) кач — син
д) кач — кач
е) кач — пред
ж) пред — син
з) пред — кач
и) пред — пред.
1. Сочувствие другу, неожиданно оказавшемуся в больнице летом.
2. Попытка запугать подругу не робкого десятка.
3. Замечание домашнему животному, не регулирующему свои эмоции.
4. Уверенность в способности подчиненного справиться с возложенным на него поручением.
5. Похвала кукле, вежливой и послушной.
Упражнение 13. Сочините небольшие рассказы на каждую из следующих тем и на две темы по своему выбору в трех модальностях: синтетической, качественной и предметной.
1. Рассказ о неудачной сдаче экзамена по ботанике.
2. Рассказ подруге о похождениях своего мужа.
3. Рассказ пятиклассника своим родителям о причинах возвращения домой в драном и грязном виде.