Требования к уровню освоения содержания дисциплины. © АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012
ББК 88.53
© АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012
© Донцов Дмитрий Александрович
|
1. | Место дисциплины в учебном плане | |
2. | Цели и задачи дисциплины | |
3. | Требования к уровню освоения содержания дисциплины | |
4. | Объём дисциплины и виды учебной работы по дисциплине | |
5. | Содержание дисциплины | |
6. | Темы и вопросы семинарских занятий | |
7. | Задания для самостоятельной работы студентов | |
7. | 7.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами | |
7.2. Виды и формы самостоятельной работы студентов | ||
7.3. Темы докладов, рефератов (для самостоятельной работы студентов) | ||
8. | Формы текущего, промежуточного, итогового контроля знаний студентов по дисциплине | |
9. | Вопросы для подготовки к экзамену | |
10. | Учебно-методическое обеспечение дисциплины | |
10.1. Литература по дисциплине (основная, дополнительная, рекомендуемая) | ||
10.2. Методические указания, рекомендации по изучению дисциплины | ||
10.3. Материально - техническое обеспечение дисциплины | ||
11. | Контрольно-тестирующий комплекс по дисциплине |
Место дисциплины в учебном плане
Программа дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование» ориентирована на теоретическую и практическую подготовку студентов-психологов по одному из основных видов профессиональной деятельности психолога. Это – работа в области психологии семейных отношений, общения, взаимодействия, коммуникации в семье. Психология семейных отношений является квинтэссенцией таких важнейших видов психологической деятельности как: психологическое просвещение, психология общения, психологическая коррекция, психологическая терапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическая профилактика и психологический прогноз.
Подготовка психологов, практических психологов, семейных психологов, будет эффективна лишь в том случае, если она будет ориентирована не только на формирование некоего абстрактного специалиста с набором каких-то определённых профессиональных качеств. Подготовка психологов будет наиболее эффективна тогда, когда она направлена на становление целостной личности профессионала, в котором целенаправленно интегрированы отношения, знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности. Исходя из этого, в содержании дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование» уделяется значительное внимание проблемам профессиональной рефлексии, формированию собственного профессионального «автопортрета» студентов-психологов и продуктивному становлению профессионального самосознания обучаемых.
Предметная учебная дисциплина «Основы психологии семьи и семейное консультирование» изучается студентами-психологами согласно учебному плану по очной форме обучения в течение 9-го учебного семестра, а по заочной форме обучения – в течение 10-го учебного семестра.
С целью теоретического и практического овладения студентами знаниями, умениями и навыками по дисциплине, на очной форме обучения предусмотрены аудиторные занятия в объёме 64 часов: 32 часа – лекции, 32 часа – семинарские занятия, и самостоятельная работа студентов в объёме 56 часов (всего – 120 часов); на заочной форме обучения, – аудиторные занятия в объёме 12 часов (12 часов – лекции) и самостоятельная работа студентов в объёме 108 часов (всего – 120 часов). Студенты выполняют дидактически сформированные задания для самостоятельной работы по дисциплине. Самостоятельная работа студентов по дисциплине нацелена на глубокое усвоение обучающимися всего изучаемого материала, на формирование у студентов умений и навыков самостоятельного анализа информации и применения теоретических знаний. Результаты самостоятельной работы студентов контролируются преподавателем на семинарах, учитываются при промежуточной аттестации (рубежном контроле) и при итоговом контроле знаний студентов – на зачёте по дисциплине.
В качестве промежуточной аттестации предусмотрена контрольная работа в виде тестирования, проводимого в электронном формате в системе дистанционного обучения (СДО) Одинцовского гуманитарного института, размещенной в информационной сети Интернет на официальном web-сайте АНОО ВПО ОГИ http://www.odinuni.ru/
Предметное содержание учебной дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование», согласно учебному плану по специальности 030301.65 – «ПСИХОЛОГИЯ», научно и методологически сопряжено с содержанием такой естественнонаучной дисциплины как «Антропология», и таких общепрофессиональных психологических дисциплин, как: «Введение в профессию», «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психология личности», «Психология труда», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Психология общения»; «Консультативная психология». Всем этим многообразием межпредметных связей объясняется содержательная глубина проблематики, всесторонне прорабатываемой со студентами в рамках дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование». Специфическое значение для успешной учебной успеваемости студентов-психологов по данной дисциплине имеет доскональное овладение ими базовым учебным информационным материалом по общепрофессиональным дисциплинам «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология», а, в особенности, по дисциплинам «Социальная психология», «Психология общения» и «Консультативная психология».
Таким образом, в целях образовательной оптимизации целостного педагогического процесса, согласно образовательным принципам информационной целесообразности и единой направленности содержания учебных предметов, тематика дисциплины «Основы психологии семьи и семейное консультирование», в контексте межпредметных связей, скоординирована со всеми указанными выше дисциплинами, входящими в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО «второго поколения») по специальности 020400 (030301.65) – «ПСИХОЛОГИЯ». Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии.
Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
1.подробно ознакомить студентов с существующими в мировой психологической науке подходами к пониманию и анализу психологии семьи, – с общими теориями и конкретными концепциями зарубежных и отечественных учёных, повествующими о базовых содержательных характеристиках семейной психологии;
2.детально образовать у студентов соответствующий современным профессиональным требованиям в области психологии семьи категориальный аппарат;
3.сформировать у студентов основополагающие представления об имеющихся в теоретическом психологическом научном знании и психологической практике способах и формах практической психологической работы по развитию взаимодействия в семье;
4.развить у студентов теоретико-практические умения и навыки семейного психологического консультирования;
5.практически научить студентов профессиональному владению методиками составления психологического диагноза и прогноза, – относительно динамики развития семейных отношений
6.обучить студентов практическим приёмам и методам психодиагностической деятельности в процессе осуществления личностно-развивающей психологической работы по развитию отношений в семье;
7.практикоориентированно исследовать со студентами особенности и специфику формирования и развития детско-родительских отношений.
Задачи дисциплины:
1.ознакомить студентов с основными видами, принципами, формами, характеристиками семейных отношений;
2.рассмотреть со студентами основополагающие теоретические модели психологии семейных отношений;
3.ознакомить студентов со специальными вопросами психологической практики в области формирования семейных отношений.
4.сформировать у студентов профессиональные ценностные ориентиры;
5.развить у студентов квалификационную способность находить множество профессиональных решений на широкий спектр ситуаций и проблем;
6.на основе сформированной базы знаний развить у студентов умения построения собственной концепции психологического развития семьи;
7.обучить студентов методике составления и реализации социально-психологических программ, развивающих сферу семейных отношений;
8.изучить со студентами основные направления в профессиональной практике психологического формирования отношений в семье;
9.обеспечить усвоение студентами методов практической психологической работы по оптимальному развитию супружеских отношений;
10.исследовать со студентами особенности и социально-психологическую специфику практики формирования детско-родительских отношений;
11.совместно со студентами, в процессе изучения дисциплины, выявить и изучить основные содержательные характеристики семейного психологического консультирования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- место, роль и значение психологии семьи в системе психологического знания и психологической практики;
- историю возникновения и развития психологии семейных отношений как важнейшего направления практической психологии;
- основные теоретико-методологические и этические принципы профессиональной деятельности в области психологии семьи;
- специфику, структуру и модели построения процесса взаимодействия членов семьи в сфере семейных отношений;
- классификацию методов и методик, применяемых в сфере психологии семейных отношений и современные подходы к их использованию;
- правила формулирования профессиональных целей и задач в сфере психологической работы с семьями;
- профессиональные основания выбора адекватных методов и технологий решения психологических семейных проблем;
- особенности интерпретации полученных в процессе коммуникации с семьями профессионально значимых результатов;
- специфику составления профессионального заключения об уровне развития семейных отношений;
- специфику форм психологического диагноза и прогноза в контексте социальной коммуникации семьи;
- современное состояние теории и практики психологии семейных отношений;
- наиболее значимые для теории и практики психологии взаимодействия в семье проблемы и категории;
- основные теоретические модели психологии семьи;
- цели, задачи и принципы семейной психологии;
- разнообразные методологические позиции в отношении способов организации работы психолога на разных этапах проведения развивающей и формирующей работы с семьями;
- различные психодиагностические методики, используемые в процессе выявления степени развития семейных отношений;
- базовые методы и способы профессиональной психологической деятельности с различными типами семей;
- основные параметры оказания профессионально обоснованного психологического влияния на члена семьи, с целью оптимизации его коммуникации с другими членами семьи.
Уметь:
-формулировать цели профессиональной деятельности в сфере психологии семейных отношений, в соответствии с проблемами, запросами семей;
- осуществлять профессиональный процесс деятельности в области семейной психологии, с учётом имеющихся условий, в конкретной ситуации оказания психологической помощи семье;
- проводить психологическую работу по оптимизации коммуникативной среды в семье, с учётом индивидуальных особенностей и социально-психологического статуса членов семей, обратившихся за помощью;
- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации – Российском Психологическом Обществе (РПО);
- оперативно ориентироваться в типичных случаях из общей профессиональной практики в области психологической работы с семьями;
- эффективно решать основные задачи в области психологии семьи;
- подбирать методологические средства, адекватные поставленным задачам деятельности и удовлетворяющие профессиональным требованиям;
- проводить методические профессиональные процедуры в соответствии с психологическими этическими и технологическими правилами;
- дифференцировать модели принятия решения в процессе развития позитивных отношений и коммуникативного взаимодействия в семье;
- описывать результаты проведения профессиональной деятельности в контексте развития коммуникации, интеракции, социальной перцепции в семье;
- составлять профессиональное заключение, отвечающее поставленным целям и задачам оказания психологической помощи семье;
- самостоятельно работать с научной психологической литературой по различным проблемам психологии семьи;
- теоретически обосновывать свою профессиональную позицию относительно понимания процессов коммуникации, интеракции, социальной перцепции, взаимодействия, отношений в различных семьях;
- в соответствии с современными научными теориями и концепциями психологии семьи вести научную дискуссию, – осуществлять квалифицированный обмен мнениями по конкретной проблематике области психологии семьи;
- анализировать различные социально-психологические явления, процессы и состояния, – с позиций наиболее распространённых научных и практических направлений и подходов в сфере психологии семьи;
- находить множество разнообразных решений в контексте имеющегося в области психологии семьи широкого спектра социально-психологических ситуаций и проблем;
- реализовать приобретённую в ходе обучения дисциплине способность построения и реализации собственной профессиональной концепции психологической помощи семье;
- на основе усвоенной базы знаний и умений использовать основные психодиагностические методы и методики, показанные к применению в рамках сферы психологии семьи.
Владеть:
- научным тезаурусом в области психологии семьи;
- умениями профессионального мышления и действия, необходимыми для адекватного проведения основополагающих психологических мероприятий в сфере психологии семьи;
- умением психологического самоконтроля в процессе выполнения технологических этапов профессионального взаимодействия с семьями;
- навыками осуществления профессиональной деятельности в направлении гармонизации психологии семейных отношений, в соответствии с этическими и методическими принципами;
- навыками восприятия, анализа и обработки информации, полученной в ходе психологической работы с семьями;
- возможностями аналитической и интерпретационной работы с разного рода информационными данными и результатами, полученными в процессе взаимодействия с разнообразными типами семей;
- применением базовых прикладных психотехнологических способов и методик развития и формирования семейных отношений и оптимизации взаимодействия в семьях;
- основными способами практической психологической работы по развитию интеракции у отдельных членов семей и в семьях в целом;
- базовыми профессиональными элементами психологической работы с личностно разными членами семей, имеющими разнообразные психолого-возрастные и социально-психологические проблемы в своих семьях;
- основополагающими формами и способами построения стадий и проведения этапов развития социальной перцепции у различных членов семей и семей в целом;
- применением основных технологических психологических приёмов профессиональной помощи различным типам семей, имеющих разнообразные проблемные формы семейных отношений;
- разными основополагающими методами и техниками психологической помощи в процессе выстраивания супружеских отношений;
- применением методик формирования процесса оптимального взаимодействия между родителями и детьми, на основе типологии детско-родительских отношений.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы по дисциплине