Теоретические и методические основы 1 страница

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

-


теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru

В. А.

К

ТРЕНИНГВНУТРЕННЕЙ

МОТИВАЦИИ

Программа развития: теория и методика

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................... 7

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ............................................................... 9

ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ................................................................. 9

Внутренняя и внешняя мотивация: определения.................................. 10

Как возникает внутренняя мотивация?...................................................... 11

Внутренняя мотивация и психологическое благополучие................... 13

Внутренняя/внешняя мотивация и личностные ценности………………… 13

Внутренняя мотивация — личностная черта? ....................................... 15

Теория Эдварда Диси и Ричарда Раяна сегодня.................................... 1 6

Внутренняя мотивация в литературе (библиография)......................... 1 6

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ.................................................... 17

Внутренняя мотивация

и творчество в дошкольном возрасте................................................... 1 8

Внутренняя мотивация

и управление персоналом....................................................................... 20

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ..........................22

ПУТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ: ОТ СИТУАЦИИ К ЛИЧНОСТИ ИЛИ

ОТ ЛИЧНОСТИ К СИТУАЦИИ?...................................................................... 22

Системы развития внутренней мотивации............................................... 22

Динамика развития внутренней мотивации.............................................. 23

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ................................................................... 24

МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ......................... 27

Каузометрия (модифицированный вариант) .......................................... 27

Репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли....................................... 31

Терапия фиксированных ролей Дж. Келли .............................................. 35

Многомерный анализ оценочных решеток............................................... 36

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ...........................39

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ..................................................................................... 39

Вступительное слово...................................................................................... 39

Приветствие....................................................................................................... 39

Правила поведения в группе........................................................................ 40

Знакомство......................................................................................................... 40

Высказывания ожиданий............................................................................... 41

Анализ жизни..................................................................................................... 42

Психогимнастика.............................................................................................. 42

Сила моих желаний......................................................................................... 43

Дух группы........................................................................................................... 43

Психогимнастика ............................................................................................. 43

Запрещенные желания.................................................................................. 44

Мудрец из храма (Вачков И. В., I 999}......................................................... 44

Прощание........................................................................................................... 45

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП...................................................................................... 45

Приветствие....................................................................................................... 45

Недосказанные слова..................................................................................... 46

Вступительное слово...................................................................................... 46

Ощущения потока М. Чикзентмихали......................................................... 46

Влияние вознаграждений на мотивацию.................................................. 47

Базовые потребности..................................................................................... 48

Классификация........................................................................................... 48

 

Пути удовлетворения................................................................................ 49

Роль обратной связи................................................................................. 50

«Источники» и «пешки»................................................................................. 50

Ценности............................................................................................................. 51

Медитация «Стрела»..................................................................................... 52

Прощание........................................................................................................... 52

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП....................................................................................... 53

Приветствие....................................................................................................... 53

Недосказанные слова..................................................................................... 53

Вступительное слово...................................................................................... 53

Разминка............................................................................................................. 53

Биографическая разминка............................................................................ 54

Каузометрия...................................................................................................... 54

Психогимнастика ............................................................................................. 54

Выявление конструктов и ценностей......................................................... 54

Создание очерка самохарактеристики....................................................... 54

Медитация «Источник энергии»................................................................... 55

ЦЕЛЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙЭТАП ..................................................................... 55

Приветствие ...................................................................................................... 55

Внутреннее состояние.................................................................................... 55

Вступительное слово....................................................................................... 55

Разминка «Пожелание друга» ...................................................................... 56

Правила создания очерка фиксированной роли..................................... 56

Идентификация ценностных групп.............................................................. 57

Трансформация системы конструктов........................................................ 58

Создание очерка фиксированной роли ..................................................... 59

Начало Большой Игры..................................................................................... 59

Медитация «Путь к цели»............................................................................... 59

Прощание............................................................................................................ 60

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП........................................................................................ 61

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ...................................................................................................... 61

Приветствие ...................................................................................................... 61

Вступительное слово....................................................................................... 61

Разминка............................................................................................................. 61

Обсуждение предыдущего этапа и его результатов.............................. 61

Сон о будущем................................................................................................... 62

Прощание........................................................................................................... 63

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП (ПРОДОЛЖЕНИЕ).................................................... 63

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ДИАГНОСТИКА.............................................................. 63

Приветствие....................................................................................................... 63

Вступительное слово....................................................................................... 63

Разминка............................................................................................................. 63

Исследование изменений.............................................................................. 64

Каузометрия....................................................................................................... 64

Психогимнастика .............................................................................................. 64

Выявления конструктов и ценностей.......................................................... 64

Сравнение.......................................................................................................... 64

Что я получил? ...................................................................................................... 64

Прощание........................................................................................................... 65

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ТРЕНИНГА? ........................ 66

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................... 68

Приложение. ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА Г

В ПРОГРАММЕ STATISTICA ........................................................ 7С '

Создание файла данных............................................................................... 70

Переименование столбцов и строк............................................................ 70

Проведение кластерного анализа.............................................................. 70

Сохранение результатов кластерного анализа...................................... 75

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тренинг, содержание которого вы держите в руках, не совсем обы­чен. Именно из-за этой необычности и непохожести его на большин­ство существующих тренингов он и получил громкое название Про­грамма.

Работа по развитию внутренней мотивации — это, прежде всего, работа над собой, которая происходит внутри человека, в его созна­нии. Соответственно, только внешние влияния, которые являются основой любого тренинга, будут абсолютно неэффективны. Ведь дей­ствительно, довольно нелепо использовать внешниевлияния для раз­вития внутреннеймотивации (тем более если мы хотим развивать внут­реннюю мотивацию как личностную черту).

Итак, в чем же необычность Программы? В том, что все действия тренера в ней ориентированы не на непосредственное развитие внут­ренней мотивации, «в лоб», а на пробуждение у участников тренинга желания развиваться, анализировать и изменять свои мотивацион-ные стили деятельности. Отсюда следует и подбор центрального ме­тода Программы — терапии фиксированных ролей Дж. Келли. Ме­тод воистину уникальный, универсальный и на удивление прост в использовании (ведь все гениальное действительно очень просто). Однако более детально обо всем этом — в тексте. Сейчас немного о структуре книги.

Первый раздел содержит теорию. В нем вы узнаете о концепции внутренней мотивации, о классических и современных исследованиях в этой сфере. Также будут рассмотрены прикладные аспекты теории внутренней мотивации — возможности ее использования при разра­ботке системы мотивирования персонала. Второй раздел — методи­ческий. В нем изложен наш взгляд на пути развития внутренней мотивации, общая структура Программы, а также описаны исполь­зованные в ней методы и методики (каузометрия, репертуарные решетки и терапия фиксированных ролей Джорджа Келли, возмож­ности многомерного математического анализа полученных этими ме­тодами данных). В третьем разделе представлено детальное описа­ние самой Программы со всеми предлагаемыми в ней упражнениями и особенностями их использования. И наконец, четвертый раздел по­священ анализу изменений, происходящих после завершения Про-

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

Когда работник выполняет какую-то предложенную ему задачу, воз­никает ли у нас вопрос: «Что заставляет его работать?» Наверное, нет. Сказали сделать — если делает, хорошо; не делает — обещаем возна­граждение или наказание (причем чаще — наказание). На протяже­нии всей жизни многие из нас слышат: «Выучишь стих — получишь две порции мороженого», «Если ты не сделаешь домашнего задания, то не пойдешь кдрузьям», «Закончишь обучение в школе без троек — купим тебе мотороллер», «Не сдашь сессию — не поедешь отдыхать на море», «Не защитишь диссертацию — не получишь повышения», «Под­нимешь уровень продаж — получишь прибавку к зарплате»...

Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме
«стимул—реакция», что даже не можем представить себе какой-либо
другой способ мотивирования людей, стимулирования их работы,
творчества, достижений. И в результате получаем личность, не спо­
собную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удо­
вольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме возна­
граждения за свои усилия. При этом, если запросы возрастают, а
возможности их удовлетворения уменьшаются, — появляются внут­
ренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и
человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лиша­
ет этой возможности других. Далее он переносит свои стратегии мо­
тивации уже на собственных детей, и цепь «стимул—реакция» пре­
вращается в замкнутый круг.
^ j ,„.,..._,„ ~.„,....„.,.„..^-..„..~.~.,„„,... т„.,,„.„,.„.„„. _...._...„.._ „

Вот к каким выводам пришел Ричард де Чармс (Хекхаузен X., 2003.

С. 727):

1. Если человек вознаграждается за нечто, что он делает по соб­
ственному желанию, то внутренняя мотивация этой деятельно­
сти будет ослабевать.

2. Если человек не вознаграждается за неинтересную деятельность,
предпринятую им только ради вознаграждения, то внутренняя
мотивация к ней может усилиться.

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru Внутренняя и внешняя мотивация: определения

Еще в 1970-х годах американскими учеными Эдвардом Диси иРи- р чардом Раяном была проведена оценка модели мотивации поведения, в которую заложено представление о локусе мотивации (внутреннем и внешнем). Внутренняя мотивация —это выполнение определенной ра­боты из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа — появляется ощущение потока (Чик-зентмихали М., цит.по: Хекхаузен X., 2003).

Присмотритесь внимательно к ребенку, который сам сел за стол, взял карандаш и начал рисовать. Для него ничего не существует во­круг: остается лишь рисунок. Именно б этот момент он переживает ощу­щение потока, именно сейчас он выполняет на самом деле внутренне мотивированную деятельность. А теперь взглянем, как ребенок убира­ет в своей комнате. Он постоянно отвлекается на мелочи, не может сосредоточиться, капризничает — и уборка затягивается на весь день. Это приводит его родителей к нервному срыву, а самого ребенка — к истерике. Перед нами яркий пример внешней мотивации:ребенок вы­полняет работу по внешнему требованию и не прекращает ее лишь из-за боязни наказания или ожидания вознаграждения.

Каждый из типов мотивации имеет свои преимущества и недо­статки. С одной стороны, внешнемотивировать работника проще и быстрее — пообещали вознаградить или наказать, и все выполнено... Однако в следующий раз вознаграждение должно быть выше (или угроза наказания сильнее), итак по возрастающей. Для внутреннегомотивирования необходимо иметь незаурядный запас терпения и изобретательности. Однако это сторицей окупается.

Исследователь В. И. Чирков (1996) на основе обобщения резуль­татов значительного количества исследований осуществил сравни­тельный анализ особенностей внутренней и внешней мотивации. Оказалось, что при внутреннеймотивации желание работать стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удов­летворения. При этом улучшаются мнемические процессы, возрас­тает уровень самоуважения. В то же время при внешнеймотивации поведение становится нестойким — оно исчезает вместе с подкреп­лением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между

тем снижаются качество и скорость выполнения ими творческих за­дач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются от­рицательные эмоции.

 
  теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru Михал Чикзентмихали выделил следующие наиболее распростра­ненные «ощущения потока»(Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б., 1990;ХекхаузенХ., 2003):

• ощущение полной (умственной и физической} включенности в де­
ятельность;

• полная концентрация внимания, мыслей, чувств на занятии, ко­
торая исключает из сознания посторонние мысли и чувства;

• четкое знание того, что следует делать в определенный момент
времени, ясное осознание цели деятельности, полное покоре­
ние требованиям, которые идут от самой деятельности;

• четкое осознание того, насколько удачно выполняется работа,
четкая и определенная обратная связь;

• отсутствие тревоги по поводу возможной неудачи, ошибки;

• ощущение субъективной остановки времени;

• потеря обычного ощущения четкого осознания себя и своего
окружения, «растворение» в деле.

Как видим, разница между внутренне и внешне мотивированной деятельностью огромная. Однако у практически ориентированных менеджеров, психологов, педагогов сразу же возникает вопрос: «Как же сделать так, чтобы мотивация стала внутренней?» Для ответа на этот вопрос мы и написали эту книгу. Начнем на него отвечать прямо сейчас, проследив истоки возникновения внутренней и внешней мо­тивации.

Как возникает внутренняя мотивация?

Развивая представление о внутренней мотивации, Э. Диси снача­ла использовал два вида ощущений, выделенных Р. Уайтом и Р. де Чармсом, — ощущение компетентности и ощущение самодетерми­нации (Хекхаузен X., 2003). Ощущение компетентности— это ощуще­ние всей полноты своих возможностей, ощущение «я знаю, я могу». Это ощущение себя профессионалом в своей сфере. Ощущение само­детерминации— это осознание себя (и только себя) причиной своих действий. Р. де Чармс считал, что все жесткие внешние требования к человеку снижают это ощущение, в то время когда он пытается про­тивостоять этим требованиям. Если это удается, то появляется удов­летворение от деятельности, возникает чувство самостоятельности и

ощущение себя причиной своихдействий. Если же человек не может противостоять внешним требованиям, подчиняется им, — он теряет контроль над своей жизнью и ощущает при этом неудовлетворен­ность, страх перед будущим, неуверенность в себе и боязнь самосто­ятельно строить свою жизнь...

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru Ричард де Чармс разделил всех людей на две основные группы «источники» и «пешки» (Маркова А. К., МатисТ. А., Орлов А. Б., 1990):

Источник— человек, ощущающий себяосновной причиной изме­нений в своей жизни, источником своих решений и выборов.

Пешка — человек, ощущающий, что к определенному поведению его толкают внешниесилы, а не его собственные цели и желания; че­ловек, ощущающий себя объектом манипулирования.

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru Эдвард Дней принял за аксиому (а позже и доказал), что необхо­димость ощущать себя компетентным и самодетерминированным — базовые потребности личности. Удовлетворение этих базовых потреб­ностей в определенной деятельности приводит к появлению внутрен­ней мотивации к этой деятельности. Немного позже исследования показали необходимость выделения еще одной базовой потребнос­ти — потребности в значимых отношениях.

Результаты исследований были объединены Э. Диси и его сорат­ником Р. Раяном (Department of Clinical and Social Sciences in Psy­chology, University of Rochester) в целостную теорию — теорию ко­гнитивной оценки, согласно которой субъект при выполнении деятельности постоянно оценивает, что является причиной его дей­ствий (он сам или что-то извне), насколько эффективна его деятель­ность и может ли он, выполняя эту деятельность, поддерживать зна­чимые межличностные отношения. Соответственно, мотивация будет внутренней л ишь тогда, когда субъект локализует причину своих дей­ствий в себе, считает себя компетентным и включенным в систему

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru УДОВЛЕТВОРЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ


Рис.1. Мотивационная линия

значимых отношений. Таким образом, была получена мотивацион-ная линия (рис. 1).

Внутренняя мотивация

и психологическое благополучие

Дальнейшее изучение внутренней мотивации связанно с введени­ем понятия «психологическое благополучие»(psychoiogicai well-being).

Психологическое благополучие — это понятие, имеющее прямое отношение к качеству человеческой жизни, включающее в себе пе­реживание счастья, ощущение осмысленности своего существования, чувство самоактуализации и полноты жизни (Ryan, Deci, 2001). Как оказалось, психологическое благополучие напрямую связано с удов­летворением базовых потребностей: чем выше уровень их удовлетво­рения, тем выше уровень психологического благополучия личности.

Но ведь удовлетворение базовых потребностей в деятельности приводит к появлению внутренней мотивации?! Да! И этот порази­тельный феномен показывает нам всю важность внутренней мотива­ции не только для повышения эффективности работы персонала, но и для повышения качества жизни людей.

То есть взгляд на слагаемые мотивации может быть расширен до мотивационноготреугольника (рис. 2).

Удовлетворение базовых потребностей (в понимании Э. Диси)

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru Психологическое благополучие Внутренняя мотивация

Рис. 2. Мотивационный треугольник

Внутренняя/внешняя мотивация и личностные ценности

Что же получается? Если базовые потребности Э. Диси свойствен­ны всем (а это следует из его работ), то почему же не все мы удовлет­воряем их и имеем такой уровень психологического благополучия,

как хотелось бы? Почему некоторые из нас (а таких очень мало) на­ходятся в состоянии психологического благополучия, а некоторые (большинство) — не чувствуют этого счастья, полноты жизни, осмыс­ленности существования?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи внутренней моти­вации ввели два понятия, одно из которых мы рассмотрим сейчас, а другое — немного позже. Первое понятие — внутренние/внешние цен­ности. Квнутренним ценностям были отнесены личностный рост, межличностные отношения, интеллектуально-эстетичное развитие, а к внешним — финансовый успех, привлекательность, слава, сила (правомерность такого разделения ценностей была также показана в исследования на российских выборках (Чирков В. И., Диси Э. Л., 1999).

В действительности оказалось, что для формирования устойчиво­го чувства психологического благополучия одного удовлетворения базовых потребностей недостаточно — нужна еще ориентация на внутренние ценности. В исследованиях было показано, что люди, ориентированные на внешние ценности, преимущественно мотиви­рованы внешними факторами и имеют достаточно низкий уровень психологического благополучия. В то же время те, кто ориентирован в основном на внутренние ценности, не терпят внешних мотивато­ров, стремятся самостоятельно принимать решения о том, что для них важно, а что нет, и потому получают больше удовольствия от жизни и в целом более счастливы.

Таким образом, с учетом этого фактора мы можем от мотивацион-ного треугольника перейти к еще более сложному мотивационному квадрату (рис. 3).

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru Удовлетворение базовых потребностей (в понимании Э. Диси

Ориентация на внутренние ценности

теоретические и методические основы 1 страница - student2.ru Психологическое благополучие ■*----- *■ Внутренняя мотивация

Рис. 3. Мотивационный каадрат

Внутренняя мотивация — личностная черта?

Мы обещали рассмотреть еще одно понятие, введенное исследо­вателями внутренней/внешней мотивации. Это понятие — личност­ная ориентация(Леонтьев Д. А., 2000). Анализируя понятие личност­ной ориентации, профессор Д. А. Леонтьев так описывает ее типы:

1. Автономная ориентация. Основана на убеждении о связи осо­
знанного поведения с его результатами; источником поведе­
ния выступает при этом осознание своих потребностей и чувств.

2. Подконтрольная ориентация. Также основана на ощущении свя­
зи поведения с его результатом, однако источником поведения
выступают внешние требования.

3. Безличная ориентация. Основана на убеждении, что результат
не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Таким образом, верно, что внутренняя мотивация деятельности может появиться как результат удовлетворения базовых психологи­ческих потребностей. Однако не все люди готовы эти базовые потреб­ности удовлетворять! Это может сделать только человек, у которого сформированы ориентация на внутренние ценности и автономная ориентация. В таком контексте внутренняя мотивация может рассмат­риваться как личностная черта,как стойкое образование, которое играет решающую роль в стиле деятельности личности.

Соответственно, в процесс мотивационной регуляции деятельно­сти включаются такие элементы, как собственно мотивация, потреб­ности, ценности, личностные ориентации и психологическое благо­получие, и наш мотивационный квадрат превращается уже в мотивационный пятиугольник (рис. 4).

Наши рекомендации