Требования к уровню освоения содержания дисциплины. © АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012

ББК 88.53

© АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012

© Донцов Дмитрий Александрович

 
СОДЕРЖАНИЕ

1. Место дисциплины в учебном плане
2. Цели и задачи дисциплины
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
4. Объём дисциплины и виды учебной работы по дисциплине
5. Содержание дисциплины
6. Темы и вопросы семинарских занятий
7. Задания для самостоятельной работы студентов
7. 7.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами
7.2. Виды и формы самостоятельной работы студентов
7.3. Темы докладов, рефератов (для самостоятельной работы студентов)
8. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля знаний студентов по дисциплине
9. Вопросы для подготовки к экзамену
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
10.1. Литература по дисциплине (основная, дополнительная, рекомендуемая)
10.2. Методические указания, рекомендации по изучению дисциплины
10.3. Материально - техническое обеспечение дисциплины
11. Контрольно-тестирующий комплекс по дисциплине

Место дисциплины в учебном плане

Программа дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование» ориентирована на теоретическую и практическую подготовку студентов-психологов по одному из основных видов профессиональной деятельности психолога. Это – работа в области психологии семейных отношений, общения, взаимодействия, коммуникации в семье. Психология семейных отношений является квинтэссенцией таких важнейших видов психологической деятельности как: психологическое просвещение, психология общения, психологическая коррекция, психологическая терапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическая профилактика и психологический прогноз.

Подготовка психологов, практических психологов, семейных психологов, будет эффективна лишь в том случае, если она будет ориентирована не только на формирование некоего абстрактного специалиста с набором каких-то определённых профессиональных качеств. Подготовка психологов будет наиболее эффективна тогда, когда она направлена на становление целостной личности профессионала, в котором целенаправленно интегрированы отношения, знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности. Исходя из этого, в содержании дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование» уделяется значительное внимание проблемам профессиональной рефлексии, формированию собственного профессионального «автопортрета» студентов-психологов и продуктивному становлению профессионального самосознания обучаемых.

Предметная учебная дисциплина «Основы психологии семьи и семейное консультирование» изучается студентами-психологами согласно учебному плану по очной форме обучения в течение 9-го учебного семестра, а по заочной форме обучения – в течение 10-го учебного семестра.

С целью теоретического и практического овладения студентами знаниями, умениями и навыками по дисциплине, на очной форме обучения предусмотрены аудиторные занятия в объёме 64 часов: 32 часа – лекции, 32 часа – семинарские занятия, и самостоятельная работа студентов в объёме 56 часов (всего – 120 часов); на заочной форме обучения, – аудиторные занятия в объёме 12 часов (12 часов – лекции) и самостоятельная работа студентов в объёме 108 часов (всего – 120 часов). Студенты выполняют дидактически сформированные задания для самостоятельной работы по дисциплине. Самостоятельная работа студентов по дисциплине нацелена на глубокое усвоение обучающимися всего изучаемого материала, на формирование у студентов умений и навыков самостоятельного анализа информации и применения теоретических знаний. Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем на семинарах, учитываются при промежуточной аттестации (рубежном контроле) и при итоговом контроле знаний студентов – на зачёте по дисциплине.

В качестве промежуточной аттестации предусмотрена контрольная работа в виде тестирования, проводимого в электронном формате в системе дистанционного обучения (СДО) Одинцовского гуманитарного института, размещенной в информационной сети Интернет на официальном web-сайте АНОО ВПО ОГИ http://www.odinuni.ru/

Предметное содержание учебной дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование», согласно учебному плану по специальности 030301.65 – «ПСИХОЛОГИЯ», научно и методологически сопряжено с содержанием такой естественнонаучной дисциплины как «Антропология», и таких общепрофессиональных психологических дисциплин, как: «Введение в профессию», «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психология личности», «Психология труда», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Психология общения»; «Консультативная психология». Всем этим многообразием межпредметных связей объясняется содержательная глубина проблематики, всесторонне прорабатываемой со студентами в рамках дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование». Специфическое значение для успешной учебной успеваемости студентов-психологов по данной дисциплине имеет доскональное овладение ими базовым учебным информационным материалом по общепрофессиональным дисциплинам «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология», а, в особенности, по дисциплинам «Социальная психология», «Психология общения» и «Консультативная психология».

Таким образом, в целях образовательной оптимизации целостного педагогического процесса, согласно образовательным принципам информационной целесообразности и единой направленности содержания учебных предметов, тематика дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование», в контексте межпредметных связей, скоординирована со всеми указанными выше дисциплинами, входящими в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО «второго поколения») по специальности 020400 (030301.65) – «ПСИХОЛОГИЯ». Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии.

Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

1.подробно ознакомить студентов с существующими в мировой психологической науке подходами к пониманию и анализу психологии семьи, – с общими теориями и конкретными концепциями зарубежных и отечественных учёных, повествующими о базовых содержательных характеристиках семейной психологии;

2.детально образовать у студентов соответствующий современным профессиональным требованиям в области психологии семьи категориальный аппарат;

3.сформировать у студентов основополагающие представления об имеющихся в теоретическом психологическом научном знании и психологической практике способах и формах практической психологической работы по развитию взаимодействия в семье;

4.развить у студентов теоретико-практические умения и навыки семейного психологического консультирования;

5.практически научить студентов профессиональному владению методиками составления психологического диагноза и прогноза, – относительно динамики развития семейных отношений

6.обучить студентов практическим приёмам и методам психодиагностической деятельности в процессе осуществления личностно-развивающей психологической работы по развитию отношений в семье;

7.практикоориентированно исследовать со студентами особенности и специфику формирования и развития детско-родительских отношений.

Задачи дисциплины:

1.ознакомить студентов с основными видами, принципами, формами, характеристиками семейных отношений;

2.рассмотреть со студентами основополагающие теоретические модели психологии семейных отношений;

3.ознакомить студентов со специальными вопросами психологической практики в области формирования семейных отношений.

4.сформировать у студентов профессиональные ценностные ориентиры;

5.развить у студентов квалификационную способность находить множество профессиональных решений на широкий спектр ситуаций и проблем;

6.на основе сформированной базы знаний развить у студентов умения построения собственной концепции психологического развития семьи;

7.обучить студентов методике составления и реализации социально-психологических программ, развивающих сферу семейных отношений;

8.изучить со студентами основные направления в профессиональной практике психологического формирования отношений в семье;

9.обеспечить усвоение студентами методов практической психологической работы по оптимальному развитию супружеских отношений;

10.исследовать со студентами особенности и социально-психологическую специфику практики формирования детско-родительских отношений;

11.совместно со студентами, в процессе изучения дисциплины, выявить и изучить основные содержательные характеристики семейного психологического консультирования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- место, роль и значение психологии семьи в системе психологического знания и психологической практики;

- историю возникновения и развития психологии семейных отношений как важнейшего направления практической психологии;

- основные теоретико-методологические и этические принципы профессиональной деятельности в области психологии семьи;

- специфику, структуру и модели построения процесса взаимодействия членов семьи в сфере семейных отношений;

- классификацию методов и методик, применяемых в сфере психологии семейных отношений и современные подходы к их использованию;

- правила формулирования профессиональных целей и задач в сфере психологической работы с семьями;

- профессиональные основания выбора адекватных методов и технологий решения психологических семейных проблем;

- особенности интерпретации полученных в процессе коммуникации с семьями профессионально значимых результатов;

- специфику составления профессионального заключения об уровне развития семейных отношений;

- специфику форм психологического диагноза и прогноза в контексте социальной коммуникации семьи;

- современное состояние теории и практики психологии семейных отношений;

- наиболее значимые для теории и практики психологии взаимодействия в семье проблемы и категории;

- основные теоретические модели психологии семьи;

- цели, задачи и принципы семейной психологии;

- разнообразные методологические позиции в отношении способов организации работы психолога на разных этапах проведения развивающей и формирующей работы с семьями;

- различные психодиагностические методики, используемые в процессе выявления степени развития семейных отношений;

- базовые методы и способы профессиональной психологической деятельности с различными типами семей;

- основные параметры оказания профессионально обоснованного психологического влияния на члена семьи, с целью оптимизации его коммуникации с другими членами семьи.

Уметь:

-формулировать цели профессиональной деятельности в сфере психологии семейных отношений, в соответствии с проблемами, запросами семей;

- осуществлять профессиональный процесс деятельности в области семейной психологии, с учётом имеющихся условий, в конкретной ситуации оказания психологической помощи семье;

- проводить психологическую работу по оптимизации коммуникативной среды в семье, с учётом индивидуальных особенностей и социально-психологического статуса членов семей, обратившихся за помощью;

- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации – Российском Психологическом Обществе (РПО);

- оперативно ориентироваться в типичных случаях из общей профессиональной практики в области психологической работы с семьями;

- эффективно решать основные задачи в области психологии семьи;

- подбирать методологические средства, адекватные поставленным задачам деятельности и удовлетворяющие профессиональным требованиям;

- проводить методические профессиональные процедуры в соответствии с психологическими этическими и технологическими правилами;

- дифференцировать модели принятия решения в процессе развития позитивных отношений и коммуникативного взаимодействия в семье;

- описывать результаты проведения профессиональной деятельности в контексте развития коммуникации, интеракции, социальной перцепции в семье;

- составлять профессиональное заключение, отвечающее поставленным целям и задачам оказания психологической помощи семье;

- самостоятельно работать с научной психологической литературой по различным проблемам психологии семьи;

- теоретически обосновывать свою профессиональную позицию относительно понимания процессов коммуникации, интеракции, социальной перцепции, взаимодействия, отношений в различных семьях;

- в соответствии с современными научными теориями и концепциями психологии семьи вести научную дискуссию, – осуществлять квалифицированный обмен мнениями по конкретной проблематике области психологии семьи;

- анализировать различные социально-психологические явления, процессы и состояния, – с позиций наиболее распространённых научных и практических направлений и подходов в сфере психологии семьи;

- находить множество разнообразных решений в контексте имеющегося в области психологии семьи широкого спектра социально-психологических ситуаций и проблем;

- реализовать приобретённую в ходе обучения дисциплине способность построения и реализации собственной профессиональной концепции психологической помощи семье;

- на основе усвоенной базы знаний и умений использовать основные психодиагностические методы и методики, показанные к применению в рамках сферы психологии семьи.

Владеть:

- научным тезаурусом в области психологии семьи;

- умениями профессионального мышления и действия, необходимыми для адекватного проведения основополагающих психологических мероприятий в сфере психологии семьи;

- умением психологического самоконтроля в процессе выполнения технологических этапов профессионального взаимодействия с семьями;

- навыками осуществления профессиональной деятельности в направлении гармонизации психологии семейных отношений, в соответствии с этическими и методическими принципами;

- навыками восприятия, анализа и обработки информации, полученной в ходе психологической работы с семьями;

- возможностями аналитической и интерпретационной работы с разного рода информационными данными и результатами, полученными в процессе взаимодействия с разнообразными типами семей;

- применением базовых прикладных психотехнологических способов и методик развития и формирования семейных отношений и оптимизации взаимодействия в семьях;

- основными способами практической психологической работы по развитию интеракции у отдельных членов семей и в семьях в целом;

- базовыми профессиональными элементами психологической работы с личностно разными членами семей, имеющими разнообразные психолого-возрастные и социально-психологические проблемы в своих семьях;

- основополагающими формами и способами построения стадий и проведения этапов развития социальной перцепции у различных членов семей и семей в целом;

- применением основных технологических психологических приёмов профессиональной помощи различным типам семей, имеющих разнообразные проблемные формы семейных отношений;

- разными основополагающими методами и техниками психологической помощи в процессе выстраивания супружеских отношений;

- применением методик формирования процесса оптимального взаимодействия между родителями и детьми, на основе типологии детско-родительских отношений.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы по дисциплине

Наши рекомендации