Ченнелинг и научная парадигма
На протяжении этой книги мы не раз заговаривали о том, как воспитание в культуре, основанной на науке, ограничивает наши представления о реальности. По мере того как все больше и больше людей получает личный, прямой опыт тонких реальностей и других измерений бытия, происходит постепенное изменение доминирующей модели цивилизации. Повышение нашей чувствительности в отношении внутренних миров и наше возросшее доверие к интуиции еще больше ускорили процесс роста понимания нами того, что внешние ощущения представляют собой лишь одну т доступных нам систем приобретения опыта и накопления знаний.
Вы, должно быть, заметили здесь параллель между научной парадигмой и традиционными религиями. Феномен ченнелинга ни в коем случае не отрицает и не исключает традиционных религиозных структур. Он просто подразумевает, что понятие «человек» гораздо шире, чем признается традиционными религиями. Точно так же явление ченнелинга не отрицает истинности внешних ощущений и научных моделей реальности. Ченнелинг подразумевает, что научным моделям не удалось учесть всех измерений истины. Как электронный микроскоп когда-то бросил вызов существовавшей научной модели, доказав, что наш «твердый» мир на самом деле — танец субатомных частиц, так и ченнелинг бросает вызов сугубо материалистическому взгляду на вселенную. Ченнелинг учит нас тому, что природа реальности может меняться в зависимости от способа ее восприятия и что многие сферы реальности доступны для различных средств человеческого восприятия.
Джонатан Климо, бывший профессор университета, опубликовал книгу под названием «Ченнелинг: исследование получения информации из паранормальных источников». Климо придерживается того мнения, что в любой данный промежуток времени в рамках любой данной культуры мировоззрение определяется коллективной, т. е. согласованной, реальностью. Недавно в личной беседе он мне сказал:
«Мы всегда имеем дело с согласованной реальностью. Это то, что признается большинством людей в сообществе как объективный коллективный опыт. Но природа любой данной согласованной реальности подвержена изменениям. Стоит только взглянуть на историю этой планеты, историю господствующих на ней идей, развитие ее науки, эволюционные сдвиги — и вы увидите, что об1цественные соглашения относительно того, какие мифы и системы верований должны доминировать, подвержены циклическим изменениям».
Профессор Климо приводит примеры того, как согласованные реальности оказывали влияние на человеческую историю. Он говорит о материализме, рассматривающем разум как вторичное явление, меньшую реальность, являющуюся результатом биоэлектрической деятельности физического мозга. Эта точка зрения доминировала в западном мире начиная с эпохи Просвещения. В соответствии с этим мировоззрением, сознание есть продукт деятельности физического мозга, и если мозг прекращает свое существование, прекращается и сознание.
В последние годы Климо отмечает учащение случаев «просачивания» из других реальностей, или общения с этими реальностями. Например, многие люди начали сообщать о своем «внетелесном опыте» или «около смертном опыте», когда они знали о том, что происходит вокруг них, хоть и были клинически мертвы. Так же как и ченнелинг, быстрое умножение таких случаев бросает вызов материализму и открывает две возможности понимания. Дуалистическая трактовка гласит: разум и материя отличны друг от друга, материя существует независимо от сознания, а сознание — независимо от материи. Менталистическая же трактовка рассматривает дух, или сознание, как единственно существующую реальность, а материю — как одно из проявлений сознания. Такая точка зрения соответствует высказыванию философа Джорджа Беркли: «Все вещи суть идеи в уме Бога».
Климо верит в то, что мы уже начинаем видеть перемену п доминирующей у нас парадигме благодаря тем доказательствам, которые представляет ченнелинг и любой другой опыт, связанный с реальностями, которые в настоящее время нельзя назвать «физическими».
«Если определить ченнелинг как получение информации с какого-либо другого уровня или из другого измерения реальности, то в таком случае имеет место некоторое «просачивание» между различными измерениями, которое не затрагивает пяти чувств и выходит за пределы того, что мы привыкли считать реальным. Учащение случаев ченнелинга говорит о том, что парадигма изменяется и что общепризнанная реальность пребывает в процессе модулирования. Той физической реальности, которая так долго воспринималась как первичная, придется уступить место реальности нефизической — ментальной и духовной. Материалы ченнелинга снова и снова говорят нам о том, что мы находимся на уровне существования, смежном с уровнем тех существ (наставников), которые контактируют с нами, и все это происходит в рамках огромного, имеющего неисчислимо большое колличество измерений обитаемого космоса, который в своей основе есть одно духовное Существо-Бытие. Эти наши соседи из других измерений, которые разделяют с нами принадлежность к этому единому Существу-Бытию, говорят: «Мы существуем. Вы не одиноки. Мы приходим, чтобы показать вам, что существует нечто большее, чем физическая реальность, и что вы способны пережить смерть вашего физического тела. Вы — бессмертный дух. Вы — нечто большее, чем просто тело». Это также соответствует многим пророчествам. И все это ведет к конфликту, который в скором времени внесет суш,ественные изменения в нашу общепризнанную реальность, — возможно, даже, что это произойдет еще при нашей жизни».
Ченнелинг и психологические воззрения на природу «я»
Благодаря ченнелингу и другому интуитивному опыту наше ощущение того, кто мы есть как существа, начинает изменяться. Первая половина XX столетия дала нам две основные психологические модели — бихевиористскую и психодинамическую. Обе эти модели, по сути, рассматривают лишь часть человеческого существа, обусловленную мирским опытом. Ни одна из них не касается сферы интуитивного опыта.
Бихевиористская модель вообще не принимает во внимание субъективный мир в любых его проявлениях, представляя человеческое существо как сложную систему стимулов и реакций. Например, будучи ребенком, вы сильно обожгли руку о кухонную плиту, поэтому теперь вы не любите готовить. Стимул — в данном случае то, что вы обожг;ш себе руку, — провоцирует возникновение обусловленной («кондиционированной») этим обстоятельством реакции —отвращения к плитам и, по ассоциации, к приготовлению пищи. Это учение, интересующееся исключительно кондиционированием (стимулами) на входе и поведением (реакциями) на выходе, считает любые эмоциональные проявления и интеллектуальные интерпретации, сопровождающие травматический инцидент, не играющими никакой роли. Все, что не является стимулом или реакцией, в соответствии с бихевиористской моделью вообще не существует.
Психодинамическая модель — вероятно, главная действующая на сегодняшний день модель человеческой деятельности. Если бихевиористы не проявляют интереса к субъективным внутренним реакциям на внешние обстоятельства, то психологи-психодинамики находят их весьма увлекательными. Психодинамическая модель рассматривает человеческое существо как поле битвы противоборствующих аспектов личности. Эта модель принимает в качестве аксиомы существование набора основных инстинктов — сексуальных и агрессивных, — которые частично известны нам, а частично исключены (бессознательно) из нашего осознания. Сопротивление этим основным инстинктам — это приобретенная социальная ценность, которая зачастую противоречит нашим инстинктам. В довершение этого описания следует упомянуть об эго, которое служит связующим звеном между основными инстинктами и социальными ценностями. Неотъемлемой частью этой системы является бессознательное — та часть нашего опыта, которую наше эго отграничило от осознания, поскольку она слишком сильно противоречит нашим идеализированным представлениям о себе и тому, что мы можем безопасно выражать в нашем окружении.
Эти две системы являются на сегодняшний день наиболее широкоупотребимыми в психиатрии. Одна из них рассматривает человеческое существо как механизм. Другая же — как динамизм конфликтующих друг с другом психических компонентов.
Ченнелинг, ясновидение, медитация, телепатия, предвидение и другой интуитивный опыт — бросают вызов пределам, обозначенным этими психологическими моделями самоосознания. И хотя эти психологические теории могут великолепно отображать тот аспект нашего существа, который известен как личность, они, тем не менее, не затрагивают других уровней бытия, не привязанных к физическому опыту.
За последнюю четверть века появились еще две новые психологические школы: гуманистическая и трансперсональная психология. Гуманистическая психология возникла в шестидесятые годы XX столетия как дисциплина, изучающая человеческий потенциал — творческий, межличностный и духовный. Гуманистическая психология делает упор на понимании человеческого существа с непатологической точки зрения, рассматривая его как систему, постоянно стремящуюся к достижению более высоких уровней творческого самовыражения. Трансперсональная психология, ответвление гуманистической психологии, пытается постичь те аспекты человеческого знания, которые выходят за пределы опыта отдельной личности. Трансперсональная психология представляет собой первую попытку западных психологов продемонстрировать и понять многомерность опыта «Я».
Хотя трансперсональная психология уже существует, это, однако, далеко не самая распространенная система. По мере того как ченнелинг и другие виды интуитивного опыта будут распространяться и получать признание, старые психологические модели, несомненно, будут стараться включить в себя это новое знание. Становясь все более привычным, интуитивный опыт добавит новое измерение к нашему пониманию личности и ее функций. Так же как старые научные модели дают великолепное описание одной из сфер опыта, а именно физической, традиционная психология блестяще описывает один из аспектов сознания — личность. По мере того как мы будем развиваться как раса, нам понадобится новая психологическая модель, которая бы признавала существование безсознательных, сознательных и сверхсознательных аспектов нашего «Я».