Часть I. Теоретические основы клинической психологии.
Наталья Васильевна Репина, Дмитрий Владимирович Воронцов, Ирина Ивановна Юматова.
Основы клинической психологии.
Оглавление
Часть I. Теоретические основы клинической психологии. 4
Раздел 1. Введение в клиническую психологию. 4
1.1. Предмет клинической психологии. 4
1.1.1. История возникновения клинической психологии. 4
1.1.2. Задачи и разделы современной клинической психологии. 9
1.2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях. 10
1.2.1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях. 12
Раздел 2. Теория и методология клинической психологии. 15
2.1. Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии. 15
2.2. Норма и патология, здоровье и болезнь. 18
2.2.1. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. 24
2.3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств. 25
Раздел 3. Методология клинико-психологического исследования. 30
3.1. Построение клинико-психологического исследования. 36
Раздел 4. Типология нарушений психической деятельности. 37
4.1. Нарушения ощущений и восприятия. 37
4.2. Нарушения произвольных движений и действий. 45
4.3. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков. 49
4.4. Нарушения памяти. 53
4.5. Нарушения мышления. 57
4.5.1. Нарушения операционной стороны мышления. 60
4.5.2. Искажение процесса обобщения. 60
4.5.3. Нарушения динамики мышления. 60
4.5.4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления). 60
4.6. Нарушения эмоциональной сферы. 62
4.7. Тревожные расстройства. 66
4.8. Расстройства настроения. 70
4.9. Нарушения сознания. 72
4.9.1. Общенаучная характеристика сознания. 72
4.9.2. Определение сознания в психиатрии. 73
4.9.3. Делириозное помрачение сознания. 74
4.9.4. Онейроидное (сновидное) состояние сознания. 74
4.9.5. Сумеречное состояние сознания. 74
4.9.6. Аментивный синдром (аменция). 75
4.9.7. Коматозное состояние. 75
4.9.8. Деперсонализация. 75
Раздел 5. Пограничные психические состояния. 76
Раздел 6. Расстройства личности. 82
6.1. Классификация личностных расстройств. 86
6.1.1. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления). 87
6.1.2. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере). 88
6.1.3. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы). 90
Раздел 7. Психосоматические расстройства. 92
7.1. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств. 101
7.2. Психология инвалидности. 103
Часть II. Основы нейропсихологии. 109
Раздел 1. Мозговые механизмы высших психических функций. 109
1.1. Проблема локализации высших психических функций. 109
1.2. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии. 112
1.3. Структурно-функциональные принципы работы мозга. 116
1.4. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия. 118
1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций. 121
Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. 123
Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы. 125
3.1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. 125
3.2. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. 127
3.3. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. 129
3.4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. 130
3.5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга. 134
3.6. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. 135
3.7. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга. 136
3.8. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. 139
3.9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга. 140
Раздел 4. Возможности практического применения нейропсихологии. 141
4.1. Проблема восстановления высших психических функций. 141
4.2. Нейропсихология в школе. 144
4.3. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета. 146
Приложение 1. Терминологический словарь. 151
Приложение 2. Нейропсихологические методики. 153
Приложение 3. Иллюстративный материал. 154
Часть III. Патопсихология. 155
Раздел 1. Методологические основы патопсихологии. 155
1.1. Патопсихология как составная часть клинической психологии. 155
1.2. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии. 156
1.3. Теоретические основы патопсихологии. 157
1.4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории. 160
1.5. Задачи патопсихологии в клинике. 162
1.6. Задачи детской патопсихологии. 165
1.7. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога. 166
1.8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте. 169
1.8.1. Понятие о психическом дизонтогенезе. 169
1.8.2. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза. 170
1.8.3. Классификация психического дизонтогенеза. 172
Раздел 2. Методы патопсихологического исследования. 174
2.1. Общая характеристика методов патопсихологического исследования. 174
2.2. Принципы патопсихологического экспериментального исследования. 175
2.3. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента. 178
2.4. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования. 182
2.4.1. Подготовка экспериментального исследования. 182
2.4.2. Проведение экспериментального исследования. 185
2.4.3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования. 188
Раздел 3. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах. 190
3.1. Нарушения восприятия. 190
3.1.1. Проблема агнозий в патопсихологии. 190
3.1.2. Псевдоагнозии при деменции. 191
3.1.3. Патопсихологические исследования обманов чувств. 191
3.1.4. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности. 192
3.2. Нарушения памяти. 194
3.2.1. Нарушение непосредственной памяти. 194
3.2.2. Нарушения опосредованной памяти. 195
3.2.3. Нарушение динамики мнестической деятельности. 197
3.2.4. Нарушение мотивационного компонента памяти. 198
3.3. Нарушения мышления. 198
3.3.1. Нарушение операциональной стороны мышления. 199
3.3.2. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления. 201
3.3.3. Нарушение динамики мыслительной деятельности. 203
3.3.4. Нарушение критичности мышления. 205
3.4. Нарушения умственной работоспособности. 206
3.4.1. Общепсихологическая характеристика работоспособности человека. 206
3.4.2. Клинические проявления нарушения умственной работоспособности. 207
3.4.3. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах. 208
3.5. Нарушения личности. 210
3.5.1. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов. 211
3.5.2. Нарушение смыслообразования. 213
3.5.3. Нарушение подконтрольности поведения. 214
3.5.4. Формирование патологических черт личности. 214
(2003 г.)
Учебник составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 031000 «Педагогика и психология». В нем рассмотрены теоретические основы клинической психологии, мозговые механизмы высших психических функций, а также дан патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы человека.
Учебник будет полезен для студентов-психологов, школьных учителей, студентов педагогических вузов, врачей.
Часть I. Теоретические основы клинической психологии.
Раздел 1. Введение в клиническую психологию.