Предпосылки возникновения социальной психологии

Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. История социальной психологии как науки значительно моложе истории того, что можно назвать «социально-психологичес­ким мышлением». Потребность осознать характер совместной деятель­ности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре чело­вечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Так, например, в раз­личных системах древних религий проявляли себя такие формы мас­совых настроений, как подверженность психологическому зараже­нию, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные сек­реты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах «социально-психологическое мышле­ние» насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины ― относительно молодая от­расль знания.

Трудность создания научной истории социальной психологии зак­лючается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источ­ников и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные тради­ции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфичес­кое решение ряда проблем. Следовательно, история социальной пси­хологии должна включать в себя рассмотрение всех этих традиций, равным образом как и выявление коренных методологических и тео­ретических различий в их современных формах.

При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли свою роль определенные теоретические пред­посылки. Их анализ требует разделить вопрос на две части. Первая часть касается того, каким образом социально-психологические идеи вызревали в недрах других отраслей знания и лишь подготовили само­стоятельную фазу в развитии данной науки, т.е. должны быть проана­лизированы работы «предшественников» социальной психологии, в отличие от работ ее «зачинателей» ― исследователей, впервые попы­тавшихся создать первые образцы собственно социально-психологи­ческих концепций [Парыгин, 1971. С. 21].

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отли­чается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание ― это зарождение социально-психологических идей пер­воначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуще­ствлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дис­циплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии, ― психологии и социологии.

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концеп­ций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что боль­шинство проблем социальной психологии, именно как проблем, за­родилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабаты­вались идеи социальной психологии. В античной философии ― это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В филосо­фии Нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалисти­ческой философии. В целом они были неразрывно связаны с трактов­кой более общих психологических идей, и «чисто» социально-психо­логические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психо­логии в недрах философского знания изучена достаточно подробно [Ярошевский, 1976].

Гораздо продуктивнее рассмотреть подробно вторую частьвоп­роса, а именно период непосредственного выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.

Наши рекомендации