Расстройство личности активность на грани срыва

Неуравновешенность, гнев, самоуничижение, беспокой­ство, неуверенность, опустошенность, сильное саморазру­шение – все это чувства людей, страдающих расстройством личности – Активность на грани срыва. Они отчаянные, импульсивные и неуравновешенные. Они не могут исполь­зовать свои способности, их ужасает одиночество, они раз­рушают отношения без которых не могут жить. Тот, кто имеет это расстройство, постоянно испытывает невозможные душевные мучения, а те, кто находится рядом с ними, все равно, что в ловушке, и вынуждены терпеть их.

Диагностические критерии

В DSM-IV это расстройство личности – Активность на грани срыва – описано таким образом:

Образец первазивной неустойчивости межабонентских отношений, характерный чрезмерной импульсивностью, развивающийся в раннем взрослом возрасте и представ­ленный в разнообразии нижеследующих контекстов:

(1) Приложение неимоверных усилий, дабы избежать, предполагаемого отказа.

(2) Неустойчивые интенсивные отношения с чередую­щимися сверхидеализацией и девальвацией.

(3) Переживания по поводу самоопределения. Замет­ное отсутствие устойчивого мнения о себе.

(4) Импульсивность и склонность к саморазрушению (например, секс, употребление наркотических веществ, безрассудство).

(5) Периодичное суицидальное поведение, жесты, уг­розы, саморазрушительное поведение.

(6) Аффективная неустойчивость, зависимая от амп­литуды настроения (например, эпизодическое дисфо-рическое настроение или беспокойство, продолжаю­щееся от нескольких часов до нескольких дней).

(7) Хроническое чувство опустошенности.

(8) Интенсивный гнев или трудность в управлении гневом.

(9) Переходные процессы, связанные с напряжением. Параноидальные, а также диссоциативные признаки.

Циклы отчаяния

Для тех, кто страдает этим расстройством личности, жизнь может быть невыносимой. Для них нет ничего по­стоянного, они отчаянно влюбляются, но вскоре страшно разочаровываются. Их горе безутешно, а счастье безмер­но, если они любят, то как никогда в жизни, если ненави­дят, то как никого на свете, и каждый раз с новой силой. Они живут для любви: или молятся и устилают дорогу цветами, или презирают и проходят, не зацепив взгля­дом. Они не могут найти себя, установиться в своих при­вязанностях и твердых позициях и принципах, они ищут себя в религии и других подобных областях, но безрезуль­татно. Им кажется, что они опустошены и должны стать кем-то еще. Кто я? Что я из себя представляю? О чем я думаю? Что мне с собой делать? Это вопросы, вечно волну­ющие таких людей.

Их чувства, настроения, отношения с людьми, все про­тиворечит друг другу. И они не могут покинуть этот замк­нутый круг.

Изучение черного и белого

Люди с расстройством личности, страдающие Активно­стью на грани срыва, видят все в черно-белом свете. Они не допускают различных оттенков, все люди для них де­лятся на плохих и хороших. Они нуждаются в любви и постоянстве, но находят постоянство не в любви.

Они запутались в себе, минута размышлений им ка­жется вечностью. Чувство опустошенности не покидает их, они не могут быть в одиночестве, так как нуждаются в любви и защите, в признании того самого идеального че­ловека. Но снова происходит срыв и личность, терзаемая этим расстройством, снова пускается в поиски идеального партнера, снова ищет идеальной любви и понимания, а прежняя любовь становится объектом слепой ненависти или холодного равнодушия. Мир разрушается. И опять в душе осень, и все^ начинается сначала. Прежде чем подсту­пить к своему новому предмету воздыханий, личность, страдающая Активностью на грани срыва, начинает страш­но бояться быть отвергнутой, впадает в отчаяние и броса­ете* в ноги своей любви: «Не оставляйте меня! Я сделаю все, чтобы вы были счастливы!» Иногда личность, страда­ющая Активностью на грани срыва, идет на безумные жертвы ради своей новой любви, жалость к себе в ней борется с любовью.

Находясь постоянно между черным и белым, личности, страдающие Активностью на грани срыва, живут непол­ноценной жизнью, они чувствуют себя угнетенными, пес­симистичными, несчастными, они не могут избавиться от отчаяния, беспокойства, дискомфорта, чувства вины. Иног­да испытывают краткие эпизоды эйфории. Они не способ­ны сохранять последовательность в чем-либо, не могут исходить из ранее полученного опыта. Они не «могут пре­дотвратить крушений, боли, разочарований и перепадов настроения. Они не знают как оградить свои мысли от беспокойства и боли, не могут сосредоточиться на работе, хорошей книге, кинофильме. Вместо этого они пускаются в сексуальные приключения, употребляя наркотики.

АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ ТИП «САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ»

Жизнь для того, чтобы служить, любовь для того, что­бы отдавать. Это аксиомы для Альтруистического типа. Они считают, что их потребности могут подождать, пока не удовлетворены потребности других. Сознание того, что они отдают себя, приносит им удовлетворение, безопасность и чувство, что они на своем месте. Это наиболее удобный тип личности, такие люди – самые достойные граждане.

Семь характеристик

Следующие семь признаков поведения свидетельству­ют о наличии Альтруистического типа, чем больше соот­ветствий вы найдете, тем большая степень этого типа при­сутствует в автопортрете вашей личности, и наоборот.

1. Возвеличивание.

Личности с преобладанием этого типа будут стирать вам рубашки и обслуживать вас, не спрашивая, нуж­даетесь ли вы в их заботе о вас.

2. Служение.

Это то, чем они всегда руководствуются, человек дол­жен быть полезен другим. Они доступны в отношени­ях с другими, не конкурентоспособны, не честолю­бивы, удобны, всегда выступают вторым номером.

3. Рассмотрение.

Люди Альтруистического типа всегда замечательны в деловых отношениях, они честны, этичны и общи­тельны.

4. Принятие.

Они не радикальны, толерантны к другим, никогда не требуют доказательств.

5. Покорность.

Они не горды, чувствуют себя комфортабельно, забо­тясь о ком-то. Такие люди не заинтересованы в боль­шом количестве внимания.

6. Выносливость.

Они долго страдают. Они предпочитают самостоятельно переносить тяготы жизни, чем полагаться на чье-то плечо. У них большой запас терпения, они очень не­прихотливы к условиям.

7. Они довольно невинны, не представляют, какое глубокое влияние оказывают на жизнь других, ни­когда не подозревают, что заблуждались насчет лю­дей, которым отдают так много себя.

Диагностические критерии

В DSM-III-R расстройство личности, называемое Само­уничижением, не занесенное в DSM-IV (как объясняется в конце этой главы), описано таким образом:

А. Образец первазивного самонастроения поведенчес­кого расстройства, развивающийся в раннем взрослом воз­расте и представленный в разнообразии контекстов. Лич­ность может избегать или пресекать возможности получе­ния наслаждения и удовольствия в любой ситуации, кото­рая сложилась в ее жизни, она или он могут пресекать попытки оказания им любой помощи и любой поддерж­ки, как обозначено ниже:

(1) Выбирает людей и ситуации, которые приводят к разочарованию, даже когда выбор доступен, а ситуа­ция предельно ясна.

(2) Отклоняет или делает неэффективными попытки других в чем-либо помочь.

(3) После положительных персональных опытов (но­вое достижение или любая другая удача) впадает в депрессию, терзается чувством вины или демонстри­рует поведение, вызывающее боль.

(4) Сердито или уклончиво отвечает другим, когда чувствует, что ему причинили вред, пытается побе­дить оскорбителя (например, высмеивает супруга в обществе, вызывая повторную реакцию).

(5) Отклоняет все возможности удовлетворения, от­казывается получать наслаждение, несмотря на на­личие социальных навыков для получения удоволь­ствия.

(6) Не в состоянии выполнить задачи, отвечающие его личным целям, несмотря на способность достигнуть их. Например, не может выполнить собственную ра­боту, но успевает помочь своим сокурсникам напи­сать статью для института.

(7) Не заинтересован в людях, которые относятся к нему хорошо, отклоняет их, не заинтересован в забо­тах сексуальных партнеров.

(8) Приносит значительные жертвы тем, кто в них не нуждается.

Б. Стиль поведения А, проявляется не только в ответ на физические, сексуальные и психологические злоупот­ребления или в их ожидании.

В. Стиль поведения А, проявляется не только, когда человек чувствует себя угнетенным.

«Крушители успеха»

Люди с этим расстройством личности не могут допус­тить успеха или удовольствия. Поэтому, своими собствен­ными действиями подрывают все возможности успешного завершения работы. В 1916 году Фрейд использовал фра­зу «крушители успеха», чтобы охарактеризовать этих лю­дей. Они выполняют низкооплачиваемую работу, хотя спо­собны на гораздо большее, отдаляют людей, которые забо­тятся о них. Все личности с этим расстройством не осозна­ют, что преднамеренно занимаются самоуничижением.

Анна Б. позволила полностью поработить себя совер­шенно чужому ей человеку. Через много лет она наконец смогла продвинуться вперед и достигнуть большого успе­ха. Личности, страдающие тяжелыми формами самоуни­чижительного расстройства, обычно не бывают столь пло­дотворными, те из них, кто оказываются деятельными и талантливыми, не позволяют себе испытывать радость победы. Если они все же какое-то время и радуются своему успеху, то скоро начинают чувствовать себя угнетенными.

СЕРЬЕЗНЫЙ ТИП «РЕАЛИСТ»

Серьезные люди не имеют никаких иллюзий. Они не срывают звезд с неба, они считают цыплят по осени, они не носят розовые очки. Они не приукрашивают реальность даже, если дела обстоят не так хорошо, как они хотят их видеть. В нашей современной культуре положительными считаются те люди, которые более радостно смотрят на вещи, стремятся к лучшему, эти же личности не умеют смотреть на все с привлекательной стороны. К тому же они вовсе и не стремятся быть популярными.

Но они имеют значительное преимущество. Никакой другой тип не приспособлен столь сильно к переменам об­стоятельств, смене климата и другим неприятностям.

Это вовсе не ерунда, сила этого типа заключается в том, что он может помочь каждому выжить в тяжелые време­на. Подобно многим другим типам личности этот выбира­ет свой собственный длительный путь.

Семь характеристик

1. Прямой человек.

Люди с Серьезным типом личности сохраняют трез-• вый взгляд на вещи в любых обстоятельствах. Они церемонны и не проявляют эмоций.

2. Никакой претенциозности.

Они реально оценивают собственные способности, так­же они знают и свои недостатки, они не тщеславны и не обладают завышенной самооценкой.

3. Ответственность.

Постоянно возлагают на себя ответственность за соб­ственные действия. Они восстают против себя, но сгла­живают собственные ошибки и пытаются избежать самобичевания.

4. Размышления.

Они все анализируют, оценивают,' обдумывают преж­де, чем совершить какое-либо действие.

5. Критика.

Люди с преобладанием Серьезного типа – острые оп­поненты. В своей способности критиковать других они не сомневаются так же, как и в собственной само­оценке.

6. Никаких неожиданностей.

Они всегда ожидают самых худших результатов, и если так и происходит, то они уже подготовлены к этому.

7. Раскаяние.

Серьезные люди очень страдают, когда осознают, что были неправы или несправедливы по отношению к другим.

Диагностические критерии

В DSM-IV так описано Депрессивное расстройство лич­ности:

А. Образец первазивного депрессивного мышления и поведения, развивающийся в раннем взрослом возрасте, представлен в разнообразии нижеследующих контекстов:

(1) Настроение обычно подавленное, мрачное, тоскли­вое, вызванное раздумьями о собственном несчастье.

(2) Концепция обычно построена на заниженных са­мооценках и низком самоуважении.

(3) Очень критичен, обвинителен по отношению к себе.

(4) Гиперболизирует поводы для волнения.

(5) Негативно и критично относится к другим.

(6) Является пессимистом.

(7) Мучается от раскаяний и чувства вины.

Б. Проявляется не только в главных депрессивных эпи­зодах, также подвержен другим расстройствам.

Когда не светит солнце

Для людей с Депрессивным расстройством личности этот мир всегда скучен, мрачен, и нет им никакого спасения от этой тусклости. Заглядывая внутрь себя, они видят, что недостойны, неинтересны, неадекватны. Они считают свое существование безнадежным, в других людях они нахо­дят лишь слушателей своих жалоб. Они пассивны и бес­помощны, проявляют внимание лишь к тому, что должно обязательно произойти в их несчастной жизни, которую они ощущают как огромную тяжесть на своих плечах. Если они к чему-то стремятся, то обязательно будут сломлены невозможностью выполнить эту непосильную задачу.

Ясно, что эти личности постоянно ощущают боль, они живут среди ошибок и несчастий и встречают их повсюду.

Они не видят никакой помощи для себя, никакой воз­можности избежать всего этого. Они даже не пытаются обвинять в собственных неудачах других, как это делают личности с параноидальным и пассивно-агрессивным рас­стройством, они сами являются предметом своих нападок. Многие их обвинения против себя являются вполне объек­тивными. Наиболее удручает то, что они не способны ви­деть ярких красок из-за особенностей своего восприятия и поведения. Даже если они что-нибудь делают, не надеют­ся на хороший результат и на то, что что-то может изме­ниться к лучшему.

Может быть, для них депрессия «нормальна»?

В DSM-IV депрессивное расстройство личности дебюти­ровало в американской диагностике. Хотя этот диагноз общепризнан у европейских психиатров, для американ­ских практикующих врачей и юристов он еще неофициа­лен и упоминается только в приложении к DSM-IV, пока он отложен для дальнейшего изучения.

По сути, дебаты в основном касаются самого характера отношений между мышлением и телом, биологией и пси­хологией.

В настоящее время DSM-IV предлагает два основных диагноза для депрессии и депрессивного расстройства: глав­ное депрессивное расстройство (главная депрессия) и дис-тимическое расстройство (дистимия).

АГРЕССИВНЫЙ ТИП «ВОЖАК»

Кто здесь главный? Агрессивный тип, конечно. В то время, как другие могут быть равнодушны к лидерству, Агрессивные люди изо всех сил стремятся к рулю. Они рождены, чтобы принять командование. Они вожаки в стае, сила их личности более мощная, чем любой другой. Они могут возложить на себя огромную ответственность, не опасаясь краха. Они принимают власть и отдыхают ду­шой. Они никогда не уклоняются от борьбы, конкурируют с чемпионами. Как они распоряжаются завоеванной вла­стью, уже зависит от преобладания других типов личнос­ти в их характерах.

Шесть характеристик

Следующие шесть особенностей поведения свидетель­ствуют о наличии Агрессивного типа в индивидуально­сти. В зависимости от количества особенностей в характе­ре человека Агрессивный тип присутствует в большей или меньшей степени.

1. Команда!

Агрессивные личности умеют взять свое. Они удобно себя чувствуют под грузом власти и ответственности.

2. Иерархия.

Они работают лучше всего в пределах определенной структуры власти, где каждый знает свое место и всем ясны их полномочия.

3. Нетерпение к изменениям.

Агрессивные люди изобретают правила и требуют от других четкого их выполнения.

4. Целеустремленность.

Агрессивные люди очень целенаправлены. У них праг­матичный подход к достижению своих целей. Они сделают все, чтобы получить желаемый результат.

5. Сила воли.

Они не щепетильны, не обидчивы. Могут хорошо ра­ботать в довольно сложных условиях и в опасных си­туациях, не позволяя брать над собой верх волнению и опасениям.

6. Буйство и метания.

Агрессивные люди любят действия и приключения. Они физически сильны и часто с наслаждением при­нимают участие в спортивных состязаниях, особенно там, где наиболее тесный контакт с соперником.

Садистское расстройство личности

Как подразумевается в названии, люди с садистским расстройством личности очень жестоки, холодны, безжа­лостны и пугающи. Они могут быть сильными и получать удовлетворение от оскорбления других.

Диагностические критерии

Это расстройство личности, как будет указано далее в этой главе, не встречается в DSM-IV, но в DSM-HI-R оно описано таким образом:

А. Образец первазивной жестокости, агрессивное пове­дение, развивающееся в раннем взрослом возрасте, прояв­ляется в нижеследующем:

(1) Использование физического или другого насилия в целях установления господства в отношениях.

(2) Оскорбление или унижение людей в присутствии других.

(3) Требование подчинения строжайшей дисциплине к тому, кто попадает под контроль, необычайная же­стокость к детям, студентам, заключенным, пациен­там и т.д.

(4) Получение удовольствия от психических или фи­зических страданий других (людей, а также живот­ных).

(5) Ложь для причинения вреда (не просто во имя достижения некой цели).

(6) Влияние на других людей таким образом, чтобы они испытывали страх (запугивание, террор).

(7) ограничения автономии людей, с которыми уста­новлены близкие отношения, например, запретить супруге без сопровождения покидать дом, посещать различные мероприятия.

(8) Восхищение всякого рода насилием, оружием, во­енным искусством, убийствами и пытками.

Б. Признаки поведения А направлены не на одного че­ловека (ребенка или супруга) и не исключительно с целью получения сексуального удовольствия (как в сексуальном садизме).

Наши рекомендации