Развитие концентрации внимания
Будьте реалистами в своих ожиданиях. Способность к концентрации внимания у всех маленьких детей очень ограниченна. Умение сосредотачиваться приходит с возрастом.
Никогда не оставляйте игру или занятие неоконченным. Ребенок должен усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Сократите до минимума все отвлекающие факторы (об этом см. выше, гл. 2, с. 19-20).
Не давайте ребенку слишком трудных заданий. Следите за тем, чтобы он не скучал, не испытывал досады и неуверенности в себе. Приучите ребенка, что для всякого дела есть свое место: здесь мы кушаем, здесь читаем, здесь рисуем и т. п.
— Играйте с ребенком в игры, в которых требуется немножко подождать, чтобы получить результат. Например, катите мяч или машинку по команде: «Раз, два, три!» или «На старт, внимание, марш!»
— Пускайте с ребенком мыльные пузыри. Приучайте его терпеливо ждать появления нового пузыря.
— Определите, какое занятие больше всего нравится ребенку, и постепенно увеличивайте его продолжительность. Вводите в игру новые элементы, заканчивая ее чуть раньше, чем ребенку надоест. Например, если ребенок любит играть в железную дорогу, начните с катания паровозика по рельсам, потом посадите машиниста, постепенно добавляйте вагоны мосты, усложняйте маршрут поезда, вводите остановки на станциях и т.п.
— Противоположный метод — быстрое чередование нескольких игр — также способствует развитию внимания.
— Играйте с ребенком в «каверзные вопросы», правильный ответ на которые требует концентрации внимания. Приведем пример «каверзных вопросов» из книжки Ника Шаррата [Nick Sharratt] «Кетчуп с кукурузой?», опубликованной в издательстве «Picture Hyppos»: «Любишь кетчуп на ботинках! — Нет. — Любишь кетчуп на зубной щетке? — Нет. — Любишь кетчуп на носу? — Нет.— Любишь кетчуп с картошкой? — ...»
Понятие о времени
Представление о ходе времени у детей вырабатывается не сразу. Однако первоначальное понятие о прошлом и будущем полезно привить ребенку как можно раньше, чтобы избежать раздражения и досады, неизбежных, когда ребенок не может получить желаемое «здесь и сейчас».
— Прежде всего дайте ребенку понятие о временной последовательности событий. Объясняйте ему последовательность событий в повседневной жизни: сначала ты уберешь игрушки, а потом будешь полдничать. Повторяйте это несколько раз, желательно одними и теми же словами. Используйте короткие и простые конструкции.
— Во время сюжетной игры или чтения обращайте внимание ребенка на последовательность событий.
— Каждое утро рассказывайте ребенку о ваших планах на сегодняшний день (или на половину дня): «Сначала мы позавтракаем, потом пойдем в гости к Джорджу и Марте».
— Показывайте ребенку часы в доме и на картинках в книгах. Соотносите часы со временем, например, говорите, глядяна часы: «Пора обедать» или «Время идти в школу».
Расписание в картинках
Для ребенка, который плохо воспринимает неопределенность и многовариантность повседневной жизни, полезно завести иллюстрированное расписание, показывающее, как организованегодень, чем он должен заниматься сейчас и в ближайшем будущем.
Идея визуального расписания разработана программой TEACCH. Эта программа используется при обучении детей с аутизмом и коммуникативными нарушениями. Она довольно сложна, но упрощенный ее вариант пригоден и для домашнего использования.
Расписание может покрывать весь день или только несколько часов. Организуйте его в соответствии с потребностями ребенка.
Возьмите доску или лист картона и закрепляйте на нем с помощью липкой ленты предметы или рисунки. Расписание должно «читаться» слева направо или сверху вниз.
Обозначьте каждый пункт расписания с помощьюпредметов, рисунков, фотографий, символов или надписей.
Ниже мы предлагаем несколько вариантов визуального расписания — от самых простых до более усложненных.
Выберите вариант, наиболее соответствующий уровню понимания вашего ребенка.
Расписание в картинках: обед, катание на качелях,
прогулка и поход в магазин.
— Используйте для обозначения пунктов расписания реальные предметы. Например, пусть завтрак обозначается ложкой, плавание в бассейне — надувной игрушкой, обед — бананом, а поход в магазин — сумкой.
— Используйте фотографии предметов или вашего ребенка за соответствующими занятиями. Например, вы можете обозначить детский сад фотографией ребенка в детском саду, поход в магазин — фотографией продуктовой тележки, приезд бабушки — фотографией бабушки и вашем доме.
— Используйте в качестве обозначений рисунки.
— Используйте в качестве обозначений символы «Макатона». (О языке «Макатон» см. ниже, с. 63).
— Наконец, переходите к обычному письменному расписанию.
Переходите последовательно от более легких уровней к более сложным. При переходе некоторое время используйте оба способа обозначения одновременно.
Вначале этот метод может показаться вам сложным, но жизнь маленького ребенка не слишком разнообразна, и вам понадобится не больше дюжины предметов или картинок, которые вы сможете чередовать по мере надобности. Если происходит что-то неожиданное, используйте восклицательный знак как символ изменения первоначальных планов.
В течение дня обращайтесь к расписанию вместе с ребенком. Когда ребенок заканчивает какое-либо занятие, снимайте с доски соответствующий предмет или рисунок.
Сюжетная игра
Когда ребенок научился подражать вашим действиям, постарайтесь расширить возможности его игры, вводя туда воображаемые действия. Пусть, например, ребенок «пьет» из пустой чашки или причесывается кукольным гребешком. Дети переходят к сюжетным играм двумя путями: либо в игре куклы совершают знакомые ребенку действия с реальными предметами (например, сажают куклу на свой горшок), либо изображают эти действия сами (например, понарошку «пьют чай» из игрушечной чашки).
Начните с самых простых сюжетных игр и постепенно усложняйте их, добавляя новые элементы. Стремитесь к созданию сложной последовательности разнообразных действий.
Предварительно подберите предметы для игры, чтобы выполнять понарошку привычные ребенку действия: например куклу или мишку, и к ним настоящую тарелку, чашку, ложку, расческу, погремушку, одеяло. Начинайте игру и старайтесь вовлечь в нее ребенка. Постепенно, по мере понимания ребенком сути игры, заменяйте реальные предметы игрушечными.
Позже переходите к другим играм, отражающим интересы ребенка. Примеры:
— Готовка — с настоящей или игрушечной кухонной посудой.
— Еда, кормление — игрушек или самого себя.
— Игра с машинками — поездка в магазин, на прогулку, на заправочную станцию.
— Свой дом — «дом» можно устроить в большой коробке.
— Поход в магазин — с сумкой, продуктами в консервных банках и упаковках, а также нарезанной бумагой вместо денег.
— Маскарад — для этой игры прекрасно подходит старая одежда и украшения.
— «Дочки-матери» — кукла-голыш, детская кроватка, подгузники и т. п.
— Почтальон — разносит почту пешком или развозит на игрушечной машинке.
Во время игры старайтесь развивать воображение ребенка. Говорите: «Давай представим, что эта палочка — собака, а эта коробка — машина» и т. п.
Подход Уолдона
Теория
Техника, разработанная Джеффри Уолдоном, предлагает особый способ выработки у ребенка навыков, необходимых для позднейшего когнитивного развития — обучения чтению, письму, счету, а также развития абстрактного и логического мышления. Методика Уолдона особенно подходит для аутичных детей, которые не любят давления и зрительная память которых превосходит слуховую1.
В основе подхода лежит представление о том, что фундаментом когнитивного развития являются представления о размещении предметов в пространстве, последовательности действий, использовании орудий, подбору, сортировке и объединении предметов в пары. Дети начинают пользоваться этими навыками с самого раннего возраста: часто можно увидеть, например, как малыш, увлеченный и довольный собой, раскладывает игрушки в коробки по цветам.
Однако дети с особыми нуждами зачастую не испытывают интереса к исследованию окружающего мира и экспериментам с предметами. Подход Уолдона предлагает дать таким детям время и место для самостоятельного экспериментирования и возможность практиковать приобретенные навыки.
1Центр Джеффри Уолдона: Geoffrey Waldon Centre, 636 Wilmslow Road, Didsbury, Manchester M20 OAH.
Важно запомнить
Вы стараетесь создать ситуацию, в которой ребенок будет играть, исследовать окружающий мир и экспериментировать с предметами самостоятельно. Вы не стремитесь к взаимодействию и, следовательно:
— Садитесь не напротив ребенка, а рядом с ним или у него за спиной.
— Не заговариваете с ребенком. По мере развития навыков ребенок может начать во время игры разговаривать сам с собой. Впрочем, в конце игры вы можете сказать несколько слов о вещах, с которыми играл ребенок.
— Не хвалите ребенка всякий раз, когда он что-то делает правильно. Достаточно одного: «Молодец!» в конце игры. Сам процесс игры должен доставлять ребенку удовольствие и служить достаточной наградой.
Помните, что техника Уолдона не является универсальной. Вы можете каждый день заниматься с ребенком по методу Уолдона, но обязательно чередуйте эти занятия с другими, включающими в себя диалог и взаимодействие с ребенком.