Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности. бретений в группах, работающих вместе менее трех лет, вдвое больше, чем среди тех, кто работает вместе более пяти лет.
бретений в группах, работающих вместе менее трех лет, вдвое больше, чем среди тех, кто работает вместе более пяти лет.
Горизонтальная ротация может быть особенно полезна для сотрудников,переживающих кризис «середины карьеры»,в качестве средства против намечающегося застоя в профессиональном и личностном росте, нейтрализации эффекта «плато» (прекращение профессионального развития) на этапе стабилизации карьеры. Опытный руководитель, заинтересованный в профессиональном развитии сотрудников, способен чутко уловить период спада деловой активности работника. И способен помочь ему успешно преодолеть кризис середины карьеры за счет поручения определенной служебной задачи на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временного творческого коллектива, целевой группы, программы, проекта и т. п.).
Движение по горизонтали может дать значительный обучающий эффект,так как на новом месте работы работник не только применяет имеющиеся знания, но и вынужден учиться. А это, безусловно, стимулирует активность, вызывает приток энергии, развивает инициативу. Соответственно, ротацию кадров можно применять в качестве метода повышения квалификации.
Опыт крупнейших фирм Японии показывает, насколько эффективной оказывается практика непрерывного повышения квалификации посредством постоянной ротации кадров. В японских фирмах разрабатываются специальные программы, по которым осуществляется обязательное и последовательное назначение каждого руководителя на любую должность примерно одного управленческого уровня. Ставка делается на подготовку руководителей не узкого профиля, а универсального типа — знакомых с самым широким спектром проблем организации и обладающих опытом их решения. Параллельно решается и другая немаловажная задача — создается система неформальных связей между представителями различных подразделений.
Как указывает Ю. Н. Барышников (1997), характеризуя японскую модель управления, каждый работник в обязательном порядке привлекается к выполнению самых разнообразных функций, его будут переводить в другие отделения фирмы, в филиалы, находящиеся в других городах и странах. Он будет являться членом множества рабочих групп, каждая из которых решает конкретную производственно-техническую, финансово-сбытовую или социально-экономическую задачу. В течение всей профессиональной карьеры каждый работник, независимо от ранга, будет задействован в 60 (а то и в 100 !) подобных группах, вырабатывая полезный опыт, получая его от старших, достигших профессионального мастерства, и делясь с младшими, только начинающими осваивать профессиональную среду.
В условиях низкой текучести кадров,кадровой стабильности, когда преобладает тенденция занимать достигнутую должностную позицию как можно дольше, вплоть до ухода на пенсию, именно горизонтальная карьера остается реально осуществимым видом карьеры для большинства сотрудников. При высокой текучести и кадровой мобильности в организации активно идет высвобождение вакансий и возникают условия для вертикального восходящего продвижения.
4.1. Карьера в системе государственного и муниципального управления
В последнее время в ряде структурных подразделений системы государственной службы появляется возможность сопровождать изменения в горизонтальной карьере соответствующим материальным стимулированием(в пределах одного и того же должностного уровня вводится 2-3 ранга с дифференцированной оплатой труда).
Подобный подход позволяет реализовать одно из существенных условий эффективности горизонтальной карьеры. При этом человек воспринимает горизонтальные перемещения как реальную и желательную карьеру — «каждая из ступеней горизонтальной карьеры, помимо развития профессионализма, должна обеспечивать ощутимый рост материального благополучия, а конечная ступень должна быть весьма солидной и не уступать по качеству оплаты соответствующим ступеням вертикального продвижения» [Синягин Ю. В., 1995].
Вместе с тем реализация горизонтальной карьеры может быть связана не только с позитивными факторами, но и с негативными. К числу последних можно отнести следующие аспекты.
Неизбежное снижение эффективности в адаптационный период (сотруднику требуется определенный срок, чтобы войти в курс дела).
Финансовые издержки организации (заработная плата перемещенного сотрудника та же, а эффективность деятельности в первый период времени ниже).
Слишком частые кадровые перемещения, когда никто из сотрудников не работает достаточно длительный срок в одной и той же должности, приучают людей относиться к работе в очередной должности как к временному явлению, порождая психологию «временщика». По сути, работа превращается в ожидание перемещения и «отгадывание», кто и где окажется в очередной раз. Подобный подход руководитель может выбирать сознательно, боясь образования «оппозиции» в том или ином подразделении и используя принцип «разделяй и властвуй».
Рассмотренная ранее японская модель постоянных кадровых ротаций тоже имеет не только позитивные стороны. Из-за того, что японские менеджеры так много перемещаются, они редко приобретают специальный опыт, например, в сфере маркетинга или финансов. В результате десятилетий работы, в соответствии с подобными принципами, в японских корпорациях образовалось огромное количество менеджеров среднего звена, не имеющих никаких навыков, кроме умения быть преданными сотрудниками компании.
Не подкрепленная ни финансово, ни морально, горизонтальная карьера теряет свою привлекательность для сотрудников. К сожалению, в системе государственного и муниципального управления достаточно распространена практика, когда функциональные обязанности и рабочая нагрузка увеличиваются, а материальное вознаграждение остается на прежнем уровне и работник даже морально никак не поощряется. Руководство считает, что такой рабочий энтузиазм — само собой разумеющееся явление. Тем самым нарушаются принципы эффективной горизонтальной карьеры:
О перемещения по горизонтали должны быть неформально признаваемы профессиональным сообществом, коллегами, что обеспечивает их реальный престиж для работника;