Д о п о л н и т е л ь н а я

Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.

Носкова О. Г. История психологии труда в России. 1917-1957 гг. - М.,1997.

Пономаренко В. А. Страна авиация - черное и белое. - М., 1995.

Францен E.С., Егоров В. А.. Костюк А.Л. К вопросу о характере психического образа в летной деятельности // Вопросы психологии. - 1967. - № 2.

Чернышева О. Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест. -М.,1983.

Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. -М.,1983.

Юровицкий М. И. Компоновка кабин экипажа пассажирских самолетов. -М., 1988.-С. 14-25, 124-135.

Глава 9

ВРЕМЕННОЙ АНАЛИЗ ТРУДА: КАК УСПЕТЬ ВОВРЕМЯ В ТРУДОВОЙ СИТУАЦИИ?

Субъект и время

В потоке событий, воспринимаемых и переживаемых субъектом, есть неоднородности. Отдельные события различаются по значимости, среди них выделяют сроки. Назначен срок, успеть к сроку - говорят люди о таких событиях. Чтобы успеть к сроку, субъект должен особым образом построить свою деятельность реорганизовать, ускорить, замедлить. Прослеживая события, оценивая скорости своих действий и их соответствие назначенному сроку - его приближению, - субъект переживает процесс. Субъект эмоционально вовлечен в процесс, заинтересован в том, чтобы закончить работу к сроку, боится ответственностиза опоздание. Время - форма процесса вместе с его переживанием, восприятием, движениями. Когда мы говорим «процесс», мы стараемся найти в нем место для субъекта с его деятельностью, со всем субъективным и зависящим от субъекта.

Чтобы объяснить, как можно успеть в срок, необходимо допустить параллельность между восприятиями и переживаниями, переживаниями и мыслями, движениями и речью. Субъект может подогнать свое действие к окружающим событиям и процессам, если он не следует слепо за ритмами, течением событий, а совершает движения по своей внутренней логике, в соответствии со своими целями и возможностями. Тогда будет возможна и синхронизация.

Время противопоставляют человеку. Говорят, что оно не зависит от человека, что оно только условие жизни человека. Некоторые психологи допускают только один тип отношений человека ко времени, который они называют «восприятием времени»: насколько точно человек способен оценить заданный промежуток (например, 10 с, 30 с).

Существует иная точка зрения. Исходя из сути процесса и места, которое занимает субъект, скорость времени связывается со скоростью действий субъекта в ряду окружающих событий. При этом базой служит представление о гармоничном включении человека в процесс. Гармония эта особого, статистического типа. Течение событий мира допускает возможность вариации скорости движений человека. Движения человека, с другой стороны, не могут оставаться постоянными по характеру и скорости исполнения. Условия исполнения действий, ряды событий в мире сильно варьируют. Некоторые их сочетания сильно усложняют функции субъекта. Сохраняя прежние движения, совершаемые при обычных, «простых» условиях, субъект должен совершать много других операций. При этом он должен так построить свой трудовой процесс, чтобы новые операции и движения гармонично сочетались с прежними. Разумеется, это потребует перестройки всей системы. Перестройки не только в изменении структуры, но и скорости обычных, «старых» движений. Изменение скорости движений субъекта можно толковать как изменение скорости времени. Но, по-видимому, и скорость, и плотность времени - это только метафоры. Время не может быть ни более плотным, ни более быстрым. Все дело в том, что брать в качестве базы для отсчета: сложный процесс или простой. Люди, стремясь упорядочить свои представления о мире и действия в мире, говорят о повторяемости, о закономерности, о связи событий в мире. Люди понимают мир технологично, в соответствии со своими технологическими возможностями. Исходя из представлений о воспроизводимости действий и обстоятельств, повторяемости событий, люди строят представление о мире, тем самым задача приспособиться к миру кажется им более легкой.

Поясним примером нашу позицию. Чтобы показать независимость времени от человека, оппоненты рассуждают так: если преподаватель придет на занятия раньше назначенного расписанием, он ничего не ускорит в процессе занятий, не сделает больше обычного и не закончит раньше. Расписание противостоит преподавателю, является условием его работы. В этом есть истина. Но расписание - это всего лишь карта сроков, это еще не время. Расписание составлено так, чтобы медлительные не опаздывали, а быстрые не приходили слишком рано и не проводили время в напрасном ожидании. Расписание синхронизирует действия людей, медлительных и быстрых. В этом смысле время - условленное, социальное - противостоит субъекту. Время как карта сроков, как скорость хода процесса, как изменения, воспринимаемые субъектом. Однако предложенным примером можно воспользоваться иначе. Допустим, преподаватель опоздал. Придя позже, преподаватель должен поспешить, чтобы закончить урок вовремя. Преподаватель должен ускорить процесс. Должен найти короткие пути объяснения сложных вещей, на которые у него обычно уходило много времени. Преподаватель должен интенсифицировать усвоение и понимание материала, найти эффективные способы проверки знаний. Если это удалось, то при сокращенной длительности урока можно сказать, что время уплотнилось или ускорилось. Воля, ум, ловкость, гибкость и быстрота субъекта позволили ему, начав позже, закончить действие в срок.

Когда человек приходит на смену незадолго до ее начала, у него есть возможность подготовиться к началу и начать работу минута в минуту, по расписанию. Отработав смену, человек успел выполнить намеченное. Субъект эффективно использовал время, предоставленное расписанием. Есть что-то особенное в своевременном приходе. Приходить слишком рано бесполезно. Все приготовив к началу смены, человек должен будет ждать, вместо того, чтобы приступить к работе. Напряжение, которое растет по мере подготовки, по мере приближения к ее концу, по мере приближения к началу смены и которое должно бы естественным образом перейти в рабочее напряжение, при слишком раннем приходе оказывается бесполезным, оно спадет, и к началу смены человек не будет готов в должной степени. Вместо того чтобы ускорить процесс, человек будет тратить время на врабатывание, создание рабочего напряжения.

Расписание основано на предположении о норме, о том, что намеченного, запланированного времени будет достаточно, чтобы все успеть. Преподавателю - объяснить материал и проверить понимание. Однако именно в работе преподавателя отсутствует норма. Особенно в преподавании психологии. Это как путешествие по незнакомым местам. Но и здесь план необходим. Расписание занятий ритмизует деятельность, приучает людей отдыхать через одинаковые промежутки, ожидать пауз. Расписание и план занятия не совпадают. План занятия составлен на основе содержания, его трудностей, его особенностей. Расписание основано на представлениях о работоспособности. Выполнение плана зависит от индивидуальных особенностей учеников, от учителя, от совместимости учителя с учениками.

Если в ходе урока случается непредвиденное событие, которое нарушит нормальный ход урока, то, потратив часть времени на решение возникшей неожиданно задачи, учитель должен будет ускорить ход событий, чтобы закончить намеченное к концу занятия. Ему придется сократить паузы, пропустить легкие места, отказаться от обычных заданий. Именно в этих небольших пределах возможно ускорение или замедление времени под влиянием скорости действий субъекта. Хотя понятие скорости здесь приобретает совершенно особый смысл, отличающийся от физического.

Об ускорении или замедлении времени можно говорить в рамках намеченного срока. Когда намечен план подготовки к событию-сроку, то определены и моменты выполнения отдельных дел, по крайней мере их последовательность. План предполагает, что оставшегося времени будет достаточно для выполнения всех дел. Действительно, если такая подготовка проводилась много раз, если известны приемы выполнения дел, можно наметить сроки подготовки по каждому из дел. Когда будет составлен временной график и известны обычные сроки выполнения дел по этапам, можно говорить об ускорении или замедлении процесса. Относительно обычного, относительно намеченного.

При замедлении сам процесс может идти быстрее, но к сроку не успевать из-за большого объема работы, который должен выполнить субъект, или из-за сложности подготовки. С другой стороны, успевая к сроку, человек может проводить подготовку в небыстром, спокойном темпе. Это возможно при благоприятной окружающей обстановке, когда субъекту не приходится решать неожиданных задач, когда не возникает трудных препятствий, на преодоление которых человеку приходится тратить много сил. Время определяется через успевание к сроку. Когда субъект не успевает к сроку, говорят, что время течет медленно. Основой здесь является тот факт, что субъект не успел. Значит отстал, значит работал медленно.

Своевременное выполнение задач может быть базой отсчета в определении ускорения или замедления времени. Предупреждение событий, если оно позволяет сдвинуть главный срок - срок начала основного дела, сдвинуть его так, чтобы субъект мог начать основное дело прежде того, что намечено расписанием, -позволяет говорить об ускорении времени. Но субъект в этом случае сокращает длительность нормативного, прежде заданного социально, процесса.

Итак, базовой осью, относительно которой отсчитывается исполнение, ход времени, процесс, является либо привычный ход процесса (сроки, достижения), либо план. Сопоставляя реальное исполнение с такого типа осью, можно говорить либо о замедлении, либо об ускорении хода процесса, времени. Часто субъект сам изобретает приемы, находит новые пути решения задач. Рациональный, удачный прием позволяет субъекту ускорить выполнение задачи даже при малой трате сил, приблизить необходимый результат, получить его раньше намеченного срока. Разве это не ускорение времени?

Что такое время? Это мера процесса, способ его схватывания, пути размышления о нем. Чтобы способ был адекватен объекту, реальности, необходимо, чтобы в нем как можно точнее отражались особенности процесса, его тонкости и детали. Время - характеристика процесса, в которой выражается связность и последовательность, начало, конец, цикличность. Можно ли дать процессу такую характеристику помимо субъекта, включенного в процесс, осуществляющего процесс и управляющего им? Едва ли. Тем более что субъект обладает памятью и способностью ощущать и переживать непрерывность, отличать ее от дискретности.

Итак, в рассмотрение времени вводится понятие синхронизации. Исходя из многократного повторного исполнения процесса прежде многими людьми, у них уже имеется норма исполнения процесса и по длительности, и ритму периодов труда и отдыха, по основным ключевым событиям, образующим процесс, а также и по возможной степени вариации в рамках нормы, около нормы. Субъект, человек-исполнитель, должен освоить нормы - это нелегкое дело. Он должен подняться на вершину мастерства. Освоив дело, субъект сделал его достоянием своего опыта. Он может думать о нем и говорить, планировать, предусматривая, и анализировать, совершив. Содержанием опыта становятся пространственно-временные схемы - формы исполнения, действия. Действие, .процесс исполнения, может выполняться чуть быстрее или медленнее в зависимости от обстоятельств. Восприятие шире действия. В перцептивном пространстве субъекту даны симультанно множество движущихся, меняющихся предметов и процессов, в том числе и действие самого субъекта. Способность улавливать изменения и схватывать объекты в целом, в их идентичности. Схватывать и удерживать окружающий мир в его меняющейся тождественности предполагает большую сложную работу восприятия, мышления, интуиции, которая доступна только профессионалу. Восприятие параллельно действию, исполнению, не зависит от него, по крайней мере частично. Переживание значимости срока - ключевое событие. В пространственной и временной карте субъекту даны значимости объектов и событий. Даны, хотя несколько иначе, и в восприятии. В опыте мир дан субъекту в его эмоциональных и смысловых дифференциациях. Приближение срока вызывает переживания субъекта и заставляет его действовать быстрее, медленнее, точнее, быть внимательнее и аккуратнее.

Чтобы успеть в срок, субъект должен переживать скорости процессов. Точно воспринимать и переживать эмоционально. Субъект должен иметь опыт переживания скорости процесса и уметь реагировать на ее изменения.

Моторика и речь как формы исполнительных процессов, ожидание и воспоминания, взаимодействия субъекта и ближайшего социального окружения, начиная от постановки задачи - успеть к сроку - и заканчивая анализом и оценкой исполненного, - все это и многое другое необходимо запустить в ход, чтобы понять, как успевает субъект вовремя выполнить действие в окружающем мире.

Действие субъекта должно быть выполнено к сроку, синхронно с одним из ключевых событий.

Срок, ритм и место

Исходя из понятий собственного пространства и собственного времени процесса, попытаемся построить понятие времени, пригодное для описания некоторых явлений адаптации после быстрого перемещения на большие расстояния. Будем пользоваться кругом, в центре которого стоит субъект. Система включает несколько подсистем: тело человека (его ритмы и пространственное описание, пространственная схема тела), действие субъекта (его ритмы и пространство), организация (ритмы и пространность ее функционирования) и географический пункт - город, поселок и т.д. (с его ритмами жизни и деятельности). Расположим их по кругу. В центре поставим субъекта действия - группу, за которой стоит индивидуальный телесный субъект. Двигаясь по схеме последовательно, мы можем убедиться, что в каждом ее элементе есть собственные ритмы и собственная система налаживания, стабилизации, удержания и смены ритма. Легко привести примеры ритмов тела - тело считается часами. В нем синхронизованно функционирует множество систем: у каждой есть свой ритм функционирования, а смена условий жизни или деятельности организма влечет сложную перенастройку ритмов на новом уровне функционирования. Ритмы нарушаются при заболевании, после шока, и требуются специальные усилия группы людей - окружающих индивидуального субъекта и близких ему - для приспособления и восстановления. Быстрые перемещения на дальние расстояния вызывают обострение старых болезней. Вообще, в условиях незаконченной временной адаптации трудной становится одна из самых обычных задач: планирование времени и выполнение временных планов, поскольку оказывается разрушенной основа. В нормальных условиях такой основой является предварительное ориентирование во времени. Хотя оно и неточное, его ошибка обычно невелика, может быть, в пределах часа. При путешествиях в удаленные временные пояса ошибка может достигать нескольких часов. Нарушения адаптации, невозможность адаптироваться проявляются в виде опозданий и отставаний, в несинхронной деятельности с другими людьми. Нарушения сна вызывают напряжение и страхи (подвести, вновь не успеть, выглядеть неудачником). Чувство неуверенности может перейти в невроз. Это пункт, где нам придется обратиться к психоанализу, чтобы построить модель адаптации индивида. По крайней мере, неуверенности будет сопутствовать тревога и боязнь что-то вновь забыть. Память действительно ухудшается. Трудно представить себе возможность успешного функционирования субъекта без участия значимого другого. Разумеется, осознание и сознание должны быть задействованы на полную мощность для более быстрой и успешной адаптации (регулярный анализ успехов и неудач, разбор фактов опозданий и забываний, усиленное внимание и забота со стороны ближайших других, передача им функций контроля за успеванием в срок).

О ритмах говорят, когда дело касается функционирования тела и города, а при обсуждении и рассмотрении деятельности предприятия большая роль принадлежит сроку. Выполнение обязательства в срок обеспечивается усилиями многих людей на предприятии. Действие выполняется в срок благодаря усилию субъекта. Когда задачи каждого предприятия выполняются в срок, жизнь города становится ритмичной. Город живет своими ритмами, и каждый прибывший должен суметь приспособиться к ним, ставя перед собой специальные отдельные задачи и прилагая усилия к тому, чтобы их выполнить. Электростанция, скорая помощь, метро, милиция, родильный дом, школа, рекламное бюро всюду свои характерные ритмы функционирования, начало и конец смены, время, необходимое для вхождения в суть процесса при пересменке, пиковые периоды и т.д. Но все держится сроком прихода, устойчивого выполнения трудовых функций, усилием и вниманием субъекта. Также и в городе, станционном поселке или поселке при шахте, при электростанции и т.д. ритмы деятельности и жизни определяются географией и усилиями людей, ритмами предприятия.

Когда речь идет о профессиональной деятельности, содержащей действия, которые повторялись много раз, возникает возможность использовать понятие ритма. Такое описание является естественным, когда речь идет о движениях. По-видимому, здесь дело в прямой связи с ритмами тела субъекта. Когда события мира возникают довольно часто и регулярно, можно также говорить о ритмах при выполнении перцептивных задач (например, при наблюдении) и мыслительных задач. Труднее говорить о ритмах в деятельности человека, работающего с аудиторией, но и в этом случае вырабатывается чувство временной нормы, позволяющее приспособиться к ритму звонков на урок и перерыв, к длительности урока. Действие человека среди других людей характеризуется сроком. Срок задает начало и конец действия. Срок обеспечивается усилием субъекта. Действия, выполняемые в срок отдельными людьми, обеспечивают нормальное функционирование предприятия, его ритмичную деятельность. Чтобы рассмотреть деятельность человека в условиях смены временных режимов, необходимо активнее использовать идею независимости ритмов жизни от функционирования тех локальных объектов, между которыми размещает свое действие субъект.

Наши рекомендации