Некот. последствия познания

Введение.

Крушение интроспектив. подхода связывается с неадекватностью его централ. метода. Интроспекция – ненадежное орудие исслед-я, т.к. рез-ты м/искажаться самим актом наблюдения.

Экологическая валидность – соответствие теории реальности, тому, что люди делают в реал., культурно значимых ситуациях.

Классич. интоспективная Ψ была неадекватна именно в этом смысле: узкая, чрезмерно рационалистическая и применимая только к лабораторным ситуациям, она была не в сост-и показать, как чел-к взаимод-т с миром. Интроспекционисты не имели никакой теории когнитич. развития. Людьми движут мотивы, кот-х они не понимают, и их формируют жизненный опыт и переживания, не обязат-но фиксируемые в памяти, а теории неосознаваемых процессов не было. Теории повед-я предложено не было.

Психоанализ и бихевиоризм старались быть пригодными для объяснения фактов повседневной жизни.

Фрейд: либидо – источник человеческих мотивов, сознат. акт-ть связана лишь с малой и слабейшей частью психики.

Уотсон и его последователь Скиннер: чел-к практически бесконечно податлив, критически важным явл-ся последствия повед-я чел-ка, тогда как псиич. акт-ть, сопровождающая повед-е, особого знач-я не имеет.

Когнитив. Ψ: изуч-т восприятие, память, внимание, распознавание конфигураций, реш-е задач, психологич. аспекты речи, когнитив. развитие и множ-во др. проблем. Причина развития когнитив. Ψ: появление ЭВМ. Недостатки соврем. когнитив. Ψ: недостаточная экологич. валидность, безразличие к вопросам культуры, отсут-е среди изучаемых феноменов глав. хар-к восприятия и памяти, как они проявл-ся в повседневной жизни.

Доминирующая точка зрения в Ψ: превознесение воспринимающего – утверждается, что он перерабатывает, трансформирует, перекодирует, ассимилирует и вообще придает форму тому, что в противном случаве было бы бессмысленным хаосом. Это неправильный подход: назначение восприятия, несомненно, сост-т в раскрытии того, что же действительно представляет собой окруж. среда, и в приспособлении к ней.

Теория восприятия Д. Гибсона: внутр. психич. процессы вообще не играют никакой роли; воспринимающий непосредственно собирает info, предлагаемую ему окружающим миром. Недостаток Гибсона: мало говорится о вкладе воспринимающего в перцептивный акт.

Теории восприятия.

Восприятие об. рассматр-ся раньше памяти, но на самом деле восприятие само зависит от навыков и опыта воспринимающего. Не только чтение, но и слушание, осязание и смотрение – примеры хорошо отработанных форм акт-ти, осуществляющихся во времени. Все они зависят от уже существующих структур, называемых схемами, кот-е направляют перцептив. акт-ть и трансформируются по мере развертывания последней.

Авторы большинства теорий восприятия создавали их, имея в виду зрение.

Зрит. восприятие как переработка info.

Ошибочное предположение, что восприятие – видение людьми своего сетчаточного изображения и в рез-те получение info о том, что происходит вокруг.

В соответ-и с соврем. доктриной изображение не разглядывается, а перерабатывается. Считается, что опред. специфич. мех-мы зрит. системы, называемые детекторами, дают начало нерв. импульсам в ответ на некот. специфич. признаки изображения. Info об этих признаках передается затем на более высокие уровни мозга. На самых высоких уровнях эта info сличается и объединяется с ранее накопленной info в рез-те ряда процессов, итогом чего явл-ся образ-е перцептив. опыта. Теории этого типа – теории внутр. переработки info – часто иллюстрируются с помощью блок-схем.

Некот. последствия познания - student2.ru

Но многие аспекты восприятия сложно объяснить с помощью таких моделей, Н., избирательность, организованность, осмысленность, связность, достоверность и развитие восприятия.

Некот. последствия познания - student2.ru Найссер предлагает модифицированную модель внутр. переработки info. Внутр. перцептив. потом включает 2 последовательные стадии. На первой стадии предвнимания выделяются и анализируются отдел. признаки. За этим автоматич. процессом следует обычно конструктивный акт, посредством кот. воспринимающий «строит» какой-то один перцептив. объект, но не другой. Этот подход не м/объяснить достоверности восприятия. Если перцепты конструируются, то почему они обычно точны? Ответ, видимо, связан с типом и качеством оптич. info, доступной воспринимающему. В большинстве случаев info д/б достаточно специфической для того, чтобы сконструированный перцепт был верен реальному объекту. Но если допустить это, понятие «конструирование» становится излишним. Гибсон вообще от него отказался.

Световая info.

Гибсоновская теория восприятия. Слож. структур. св-ва потока света опред-ся природой и положением объектов. Эта стр-ра и специфицирует данные объекты, info о них содержится в свете. Когда наблюдатель или объект движутся, некот. хар-ки потока света остаются инвариантными, а другие меняются. Организм не пассивен, он все время подстраивается к св-вам окруж. среды. Но теория мало говорит о том, что происход. в голове воспринимающего.

Перцептивный цикл.

Важнейшими когнитив. структурами явл-ся предвосхищающие схемы, подготавливающие индивида к принятию info строго определенного, а не любого вида. В кажд. момент воспринимающим конструируются предвосхищения некот. info, делающие возможным для него принятие ее, когда она оказывается доступной. Рез-т обследования окружения – выделенная info – модифицирует исходную схему. Будучи модифицированной, она направляет дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнит. info.

Схема обеспеч-т непрерывность восприятия во времени. Поскольку схемы суть предвосхищения, они явл-ся тем посредником, через кот. прошлое оказ-т влияние на будущее. Кроме того, некот. схемы явл-ся временными по своей природе. Если объект движется по направлению к воспринимающему, оптические проекции кажд. элемента текстуры поверхности движутся к периферии сетчатки; конфигурация на сетчатке наблюдателя подвергается непрерывному расширению. Схема настраивается на оптическое событие в целом.

Это не означает, что мы не можем воспринять непредвосхищенную info. Однако функция неожиданного стимула состоит в запуске цикла собственного восприятия.

Гаптическое восприятие (осязание).

Утверждение, что восприятие явл-ся процессом непрерыв. обследования окружения и сбора info, кот. м/показаться радикальным в отношении зрения, применительно к осязанию представляется самоочевидным. Последовательность «исследовательское движение – восприятие info – последующее исследование» наблюдается всякий раз, когда чел-к ощупывает объект рукой. Исследующие движения дают info не только об осязаемом объекте, но также и о конечности, трогающей этот объект. Это в равной мере относится и к зрению. Любая перцептив. акт-ть дает info как о воспринимающем, так и о воспринимаемой среде, о «я» и о мире.

Слушание.

Хотя слух не требует исследующих движений, это та же самая циклическая акт-ть. Слушающий постоянно формирует более или менее специфич. сост-я готовности (предвосхищения) в отношении того, что д/последовать, основываясь на уже воспринятой info. В отсут-и этих предвосхищений индивид слышал бы только хаотическое смешение звуков.

Объединение info разных модальностей.

Схемы, обеспечивающие прием nfo и направляющие дальнейший ее поиск, не явл-ся зрительными, слуховыми или тактильными – они носят обобщенно-перцептивный хар-р. Следить за событием – значит искать и принимать любую info о нем независимо от модальности, а также интегрировать всю эту info по мере ее поступления.

Обычное зрение.

Движущиеся объекты.

Успешное слежение – это непрерывная акт-ть. Движение объекта в течение данного короткого интервала времени определяет то, как должны перемещаться глаза и голова, чтобы отображение его оставалось внутри фовеальных областей сетчаток глаз. Необходимые движения выполняются с тем, чтобы м/было получить еще больше info об объекте и его траектории.

Объект неизбежно движения перед другими объектами, он перекрывает в процессе движения какое-то части фоновых объектов. Если движущийся объект вращается, или падает, или обладает меняющими свое положение конечностями, имеется еще больше info. Части объекта перекрывают и открывают др. его части по мере движения. Проецируемые на сетчатку формы и размеры его поверхностей систематически меняются. Это тоже info.

Гуннар Йохансон кинокамерой снимал людей, ходивший в затемненной комнате, с предварительно прикрепленными к лодыжкам, коленям, плечам, локтям и кистям маленькими лампочками. Единичный кадр создает в этом случае впечатление бессмысленной конфигурации точек. Но при демонстрации всего фильма каждый видит ходящих людей.

Появляющиеся объекты.

В лаборат. усл-х стимулы появл-ся мгновенно, но в реальности вес иначе.Прежде чем посетитель войдет, я слышу звук шагов и т.п.

Дети рождаются с тенденцией смотреть в направлении источника звука; внеш. участки сетчатки чувствительны к движению и изменению, хотя они плохо приспоосблены к различению конфигураций.

Звук шагов позволяет воспринимающему приблизительно предвосхитить то, что м/обнаружить взгляд в этом направлении.

Посетитель не застанет меня неподготовленным, т.к. я знаю, где расположена дверь, предметы, м/предвосхитить расстояния и возможные траектории движения посетителя. У меня есть пространственная схема.

Неподвижные объекты.

Я смотрю на знакомую лампу: у меня уже есть ее схема, она опред-т направление последующих взглядов, обеспечивающих получение новой info о лампе. Существующая схема, сформировавшаяся на основе предыдущего опыта, опред-т воспринимаемое мною, а не дополняет его. гворя словами Гибсонов, суть перцептив. научения сост-т в дифференциации, а не в обогащении.

Предвосхищение не означает, что я вижу только то, что ожидаю увидеть (если лампу заменят, я замечу). Когда перцептив. цикл протекает нормально, схемы быстро подстраиваются к фактически имеющейся info. Восприятие соответ-т действительности.

Эффекты ожидания.

Восприятие направляется предвосхищениями, но не управляется ими; восприятие предполагает выдел-е реально существующей info. Влияние схем проявл-ся в том, что они опред-т выбор именно данной info, а отнюдь не в создании ложных перцептов или иллюзий.

Взаимод-е схемы и ситуации означает, что ни то, ни другое в отдельности не опред-т хода восприятия.

М\случиться, что единичный объект содержит противоречивую info: он способен стать основой для 2-х различ. перцептив. циклов, кот. невозможно объединить в рамках одной и той же схемы. Такие стимулы назыв-ся «неоднозначными». На их восприятие оч. легко повлиять с помощью устных инструкций и предыдущих предъявлений. Навязанная экспериментатором установка влияет на оценку испыт-м привлекат-ти изображенного лица.

Тахистоскоп позволяет предъявлять зрит. стимулы на контролируемые доли секунды. В такой ситуации, когда испыт-й им. возм-ть лишь один раз взглянуть на стимул, нормал. перцептив. цикл не м/осуществиться. В этих усл-х эффекты установки и ожидания весьма сильны.

Люди часто допускают ошибки, основанные на предположениях.

Иконическое хранилище.

Из стимулов, предъявляемые в теч-е оч. короткого времени, действит-но м/извлечь info. Это возможно потому, что где-то на периферии зрит. системы временно сохраняет в сравнит. полном виде высококонтрастное сетчатое изображение (иконический образ). Длит-ть сохранения иконич. образа сост-т примерно 0,5 – 2 с. в завис-ти от условий зрения.

Сперлинг показал, что сигнал, предъявленный вскоре после выключения стимула, все еще м/позволить испыт-му обращать внимание на какую-то одну часть иконич. образа.

Иконич. образ моделирует для всей остальной НС ту info, кот. была бы выделена, если бы вес еще присутствовали реальные стимулы.

Схема.

Определение.

Действие организуется также, как восприятие, направляясь ожиданиями, кот-е в свою очередь изменяются последствиями действия. Глав. спор между теорией «стимул-реакция» и «когнитивной» теорией научения у животных велся по поводу того, что управляет поведением – подкрепление или ожидание.

Хотя восприятие не меняет мира, оно меняет воспринимающего. Схема подвергается тому, что Пиаже называет «аккомодацией».

Схема – глав. когнитив. структура восприятия.

Схема – это та часть полного перцептивного цикла, кот. явл-ся внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается. Схема принимает info, как только последняя оказывается на сенсор. поверхностях, и измен-ся под влиянием этой info; схема направляет движения и исследовательскую акт-ть, благодаря кот-м открывается доступ к новой info, вызывающей в свою очередь дальнейшие измен-я схемы.

С биологич. точки зрения схема – часть НС. Это некот. активное множ-во физиологич. структур и процессов.

Некот. аналогии.

Если рассматривать схему как систему приема info, то ее м/в каком-то смысле уподобить тому, что на языке программирования вычислит. машин называют форматом. Форматы определяют, к какому виду д/б приведена info, чтобы м/было дать ей непротиворечивую интерпретацию. Эта предварит. спецификация не д/быть чрезмерно строгой. Схема способна работать на различ. уровнях обобщенности. Схема эта не просто формат; она функционирует также в кач-ве плана. Это планы сбора info об объектах и событиях, получения новой info для заполнения формата. Эта аналогия не явл-ся полной. Настоящ. форматы и планы предполагают резкое разграничение между формой и содержанием, кот. нет у схем. Схема – и план, и исполнитель плана.

Есть много схем, связанных др. с другом слож. образом. Экстенсивные схемы содержат в себе менее широкие схемы. Активности, направляемые двумя схемами, м/вступить в конфликт др. с другом.

Генетич. аналогии: схема напоминает скорее генотип, чем фенотип. Делает возможным развитие по опред. направлениям, но конкрет. хар-р развития опред-ся только взаимодействием со средой. Восприятие – рез-т взаимод-я схемы и наличной info.

Воспринимающий активен.

Рамки.

Марвин Минский (область искусств. интеллекта и робототехника), Ирвин Гоффман (социолог) – термин «рамка». Оба они отраж-т попытку подчеркнуть решающую роль контекста и значения в когнитив. акт-ти.

Минский: адекват. распознавание и описание ситуации реал. сцен невозможно на основе одних только полученных в данный момент входных сигналов; для кажд. нов. ситуации у ЭВМ д/б готова рамка (иерархия рамок), предвосхищающих осн. моменты того, что д/появиться. Если ЭВМ осматривает комнату, она д/ожидать найти стены, двери, окна и т.д.

Гоффман: повседнев. события соц. жизни часто протекают в установленных рамках, меняющих их значение (театрал. представление, когда зрители знают, что это надо воспринимать не буквально, а иначе). Мошенники инсценируют (обрамляют) ситуацию так, чтобы она была неправильно понята жертвой.

Сбор и сохранение info.

Шеннон: info – это выбор альтернатив. Об info м/говорить тогда, когда данная система наход-ся в одном из ряда возможных сост-й. Info считается переданной, когда сост-е одной системы , Б, т.о. обусловлено состоянием др. системы, А, что наблюдатель м/узнать нечто об А, исследовав Б.

Info об объектах присут-т в свете, т.к. в силу оптич. законов между ними существует зависимость. Воспринимающий также представляет собой физич. систему, наход-ся в контакте с оптич. потоком. Сост-е такой системы отчасти опред-ся структурой этого потока; это означает, что системе передается info. Сбор info требует соответствующей перцептив. системы, ее сост-е м/б целесообразно изменено контактом со структурированным светом. Схема собирает info, меняется ею, использует ее.

Факт перцептив. научения предполагает, что в кажд. момент времени, А1, сост-е схемы каким-то образом связано с ее состоянием в предшествующий момент, А0. По определению передачи info, м/бы утверждать, что от А0 к А1 была передана info. Но лучше сказать, что info была сохранена или удержана. Т.о., схемы позволяют нам не только воспринимать текущие события, но и удерживать info о событиях, имевших место в прошлом.

Индивида, располагающего неактивной в данный момент схемой, нельзя считать владельцев конкрет. умств. собственности. Он лишь облад-т лишь опред. потенциал. возмож-тями. Факт сохранения проявл-ся лишь в специфике предвосхищения, сопровождающего использование схем.

Истоки перцептив. цикла.

Новорожденный д/б хотя бы частично готов к тому, чтобы начать перцептив. цикл и подготовиться к след. info. Даже самые маленькие дети им. врожден. перцептив. снаряжение – органы чувств и нейронные схемы для управления ими. Младенцы собирают много info; они вовлечены в осуществление циклич. перцептив. акт-ти: смотрят в направлении звука, следят глазами за предметами, тянутся к вещам.

Сначала широкий диапазон сигналов – все звуки, приходящие справа, - считаются эквивалентными и вызывают одинаково неточные движения головы и глаз. Позднее более развитая схема собирает info о конкрет. направлении, в кот. наход-ся источник звука à более точный ответ. Схема развивается в направлении от общего к частному, от недифференцированного к точному. Перцептив. цикл конкретен и специфичен с самого начала. Восприятие – это всегда взаимод-е между конкрет. объектом (событием) и более общей схемой. Его м/рассматр-ть как процесс генерализации объекта или конкретизации схемы.

Многие виды info м\получить только движением рук. Эти циклич. взаимод-я модифицир-т изначальную схему – процесс, кот. Пиаже назыв-т аккомодацией. Ассимиляция более сомнительна (почему надо считать, что ребенок измен-т воспринимаемую им info?).

Перцептив. развитие происходит не автоматически, под действием врожден. мех-мов, независимо от среды. Водители-новички сложно опред-т, хватит ли меня на стоянке для машины.

Младенцы предпочитают смотреть на нов. объекты. Они предпочитают движущиеся Ob, звучащие. К 4-5 мес. они стараются потрогать то, что видят, ввести схваченный предмет в поле зрения.

Экспер-ты Бауэра. Игрушка, на кот. смотрел ребенок, на короткое время закрывалась экраном. Когда экран открывался, игрушки на месте не было. Если экранирование продолжалось 1-2 сек., даже месячный ребенок удивлялся исчезновению игрушки. Предвосхищение не сохраняется у него слишком долго. Если экранирование длится 15 сек., младенец больше удивляется, когда игрушка все еще находится на прежнем месте, чем когда она исчезает.

Значение и категоризация.

Большинство доступных восприятию объектов и событий облад-т значением. Они предоставляют разнообраз. возмож-ти для действия.

Гибсон пытается решить проблему восприятия значения с помощью понятия предоставления: все потенциал. сп-бы использования объекта – предоставляемые им возмож-ти действия – м/б непосредственно восприняты. Инвариантные хар-ки светового потока специфицируют, что пол позволяет ходить по нему, ручкой м/писать и т.д. Кажд. естеств. объект м/иметь огром. множ-во сп-бов употребления и потенциал. значений. Воспринимающий делает выбор из этих св-в и предоставлений благодаря специфич. готовности к восприятию некот. из них. Восприятие значения зависит от осуществляемого посредством схем управления процессом сбора info.

Вн. и проблема емкости.

Мы видим и знаем меньше, чем могли бы увидеть и узнать. Почему? Ответ, что мы отфильтровываем info Ψ-ски неверен, т.к. нет таких мех-мов, процессов, систем, ф-ция кот. состояла бы в том, чтобы отклонять эти стимулы, так что они воспринимались бы, если бы эти мех-мы почему-либо отказали. Воспринимающий не собирает эту info просто потому, что он лишен необходимых для этого средств. Отбор – позитив. процесс, а не негативный: воспринимающие выделяют только то, для чего у них есть схемы, и волей-неволей игнорируют все остальное.

Избирательность Вн. (Н., слушаем А и игнорируем Б). Черри: записал на пленку 2 несвязных вербал. сообщения и проигрывал их одновременно испыт-м по одному в кажд. ухо с одинак. громкостью, заранее сказав, которое нужно внимательно слушать, и попросив повторять вслух это сообщение по мере его предъявления (процедура затенения). Испыт-е делали это с легкостью, практически игнорируя второе сообщение.

Избират. слушание и теории Вн.

Избират. слушание возможно при любом различии: различно локализованные источники, разные голоса, разн. громкость. Легче следить за значимым текстом, чем за бессмысленным. Можно следить за одним сообщением, опираясь только на его значение, когда, Н., оба сообщения записаны одним и тем же голосом и звучат с одного динамика с одной громкостью.

А про второе сообщение испыт-й м/ничего не знать, не узнавать слова из него, хотя м/вспомнить, читал его мужчина или женщина. Но испыт-е эпизодич. замечают на втором канале значимые для них слова, особ. свое имя и повторение или возмож. продолжение первого сообщения.

Теория Трейсман. Содержательно перерабатывается только то сообщение, кот. оказ-ся объектом Вн., т.к. фильтрующий мех-м ослабляет info по др. каналу, препятствуя ее попаданию в высш. мозгов. центры. Фильтр м/детектировать физич. признаки (кач-ва голоса, локализация), но не опред-т значения опознаваемого. Есть некот. множ-во нейронных единиц (логогены), кот-т соответ-т словам, составляющим словарь индивида, они м/приводиться в действие info-ией, пропускаемой к ним фильтром. Акт-ть логогенов им. осознанный хар-р, а акт-ть фильтров – нет. Зд. воспринимающий – пассивный проводник info, имеющий воронку где-то в самом начале последовательности блоков переработки info.

Теория Дойч. Нет фильтра. Вся info перерабатывается полностью, независимо от того, явл-ся ли она объектов Вн. Отбор осуществляется только на стадиях запоминания и осуществления действия. Т.е. акт-ть логогенов не явл-ся осознанной (мы перерабатываем info, не сознавая этого). Зд. резкое разграничение памяти и восприятия. Это тоже пассив. переработка info.

Избирательное смотрение.

Автор не согласен с этими гипотезами, т.к. организм активен, а внутр. мех-мов отбора нет (см. выше).

Экспер-т Беклин и Найссера. Записали на видео 2 игры (хлопки по ладоням и игра с мячом), наложили эти передачи и просили наблюдать за одной и игнорировать др., нажимая на ключ при кажд. целевом событии (Н., удар по мячу) в наблюдаемой игре. Испыт-е легко следили за игрой. Рез-ты ухудшаются, если надо следить за обеими играми одновременно.

Рез-ты объясняет циклическая модель восприятия. Только эпизод, на кот. обращено Вн., включен в цикл предвосхищения, обследований и сбора info, в рез-те только он и воспринимается. Вн. – это восприятие; мы выбираем то, что хотим видеть, предвосхищая структурированную info, кот-ая будет при этом получена. Мы активно включаемся в процесс восприятия, а не блокируем конкурентные сообщения.

Двойное Вн. как приобретенный навык.

Воспр-ть оба сообщения испыт-й, Н., не может, делает ошибки при нахождении опред. слова во втором сообщении. Но навык м/сформировать. Нельзя обобщать средние рез-ты нетренированных испыт-х и делать на их основании выводы о перцептив. мех-мах чел-ка. Когнитив. акт-ть чел-ка более целесообразно рассматр-ть как совокуп-ть приобретенных навыков, чем как функционирование единого постоянного в отношении своих возм-тей мех-ма.

Экспер-т Стайн и Соломонса: учились одновременно читать и писать и т.п. (перевести на уровень автоматизма).

Спелке и Херст: студенты (двое) читали рассказы и одновр. записывали слова под диктовку. Через 6 недель восстановилась нормал. скорость чтения, причем чтение было осознанным. Но они не замечали, что слова, кот. они пишут, Н., все относ-ся к одной категории, но замечали, если все слова рифмуются. Но если заранее сообщалось, что некот. слова будут принадлежать одной категории и просили вычленять это, скорость чтения или кач-во понимания прочитанного сначала падала, потом восстанавливались. Просили опред-ть категорию кажд. слова и записывать не слово, а категорию. После значит. дополнит. тренировки эту деят-ть также м/б сочетать с нормал. скоростью чтения и полным пониманием текста. à рез-ты зависят от навыка наблюдателя. Н., опытные водители водят машину и обсуждают научную работу. Чем опытнее воспринимающий, тем больше он м/воспринять.

Автоматическая переработка info.

Некот. наивные испытуемые воспринимают знач-е некот. «иррелевантных» слов (по крайней мере в опред. усл-ях). Это опровергает теорию фильтра.

Нельзя полностью отрицать существ-ние автоматич. мех-мов. Сбор info не наход-ся всецело под сознат. контролем. Но гром. стимулы, ритмич. повтор-ся раздражители, внезап. видимые движ-я, болевые стимулы – сигналы, к восприятию кот. мы готовы всегда. Эти простые схемы сохраняют известную меру автономности, функционируют за пределами Вн. – это процессы предвнимания. Но возм-ть автоматич. контроля за поведением сильно преувелич-ся. Даже обусловливание простых вегетатив. реакций во многом опред-ся контекстом и намерениями. У испыт-х, получающих удар током кажд\. раз, когда почвл-ся опред. слово, быстро развивается на него кожно-гальванич. реакция, но она исчезает или значит. модифицируется, как только убираются электроды. Др. виды обусловливания столь же лабильны и об. не генерализуемы на нов. ситуации. Сомнительно, что какие-л. реакции, кроме относящихся к примитив. процессам предвнимания, м/стать полностью автоматическими в том смысле, что их м/будет вызывать вне связи с ситуацией и собств. планами и целями испыт-го.

Пределы емкости.

Он считает, что нет единого централ. предела возмож-тей переработки info. Спос-ти чел-ка ограничены, но границы эти не явл-ся монолитными или количественными. Но возможно, что ограничивающие факторы специфичны для некот. комбинаций действий и навыков. Причиной для сомнений в существовании единой централ. емкости явл-ся то, что тренированные индивиды м/сочетать много пар непрерывных и зависящих от времени действий (вождение машины и разговор, игра на инструменте и пение), но такие комбинации разрушаются, если одна из задач неожиданно становится трудной, м/б потому, что это требует нового навыка, а чел-к еще не научился сочетать данное применение навыка с выполнением вторичной задачи.

Сознание.

Часто утверждается, что чел-к способен одновременно осознавать только что-то одно, т.е. предполаг-ся, что в голове имеется мех-м с фиксированной емкостью, причем его содержание доступно непосредственному наблюдению. Тем самым данный нам в интроспекции опыт ограичивается объемом этого критического вместилища, а все остальные аспекты переработки остаются подсознательными или бессознательными. Это не новая идея. С Фрейда пошла склонность видеть в сознании некот. часть психики или отдел мозга. Этот подход неадекватен. Понимание сознания как одной и з стадий переработки неудовлетворительно. Более приемлемая концепция сознания считает его скорее аспектом активности, чем независимым мех-мом. Сознание подвергается измен-м в ходе всей жизни, т.к.мы научаемся по-новому воспринимать новые виды info.

Когнитивные карты.

Восприятие часто наиб. эффективно во время движения: мы с max точностью локализуем звуки, если двигаем головой, форма объектов постигается лучше, если активно изучать их с помощью рук. Движение изменяет доступную стимульную info. Даже легкий сдвиг головы достаточен, чтобы обнаружить нов. аспекты предметов, но были скрыты другие.

Когнитив. карты как схемы.

Термин конит. карта был предложен Толменом.

Некот. последствия познания - student2.ru О когнит. картах часто говорят так, как если бы они были умствен. изображениями среды, кот. м/разглядывать на досуге внутр. взором. Было бы неверно определять когнитив. карты через способ-ть давать такие описания или иметь соответ. образы. Когнитив. карта – это ориентировочная схема, активная, направленная на поиск info структура.

Перцептив. цикл включен в более широкий цикл процессов обследования среды и сбора info, охватывающий большую часть и требующий большего времени.

Когнитив. психологи часто говорят, что анутр. движение психич. акт-ти осуще-ся от частногго к общему. Принято говорить о существовании последоват. стадий, или йровней переработки (при виде напечатанного слова мы сначала определяем графич. признаки отдел. букв). Пример со схемой и когнит. картой указ-т на возм-ть иной модели отнош-й между активностями разн. уровней. Они скорее вложены др. в друга, чем следуют друг за другом.

Info, порождаемая движением.

Ориентировочные схемы – это не просто совокуп-ть схем отдел. объектов. Они включают info о пространственных отнош-х между объектами, об их положении в среде.

Акт локомоции, требующий больше info для своего успешного завершения, создает также больше info для подвижного наблюдателя. Движущийся организм им. доступ к 2-м особым видам оптич. info. Одним из них явл-ся параллакс, основывающийся на различии распределения оптич. info в двух стационарных точках. Смещение глаза из одной позиции в другую обычно порождает новую структуру стимуляций, и несоответствие таких последовательных структур позволяет специфицировать форму, положение и взаимное расположеие видимых предметов. Бинокулярный параллакс: т.к. глаза занимают различ. положение на лице, объекты образ-я на двух сетчатках неск-ко отличные структуры, это расхождение явл-ся признаком глубины. Бинокуляр. зрение позволяет пользоваться преимуществами двигат. параллакса в отсут-е фактич. движения.

Движ-е также порождает постоян. измен-я в доступной глазу оптич. потоке; по мере перемещения воспринимающему открываются не только различ. стороны объектов, но и имеют место закономер. измен-я оптически проецируемых очертаний этих объектов. Во время движения на сетчатке непрерывно меняются размеры и ориентация практически каждой видимой грани объектов. Структура оптич. измен-й в сочетании с тем, что остается в них инвариантным, специфицирует также и собственные движения чел-ка. Когда, напр-р., чел-к движется вперед, сетчаточные изображения видимых впереди поверхностей постепенно становятся больше.

Дж. Гибсон назвал извлечение info о самом себе из оптич. потока зрительной проприоцепцией. Обладание такой info не сводится к тому, что индивид оказывается в состоянии видеть свои руки и тело. Структура оптич. потока позволяет видеть, где он наход-ся и куда движется. Физическое «я» м/видеть, нет необход-ти прибегать к умозаключениям.

Когнитив. карта включает в себя как воспринимающего, так и среду.

Виды когнит. карт.

Менцель. Исслед-е способ-ти шимпанзе запоминать местоположение спрятанной пищи. Животное забирали из клетки и носили вслед за экспер-ром, кот. прятал фрукты в 18 различ. местах. Животное м/лишь наблюдать. Затем его возвращали в клетку и через 2 мин. открывали клетку. Животное по прямой линии мчалось туда, где лежала спрятанная пища, хватало ее, затем бежало прямо к след. месту, как бы далеко и как бы закрыто визуальными барьерами оно не было. Живот-е джействовало в соответ. с принципом наименьшего расстояния и совершенно не учитывало маршрут, по кот. его носили вслед за экспер-ром.

Мореплаватели с острова Паллават в Тихом океане. Морские приметы. Осн. направления опред-ся теми расположенными вдоль горизонта точками, откуда восходят опред. звезды. Знают путь движения звезды между каждой парой островов.

Воображение и память.

В линейной когнитив. модели (первый рисунок) зрит. образ – это сформировавшийся небычным образом перцепт. С помощью памяти м/вызвать поток процессов где-то в середине перцептив. системы (вместо того, чтобы запустить его, воздействовав на рецепторы), и в конечном счете он достигнет того места, где наход-ся сознание. Существует 2 варианта этой теории по вопросу, можно ли считать, что поток переработки завершается, когда достигается уровень сознания. Некот. психологи полагают, что м/манипулировать образом, изучать его и перерабатывать и на каких-то последующих стадиях, как если бы он был картиной, кот-ую реально разглядывает индивид. Другие считают, что вся переработка осуществляется где-то за кадром, а сознат. образ не более, чем эпифеноменальный след уже выполненной работы. Оба варианта линейной теории сталкиваются с трудностями при объяснении того, почему образы и перцепты об. не смешиваются др. с другом.

Найссер. Воображение не есть восприятие, но образы действительно представляют собой дериваты перцептив. активности. Конкретно они представляют собой предвосхищающие фазы этой акт-ти, схемы, кот-е воспринимающий вычленил из перцептив. цикла для др. целей. Воображение не смешивается обычно с восприятием, т.к. последнее предполагает непрерывный сбор новой info. Только когда этот процесс прерван или отсрочен, м/появиться образы. Поскольку это происходит неизбежно и регулярно во время локомоций, когнит. карты явл-ся наиболее широко используемым и наименее спорным видом умственных образов.

Образы как перцептив. предвосхищения.

Воображение и зрение коренным образом отлич-ся др. от друга. Когнитив. карты и схемы объектов, кот. проявл-ся как образы, когда они выступают самостоятельно, смешиваются с актами локомоции и восприятия, если они возникают в процессе уже осуществившейся акт-ти. Когда же они возникают отдельно от всего остального, то переживаемое нами представляет собой воображение, а не видение. Образы – это не картинки в глове, а планы сбора info из потенциально доступного окружения. Воображением, =>, наделены оч. многие виды животных и самые маленькие дети.

Проблема: мы способны воображать вещи, кот-х на самом деле не ожидаем. Как это понимать? Чтобы вообразить то, что, как вы знаете, не явл-ся реальностью, вам необходимо только отделить чисто зрит. готовность увидеть от общих представлений о том, что реально м/случиться, и включить ее в схему другого вида. Если у вас возник образ единорога, стоящего у вас за плечом (хотя вы знаете, что единорогов не существует), значит, вы приготовились к сбору зрит. info, кот-ая открылась бы вам в единороге, несмотря на полное понимание того, что все эти приготовления напрасны. Даже противоречащие фактам образы все-таки представляют собой потенциально полезные предвосхищения.

Умственные образы нередко символизируют предвосхищения или желания, явл-ся подсознательными или бессознательными в фрейдовском понимании этих терминов.

Способ-ть делить, выделять и манипулировать предвосхищениями оч. важна. Выделение образов из непосредственного контекста неизбежно происходит, Н., при локомоции. Продолжит. периоды, во время кот. движущийся индивид предвосхищает места и предметы, отсутствующие пока в поле зрения, неизбежны. Это означает, что он часто сохраняет схемы, совершенно неадекватные его непосредственному окружению или чему-нибудь, что ему приходится в данный момент делать.

Метод локусов.

Нетрудно добавить новую info к когнит. карте, когда мы воспринимаем измен-я в среде. Такая info оч. устойчива и легко припоминается, хотя степень ее детальности варьирует. Info м/добавить в когнит. карты и на основе устного сообщения об измен-и ситуации, то есть в отсут-и собств. восприятия. Когнит. карты утрачивают со временем какие-то свои детали. Но забывание затрагивает скорее незначит. детали включенных схем, нежели общую структуру.

Большинство ошибок при использовании когнит. карт обусловлены ошибками смешения или интерференции. Нередко у нас формир-ся более одной карты данной части среды. Для адекват. воспоминания в таких условиях надо знать, какая именно когнит. карта соответ-т данному моменту – т.е. какая сформировалась позднее.

Метод локусов изобретен древними греками. Сначала надо ознакомиться с последоват-тью каких-л. примечательных мест (локусов), расположенных вдоль некот. маршрута. Для того, чтобы запомнить какой-то список предметов, надо последовательно зрительно представить их себе находящимися в опред. вами заранее и следующих др. за другом вдоль маршрута локусах. Чтобы вспомнить список, потребуется лишь мысленно повторить путь. Каждый, кому знакома некот. местность, им. когнит. карту, включающую схемы многих индивидуал. локусов, и способен предвосхитить, что он увидит последовательно в любом из этих мест.

Ассоциации, воображение, память.

Метод парных ассоциаций. Испыт-й заучивает большое число пар слов (Н., акула-колыбель) до тех пор, пока он не сможет вспомнить второй член любой пары в ответ на предъявление первого. Заучивание происходит гораздо быстрее, если просить испыт-го формимровать умств. образы кажд. пары, отображающие взаимод-е ее членов (Н., акула в колыбели или грызущая колыбель). Это неэффективно в случаях, когда пара сост-т из абстрактных, а не конкрет. слов. Сформироваать образ акулы в колыбели – значит приготовиться к рассматриванию акулы в колыбели, к получению этой info. Что позволяет отличить правильную схему (акула в колыбели, а не акуда из фильма «Челюсти»). Часто этому способ-т дополнит. контекст (более широкие схемы). Еще об. легко отличить недавно сформировавшуюся схему, т.к. внутр. контекст этой схемы (лежащие в ее основе установки, планы, чувства) еще сохраняется в тот момент, когда пытаешься вспомнить.

У исследователей почти нет систематизированных знаний о памяти, как она проявл-ся в повседнев. жизни. Почти все феномены, кот. пытается объяснить соврем. теория, им. искусств. хар-р: воспроизвед-е списков бессмысл. слогов, опознание услов. изображений и т.д.

Осязание и вкус.

Схемы направляют обследование одновременно в неск. модальностях, формируя релевантные предвосхищения для кажд. из них. Наши перцептив

. предвосхищения им. настолько интегральный хар-р, чято вещи м/выглядеть тяжелыми, твердыми или грубыми (хотя точная info об этом обеспеч-ся только через прикосновение); предмет м/показаться на ощупь шириной в дюйм (хотя при конфликте ощущений разных модальностей решающее значение в оценке размера и положения принадлежит зрению).

Когнитив. карты не обязат. д/б визуальными.

Вкус – более пассивное чувство (в сравнении со зрением или осязанием). Вкусовой опыт не слишком доступен манипулированию. Т.к. зрение зависит от направляемых схемой исследовательских действий, нам редко удается дважды одинаково увидеть один и тот же предмет. Т.к. вкусовая info воспринимается более пассивно, два далеко отставленные во времени опробования того же самого вещ-ва м/дать почти тождественные рез-ты, и, т.о., вызвать оч. яркое впечатление узнавания.

Манипулирование образом.

Чем точнее образ предвосхищает ожидаемую info, тем более эффективной будет установка. Экспер-т Познера. Испыт-й, только что увидевший букву А, определит другую букву А как ту же самую букву быстрее, если она предстанет перед ним точно в таком же виде, как раньше, и медленнее, если она будет предъявлена, Н., не как прописная буква, а как строчная. Познер постулирует существование когнитив. структуры, кот. он называет зрительным кодом буквы. Понятие код и схема им. много общего. Преимущество схемы сост-т в том, что это понятие легко распространяется на ситуации естественного, непрерывного зрения, при кот. воспринимающий сам активно ищет info на протяжении некот. времени. Код же представляется пассив. устройством для узнавания.

Если образы суть предвосхищающие схемы, то они д/сопровождаться предвосхищающим поведением. Неудивительно, если люди осуществляют движения глаз, соответствующие сбору info о воображаемых объектах и событиях. Установлено, что люди, представляющие закономерно происходящие движения, характерные, Н., для игры в настольный теннис, склонны осуществлять ожидаемые в такой ситуации движения глаз. Существует соответствие между движениями глаз и содержанием сновидений.

Воображение отчасти опирается на те же мех-мы, что и восприятие. Восприятие представляет собой циклич. акт-ть, включающую в себя фазу предвосхищения; а воображение – это только предвосхищение.

Исслед-я Шепарда, Купер и их сотрудиков, изучавших вращение образов. В первом исслед-и испыт-м показывали два изображения геометрич. объектов и спрашивали, изображен ли на них один и тот же объект. Объекты часто бывали различно ориентированы на плоскости, так что испыт-му приходилось мысленно поворачивать один из них для того, чтобы определить, тождественен ли он другому. Время реакции оказалось линейно зависящим от степени необходимого вращения: чем больше различие в ориентации объектов, тем медленнее реакция. Испыт-е осуществляли мысленное вращение образов с постоян. скоростью. Другое исследование: стимулом служила заглавная буква, кот. была заранее известна испыт-му. В кажд. пробе требовалось определить, был лди стимул предъявлен в нормал. виде или в виде своего зеркал. отражения; определить это было трудно, т.к. стимул м/быть предъявлен в любой ориентации от 0 до 360 градусов. В начале кажд. пробы испыт-й формирует образ нормал. формы и начинает мысленно вращать его с постоян. скоростью; и затем в непредсказуемый момент предъявляется реальная форма. Оказывается, что время решения зависит от того, насколько реальная ориентация внезапно предъявленной формы отлич-ся от ориентации вращаемого умств. образа в тот же момент. Быстрее всего испыт-е собирают info, когда стимул имеет ориентацию, совпадающую с ориентацией образа.

Язык и его использование.

Акустическая info м/б собрана воспринимающим при условии, что он способен услышать ее, т.е. если у него есть соответствующим образом настроенные непрерывно аккомодирующиеся схемы, кот. м/принять данную info при ее поступлении и подготовить к восприятию того, что м/поступить в след. момент. Это справедливо и в отношении звуков речи.

Воспринимающий речь чел-к собирается info о некот. классе реал., физич., осязаемых событий, имеющих место в чьем-то рту. Это не случайные события, они наделены значением. Говорящий приводит в движение сови артикуляционные органы в процессе произнесения слов или сообщения мыслей, и только в более широком контексте соответствующие движения становятся предсказуемыми и понятными. Благодаря этому у слушающего создается впечатление, что он воспринимает слова и значения, а не артикуляционные события ка таковые: слова и значения – это плод его предвосхищений.

Существует странная гипотеза: моторная теория восприятия речи – чел-к в состоянии воспринять речь, только если он воспроизводит соответствующие движения языка и др. органов речи вместе с говорящим и воспринимает это движение кинестезически. Но: если единственное, что достигает наших ушей – это звуковые волны, то как м/было бы догадаться, какие именно движения вызывали их, в отсут-е спец. имитирующего мех-ма. Никто не станет утверждать, что нельзя увидеть танец, не повторяя движений танцующего – зд. то же самое.

Сложность речевого сигнала – тот факт, что нет явного соответствия между конкрет. фонемами и конкрет. структурами звуковой волны, - заставил многих теоретиков поверить в уникальность феномена восприятия речи. Утверждается, что оно опосредуется особым мех-мом, или нерв. центром, дешифрующим слож. код речевого сигнала посредством методов, не имеющих аналогов а других отделах НС. Но Найссер считает, что восприятие речи осуществляется сложным путем, но оно не отличается в принципе от др. форм перцептив. активности.

Зрит. info в восприятии речи.

В норме наряду с акустич. info слушающие используют и визуальную info, если она имеется; восприятие речи в шумной обстановке заметно улучшается, если слушающий м/видеть говорящего.

Пример в дублированным фильмом. Если не синхронизированы звук и изображение, м/нарушиться восприятие. Независимо от того, замечаем ли мы разрыв между зрит. и звуков. info, воспринимаемая нами речь – это то, что мы слышим, а не видим.

Хотя чел-к и способен локализовать звук с достаточной точностью (основываясь прежде всего на различиях в интенсивности и времени поступления звука к кажд. из ушей), способ-ть к такой локализации оч. лабильна и легко разрушается под действием др. факторов. Где бы ни находились динамики в кинотеатре, мы об. склонны воспринимать речь так, как если бы она исходила от говорящих на экране актеров.

Конкретные референты: некот. размышления.

Речь им. отношение к отличным от нее предметам и событиям, предшествует длительный период, в теч-е кот. ребенок слушает речь. Именно так формир-ся у ребенка перцептив. схемы, способные осуществлять лингвистич. различия и предвосхищать лингвистич. структуры.

Мать произносит слово «собачка». В это время малыш реализует одноврем. два перцептив. цикла: он собирает info о матери (она говорит) и о собаке (она вошла в комнату). Его больше интересует собака. Нов. info явл-ся акустической, и она м/б без большого труда включена в любой из начавшихся перцептив. циклов. Ребенок относится к звуку как своеобразному атрибуту собаки. Имена объектов – т.е. те слова, кот. чаще всего исп-ся для их обозначения, - включаются в состав предвосхищающих схем, посредством кот. воспринимаются сами объекты. Слово «собачка» формир-т у ребенка зрит. готовность, даже если он знает, что собаки нет рядом. Так названия веще приобретают способ-ть вызывать их образы.

Истоки интроспекции.

Если называние некот. объекта включено в схему, посредством кот. осуществляется его восприятие, оно д/б также вовлечено и в процесс воображения объекта. Образ м/сопровождаться словом. Позднее ребенок будет говорить более слож. вещи в всязи со своими образами, и психологи признают за ним способ-ть к интроспекции.

Вначале ребенок м/говорить лишь о том, что он действительно воспринимает и делает, либо о том, что он предвидит в непосредственном будущем. Перцептив. схемы прочно связаны с наличной info, то же самое относ-ся и к словам. На след. стадиях развития ребенок научается разбивать перцептив. цикл и отделять свои предвосхищения от той стимульной info, кот. изначально вызвала и подкрепила их, а затем и включать эти предвосхищения в др. схемы и по др. поводам. Он приобретает свойственную взрослым способ-ть перцептивно предвосхищать вези, не рассчитывая на их действительное появление, т.е. представлять себе то, что, как он знает, в действит-ти не случится. Если выделение образа из контекста и манипулирование им становится возможным для ребенка только после того, как он овладевает речью, то м/предположить, что именно на этой стадии развития появл-ся и воображение, и способ-ть к интроспективному описанию.

Пятилетние дети еще не усвоили дуалистическую метафизику, в соответ-и с кот. образы – это призрачные внутр. сущности, кот. м/непосредственно наблюдаться субъектом. То, что представляется нам описаниями образов и когнитив. карт, на самом деле суть описания объектов, потенциально доступных восприятию, описания того, что м/было бы увидеть, если бы то-то и то-то оказалось в наличии. Интроспекция представляет собой своего рода подготовку к экстероспекции.

Некот. последствия познания.

Сам факт существования познават. акт-ти предполагает, что психологич. манипулирование поведением обречено на провал. Это не означает, что повед-е невозможно предсказать или что им нельзя манипулировать. Но возмож-ть управления поведением им. естественные пределы.

Выбор того, что делать и куда смотреть.

От чего зависит поведение? Часто упрощают. В основе упрощений об. лежит представление о том, что возможны лишь 2 альтернативы: либо индивид сам опред-т, что он сделате или увидит, либо все это опред-ся средой индивида.

Существует 2 подхода. В первом проводится резкое различие между восприятием и вниманием. Восприятие опред-ся поступающими стимулами, а мех-м избират. внимания наход-ся под контролем индивида. Этот подход не адекватен: избирательность явл-ся имманентным св-вом самого процесса сбора info, и она не м/б свойственна какому-то специальному мех-му. Второй подход связан с именем Дж. Брунера. Функция управления принадлежит воспринимающему; последний все больше выходит за пределы непосредственной info, по мере того как он приобретает все более тонкие перцептив. навыки. С этой точки зрения. осн. пафос когнитив. развития сост-т в том, чтобы сделать взрослого свободнее по сравнению с ребенком: говорится, что взрослый меньше связан стимулом и больше обращен к себе. Представление о том, что взрослые более свободны, в меньшей степени управляются средой и легче выходят за пределы непосредственной info, как будто бы указ-т на связь между свободой и зрелостью. Но это неверно: дети спонтанны, непредсказуемы и свободны от условностей.

Перцептив. циклы отлич-ся др. от друга по виду и объему направляющей их unfo. Неопытные наблюдатели настраиваются на относительно несущественные аспекты своего окружения; опытные – на более тонкие аспекты. Взрослый чел-к в большей степени ориентирован на будущее и на поставленные перед ним цели, чем ребенок, но он не более независим от окруж. мира.

Пределы предвидения и управления.

Какими знаниями мы д/обладать, чтобы предсказать, какие движения шахмат. фигур или своих глаз осуществит мастер? Его движения основываются на info, собранной им с шахматной доски. поэтому предсказать их м/только тот, кто имеет доступ к этой же info. Если я начну играть с мастером, он всегда будет выигрывать, т.е. он м/предсказать и контролировать мое поведение, а я его – нет. Чтобы изменить положение, мне нужно усовершенствовать свое знание шахмат, а не психологии.

Переделка мира – оч. эффектив. сп-б переделки поведения; возм-ть переделки индивида в ситуации неизменного мира сомнительна.

Абсолют. контроль немыслим без полного знания среды.

Кажд. нов. знание, приобретаемое чел-ком делает его менее подверженным контролю. Образованными людьми труднее манипулировать.

Воображение, абстрагирование, речь основываются на отделении когнитив. процессов от непосредственной ситуации, их еще труднее предсказать и контролировать.

Т.к. повед-е опирается на info, на него м/повлиять посредством дезинформации. Защита против нее сост-т в овладении источниками info, на кот-е не распространяется контроль лжеца.

Социал. предсказание.

Надо знать схемы и намерения др. чел-ка, чтоыб догадаться о его поступке. Во многих ситуациях повседнев. жизни мы действит. предсказываем повед-е др. друга.

Субъектив. миры не столь уж отлич-ся др. от друга, наши изначальные схемы подготавливают нас к тому, чтобы замечать достаточно общие вещи. Общий для всех опыт относ-ся не только к физич. среде. Т.к. мы живем в рамках организованной культуры, нам приходится иметь дело с более или менее стандартизованным соц. опытом. Эти устанавливаемые культурой схемы опосредуют наше восприятие повед-я др. людей, а также лежат в основе самого этого повед-я. Они как раз и отражают тот уровень предсказуемости, кот. требует и создает эта культура.

Эмоции и физиогномическое восприятие.

Гипотезы. Видим ли мы сначала движения, жесты и сами выражения и только затем догадываемся об их значении на основе прошлых случаев, когда мы наблюдали нечто аналогичное? Нет. Этот процесс слишком быстр и автоматичен, появл-ся в столь раннем детстве и слишком независим от мышления и способ-ти к дедукции. Вызывает л у нас вид эмоционально возбужденного чел-ка идентичные чувства, кот. мы приписываем воспринимаемому лицу? Нет, мы м/воспринимать враждебность др. чел-ка, не испытывая ее, или также страсть, оставаясь бесстрастным.

Физиогномическое восприятие не отлич-ся от др. видов восприятия. Для него также необходимо наличие подготавливающей схемы, готовой воспринять info и задать направление дальнейшему обследованию, в процессе кот. осуществится сбор новой info. Эта info специфицирует нечто, действительно существующее (эмоцию или чувство др. чел-ка). Эти состояния представляют собой предвосхищения (гнев – это внутр. аспект предвосхищенной агрессии).

Два допущения: 1) люди действительно должны предоставлять некот. info, чтобы сигнализировать о своих намерениях, 2) воспринимающий д/обладать схемами для сбора этой info. Вероятно, такие схемы даны нам от рождения. Подобно р. животным, мы рождаемся в какой-то мере готовыми к сбору экспрессивных сигналов, поступающих от др. представителей нашего биологич. вида.

Схемы, относ-ся к действиям и физиогномическому восприятию, подвержены такому же значит. развитию, как и др. когнитив. структуры; они оч. зависят от соц. опыта.

Есть значит. развития в физиогномич. восприятии: два чел-ка, наблюдавшие третьего, м/резко расходиться в оценке того, что этот чел-к чувствовал или имел в виду.

Самопознание и общение.

Приобретение знаний о самом себе требует длит. времени. Самопознание зависит от познания других; для самовосприятия необходимы схемы, впервые формир-ся в физиогномическом восприятии. Ребенок в конце концов научается предвосхищать свои собственные действия и думать о себе как о конкрет. личности, но только на основе общественно формирующихся представлений о том, чем может быть чел-к.

Соц. действие тоже создает когнитив. структуры.

Многое из того, что нам следует знать об обществе, о др. людях и о самих себе, м/получить только из вторых рук. Будучи социал. существами, мы во многом зависим от чужой info, относящейся ко всему, что невозможно наблюдать непосредственно.

Наши рекомендации