Краткая история формирования гендерной психологии 1 страница
Т. В. Бендас
ГЕНДЕРНАЯ
Психология
Издательская программа
Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга
осуществляется при поддержке Министерства образования РФ
Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара Новосибирск
Киев • Харьков • Минск
ББК 88373я7 УДК 159922.1(075) Б46
Рецензенты:
В. А. Аверин,профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;
Л. Н. Ожигова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук).
■
Бендас Т. В.
Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
ISBN5-94723-369-Х
В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.
ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006
Оглавление
Предисловие ..................................................................................................................... 6
Глава 1.Введение в гендерную психологию............................................................. 9
Краткая история формирования гендерной психологии.................................. 9
Стратификация полов в разных культурах .................................................... 33
Предмет, задачи и методы гендерной психологии......... ................................ 38
Теории и концепции .............................. ................................................................. 42
Выводы......................................................................................................................... 55
Вопросы для самопроверки.................................................................................... 58
Учебные задания........................................................................................................ 58
Глава 2. Индивидные характеристики ................................................................... 60
Рост................................................................................................................................ 60
Вес.................................................................... ............................................................. 65
Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии ..................... 66
Питание и отношение к еде..................................................................................... 69
Телосложение............................................................................................................. 71
Некоторые физиологические показатели ......................................................... 80
Выводы..................... '.................................................................................................. 82
Вопросы для самопроверки ................................................................................. 83
Учебные задания........................................................................................................ 84
Глава 3. Гендерная демография.................................................................................. 85
Здоровье и болезни ................................................................................................... 85
Пропорция полов в обществе................................................................................. 89
Продолжительность жизни и смертность........................................................... 97
Выводы....................................................................................................................... 102
Вопросы для самопроверки .............................................................................. 102
Учебные задания ................................................................................................... 103
Глава 4. Психомоторика .......................................................................................... 104
Моторика в детском возрасте.............................................................................. 104
Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного
напряжения, волевое усилие.......................................................................... 107
Скорость, точность и тренировка психомоторики........................................ 114
Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях.................... 17
Лифтинг и причины половых различий в моторике...................................... 122
Выводы....................................................................................................................... 124
Вопросы для самопроверки ............................................................................... 125
Учебные задания ................................................................................................... 126
Глава 5. Ощущения и восприятие............................................................................. 127
Зрительная модальность....................................................................................... 127
Зрительно-пространственные способности.................................................... 139
4 Оглавление
Слуховая модальность.......................................................................................... 152
Тактильная модальность...................................................................................... 156
Другие модальности ............................................................................................ 159
Социальная перцепция.......................................................................................... 165
Выводы....................................................................................................................... 169
Вопросы для самопроверки .............................................................................. 172
Учебные задания ................................................................................................... 173
Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174
Внимание и память................................................................................................. 174
Общий интеллект, речь и математические способности............................. 182
Эмоциональные состояния................................................................................... 192
Выводы................................................................ ..................................................... 197
Вопросы для самопроверки .............................................................................. 198
Учебные задания .................................................................................................... 199
Глава 7. Личностные характеристики.................................................................... 200
Мотивация достижения и аффилиации .......................................................... 213
Мотивация власти и доминантность................................................................. 221
Другие характеристики личности ................................................................... 229
Выводы.............................................................. . . .................................................... 238
Вопросы для самопроверки .................................................... ,........................ 240
Учебные задания..................................................................................................... 241
Глава 8. Социальное поведение ............................................................................. 243
Стиль поведения ................................................................................................... 243
Успешность деятельности.................................................................................... 252
Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола ........ 263
Выводы....................................................................................................................... 272
Вопросы для самопроверки................................................................................. 274
Учебные задания..................................................................................................... 274
Глава 9. Гендерные отношения ................................................................................ 276
Гендерная сегрегация в детских группах ...................................................... 279
Мужчины и женщины в деловом мире.............................................................. 293
Дружеские и сексуальные гендерные отношения ....................................... 299
Супружеские отношения....................................................................................... 309
Взаимоотношения родителей и детей в семье .............................................. 318
Девиантные отношения......................................................................................... 325
Выводы....................................................................................................................... 333
Вопросы для самопроверки .............................................................................. 335
Учебные задания ................................................................................................... 336
Глоссарий ....................................................................................................................... 337
Литература...................................................................................................................... 346
Приложение к главе 1 ................................................................................................ 371
Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372
Оглавление 5
Приложение к главе 2....................................................................... '....................... 393
Методика Люшера.................................................................................................. 393
Приложение к главе 3................................................................................................ 394
Методика самооценки С. Я. Рубинштейн......................................................... 394
Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) .................. 394
Приложение к главе4................................................................................................ 395
Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца ...................... 395
Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося
положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой ............................... 396
Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин-
ского...................................................................................................................... 396
Приложение к главе 5................................................................................................ 397
Методики изучения зрительно-пространственных способностей ......... 397
Методики изучения социальной перцепции.................................................... 398
Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони.......................... 400
Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400
Приложение к главе 7................................................................................................ 403
Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403 Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное
интервью В. Е. Кагана).................................................................................... 405
Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона
и коллег, модификация Т. В. Бендас) ........................................................ 405
Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка
в модификации Т. В. Бендас........................................................................... 406
Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга
и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас..................................................... 410
Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987),
модификация Т. В. Бендас ........................................................................... 410
Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V....................... 411
Приложение к главе 8................................................................................................ 417
Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова ................. 417
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера,
модификация Т. В. Бендас.............................................................................. 424
Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения
менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас ........... 425
Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин»
(разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация
Т. В. Бендас)........................................................................................................ 427
Предметный указатель .......................................................................................... 429
Предисловие
Что такое гендерная психология? Это дисциплина, исследующая то, чем отличаются и в чем схожи мальчики и девочки, мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу.
Интерес к этой проблеме возник у меня еще в студенческие годы. В дипломной работе, а позднее в кандидатской и докторской диссертациях я неизменно возвращалась к половому диморфизму (так тогда именовалась проблема, которую сейчас рассматривает гендерная психология).
Лекции по вопросам, которые излагаются в учебном пособии, я читаю уже более четверти века,из них три года — специальный курс гендерной психологии. Хотя поначалу материал был очень скуден, он неизменно вызывал интерес в любой аудитории.Сегодня внимание к этой теме постоянно растет, поскольку все мы — из того или другого лагеря, и все общаемся с представителями своего и (не хочется говорить «противоположного», ибо это неправильно!) другого пола.
Я надеюсь, что материал пособия поможет студентам-психологам расширить свой научный кругозор и сделать шаг вперед по пути профессионального становления. Думаю, что книга будет полезна и преподавателям, читающим курс гендерной психологии или затрагивающим ее проблемы в других курсах.
В процессе изложения материала я столкнулась с существенной трудностью. Обилие экспериментальных данных требует особой формы их подачи. Конкретные данные об экспериментальных условиях, в которых были получены соответствующие результаты, очень усложняют чтение книги. В то же время существует необходимость ссылки на эти результаты (и в силу традиции отечественной психологии, и в силу того, что подобная ссылка прививает научную культуру будущим психологам). Поэтому результаты исследований помещены отдельно, а в тексте приводятся лишь обобщенные данные и их анализ.
Кроме того, во многих случаях в гендерно-психологических исследованиях имеются «белые пятна» (некоторые особенности психики либо недостаточно, либо совсем не изучены). Поэтому отсутствие различий между полами, продемонстрированное в тех или иных конкретных работах, вовсе не означает их реального отсутствия — просто необходимо продолжать исследования в этом направлении. В частности, существует настоятельная необходимость сопоставления полов по параметру сходства характеристик (отсутствие различий автоматически не означает наличия такого сходства, поскольку различие может быть небольшим, может заключаться в том, в каких условиях или в какой степени проявляется данная характеристика, и т. п.). К тому же довольно часто некоторые характеристики психики либо совсем не сопоставлялись по параметру пола, либо в этом плане изучены явно недостаточно.
Учитывая вышесказанное, там, где это возможно, я постаралась обозначить эти «белые пятна», т. е. назвать проблемы, которые требуют своего дальнейшего научного и прикладного разрешения. Думаю, что это поможет молодым психологам выбрать направление своей работы в области гендерной психологии, что, безусловно, будет способствовать ее дальнейшему развитию.
Предисловие 7
Сопоставляя испытуемых разного пола, я выделяю следующие 3 категории данных: 1) об отсутствии половых различии; 2) о преимуществе мужчин и 3) о преимуществе женщин. Я специально рассматриваю первую категорию данных. В этом случае они свидетельствуют не просто об отрицательном результате исследований (хотя, как известно, отрицательный результат в науке также полезен), но и о том, что эта область психики изучена на определенных испытуемых, в определенной культуре, и мужчины и женщины продемонстрировали реакции, которые не позволяют говорить о существенных (статистически значимых) различиях между ними.
Можно назвать несколько причин такого состояния дел. Это:
1) нечувствительность методики к половым различиям (дифференцирующая сила методики);
2) половые различия трудно выразить в количественных характеристиках;
3) какой-либо другой фактор (это может быть культура, тип темперамента, требования деятельности и др.) является более значимым, чем фактор иола, — в этом случае гендерный эффект не проявляется, маскируясь более существенным эффектом.
Однако эти и другие возможные случаи не означают отсутствия своеобразия полов. Имеющиеся трудности необходимо преодолевать в дальнейших исследованиях.
Нередко ученые, занимающиеся гендерной психологией, относятся к ним излишне эмоционально. Так, одни радуются, обнаружив половые различия, и с энтузиазмом интерпретируют полученные результаты. Другие огорчаются — в частности, некоторые сторонники феминистской идеологии, так как различия между мужчинами и женщинами они рассматривают как доказательство «неполноценности» одного пола (женского) по сравнению с другим, эталонным (мужским). С моей точки зрения, обе эти позиции очень вредны для науки. Ученый должен сохранять беспристрастность.
К сожалению, в исследованиях часто обнаруживается, что женщины получают данные о преимуществах своего пола, мужчины — своего. Поэтому в дальнейшем следует контролировать эту переменную — в частности, включать в исследовательскую группу равное число участников разного пола (в ряде случаев это уже делается — см., к примеру, В. С. Агеев, 1990; Т. В. Бендас, 2000). Изучение различных разделов гендерной психологии должно способствовать лучшему взаимопониманию мужчин и женщин. Психологи должны предотвратить возможную «войну полов».
При написании учебного пособия я широко использовала зарубежные обзоры литературы. Прежде всего это классическая книга Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин «Психология половых различий» (известны несколько ее изданий). Данная книга состоит из двух томов, первый из которых включает: а) множество скрупулезно составленных таблиц (с указанием авторов экспериментальных данных, количества испытуемых, методик и результатов) и б) текста с общими комментариями данных, содержащихся в таблицах. Второй том целиком состоит из перечня аннотированных источников, сгруппированных по изучаемой проблематике. В аннотации сообщаются краткие сведения об испытуемых, методике и результатах каждого исследования. Такая компоновка материала позволяет обращаться к нему разным исследователям и заново пытаться осмыслить экспериментальные
8 Предисловие
данные, ане только использовать выводы, сделанные авторами книги. Именно в этомя вижу ценность данной книги и благодарна авторам за ее создание. Поэтому, наряду с выводами, сделанными этими авторами, я буду предлагать свою интерпретацию" эмпирических данных, содержащихся в таблицах. Часто я по-иному компоную эти данные (по методикам, возрастам, полученным результатам), что позволяет выявить определенные закономерности.
Поскольку эксперименты, на которые ссылаются Маккоби и Жаклин, были проведены уже более тридцатилет назад, я также обращаюсь к другим, более поздним обзорам, особенно сделанным с помощью современной техники мета-анализа. Дело в том, чтоситуация с половыми различиями постоянно меняется: они то появляются, то исчезают, то усиливаются, то слабеют. Например, массовое увлечение девочек компьютерами может привести к тому, что некоторые психические процессы у них изменятся, приближаясь к тому, что характерно для мальчиков. Поэтому очень ценными являются более поздние исследования, и их мы тоже рассмотрим.
В книге используются и данные отечественных исследований, позволяющие рассмотреть отечественную специфику половых различий (если она есть). К тому же в ряде случаев отечественные ученые изучали те аспекты гендерной психологии, которым зарубежные исследователи не уделили достаточного внимания.
Наконец, необходимо упомянуть еще об одном источнике. Мне посчастливилось быть участницей 27-го Международного конгресса психологов, который проходил в Стокгольме в 2000 г. На этом конгрессе собралось 6000 человек со всех континентов. Общение со многими коллегами из других стран (в том числе и с Элеонор Маккоби, которая подарила мне свою статью), присутствие на их выступлениях, знакомство со стендовыми докладами, обмен результатами и материалами исследований, а также переписка с некоторыми из авторов вместе с анализом опубликованных тезисов позволяют сделать выводы о развитии гендерных психологических исследований во всем мире. Особенно ценны кросс-культурные исследования, порой уточняющие или даже опровергающие американские данные. Я широко использую материалы конгресса, так как они содержат уникальный материал — свежие экспериментальные и теоретические достижения в области мировой гендерной психологии.
И в заключение — слова благодарности. Я горжусь тем, что имею честь принадлежать к ананьевской Ленинградско-петербургской школе психологов, всегда уделявшей большое внимание проблеме полового диморфизма, и с благодарностью вспоминаю своих педагогов. Я также хочу выразить свою благодарность сотруднику издательства «Питер» Л. В. Винокурову, вдохновившему меня на создание учебника, и всем работникам этого издательства, готовившим книгу к выпуску в свет. Я должна поблагодарить своих друзей и родных за неизменную эмоциональную поддержку и (в отличие от меня) отсутствие сомнений в том, что я справлюсь с новой творческой задачей. И наконец, хочу выразить восхищение двумя прелестными детьми — Наташей и Илюшей, благодаря которым я испытала восторг от наблюдения за своеобразием девочки и своеобразием мальчика начиная с их младенческого возраста. Эти дети — моя дочь (ныне взрослая) и мой маленький внук.
Татьяна Владимировна Беидас, доктор психологических наук
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
В этой главе будет рассмотрена история формирования пещерной психологии.факторы, влияющие на стратификацию полов, предмет н задачи гендерной психологии,основные понятия, используемые методы, теории и концепции. Поскольку
формулировка предмета этой науки является ее современным достижением, то
вначале мы обратимся к истории, учитывая, в основном, научные идеи. Однако в гендерной проблематике существуют понятия и феномены, которые не совсем вписываются в чисто научную область: это стратификация полов (их иерархия), гендерная идеология, гендерные стереотипы, существующие в виде предписаний поведения для мужчин и женщин. Всё это порождение политики, которая проводится в различных культурах и обществах по отношению к мужчинам и женщинам, и также должно быть предметом научного изучения. Но все же, рассматривая -историю, мы разграничим два аспекта: а) формирование гендерной психологии как области научного знания и б) формирование представлений о неравенстве (или равенстве) полов. Без второго аспекта будут неясны те феномены, которые изучают ученые — специалисты по гендерной психологии. При этом я, по возможности, постараюсь избежать обращения к проблеме общественных движений женщин и мужчин по защите своих прав (дав только краткую историческую справку), поскольку это предмет изучения других наук.
Краткая история формирования гендерной психологии
Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.
В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах). Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.). Порой это знание слишком идерлогизированно, но я считаю неправомерным вносить в науку элемент идеологии. В психологии существует
10 Глава 1. введениев гендерную психологию
традиция объективного экспериментального исследования и эмпирической проверки теорий. Поэтому прежде всего мы будем обращаться к научным исследованиям проблемы.
К примеру, установлено, что пол исследователя и испытуемого может повлиять на получаемые результаты. Но это не должно быть следствием умышленного их искажения. И, зная такую закономерность, переменную пола можно специально контролировать в исследованиях, а не отказываться от них. Интерпретация психологических экспериментов также должна анализироваться с научных, а не с идеологических позиций. Порой эти результаты вызывают бурю восторга («вот мы вам и доказали, что наш пол не хуже!»), в других случаях — бурю возмущения, и авторов подозревают в ненависти (к женщинам или к мужчинам). Порой даже предлагается запретить те или иные исследования (к примеру, исследования, результаты которых говорят о преимуществе одного пола над другим), но вряд ли такая реакция является позицией настоящего ученого.