Психоаналитический подход в современной социальной работе
Сущность этого подхода заключается в том, что он признает важность психологического процесса - между собой и "значимым другим", между прошлым и настоящим опытом, между внутренней и внешней реальностью.
Напряжение между внутренним и внешним миром людей является особенно очевидным и в то же время критичным именно для социальных работников. Возможно, главная простая причина, по которой некоторые социальные работники традиционно негативно относятся к идеям, основанным на психоанализе, и, следовательно, пренебрегают возможностью более широко проверить их потенциал, - их неспособность разрешить это напряжение. Происхождение этой неспособности часто лежит в отсутствии единого мнения о природе социальной работы и ее главных целях и задачах. Можно выделить две существенно различные точки зрения социальных работников по поводу оценки ситуации и вмешательства в нее: одна выделяет факторы окружающей среды и исключает роль эмоциональных факторов; другая, как раз напротив, подчеркивает ведущую роль эмоций и отношений, но недооценивает важность социального окружения. Эта полярность остается непреодоленной и по сей день.
Безусловно, уже сейчас как в нашем обществе, так и во многих других - о чем резко пишут социальные ученые в Великобритании, США и других странах с развитой системой социальной работы - очень многие проблемы клиентов коренятся в бедности и их невыгодном положении. Грубое неравенство доступа к здравоохранению, жилью, образованию и занятости, несомненно, существует и в Западной, и в Восточной Европе, и в Америке, и в Азии. Важно искать решение проблем скорее в разумных политических действиях, чем в помощи индивидуумам приспособиться к их несчастьям. Но структурные объяснения проливают мало света на то, например, почему некоторые люди оскорбляют своих детей, тогда как другие в сходных социальных условиях не делают этого. Политические меры также не могут удовлетворить, например, хорошо известную потребность супружеских пар в конфликтах или защитить детей при развале домашнего воспитания. Поэтому социальные работники не могут ограничивать свою деятельность как исключительно внутренними проблемами клиентов, так и только их социальным окружением: они должны не только делать и то и другое, они должны также работать над взаимодействием внешних и внутренних факторов и даже до возможности направлять его. Это означает" что они должны уметь разрешать напряжение между внутренней и внешней реальностью, а это одна из сложнейших общечеловеческих задач.
Более того, любое современное общество сегодня оказывает на социальных работников все возрастающее давление с целью, чтобы они демонстрировали эффективную работу в виде быстродействующих, недорогостоящих, узкоцелевых и конкретных программ, неких "пакетов скорой социальной помощи". При таком грубо прагматическом подходе социальные работники могут прийти к взгляду на мир чувств и отношений человека как на не относящуюся к "серьезному делу" помеху, вторжение или, в лучшем случае, - как на необязательную добавку. Опять-таки должен быть соблюден баланс между внутренней и внешней реальностью: практические меры не могут быть точно нацелены без хорошего понимания их эмоциональной значимости для клиента.
В оценке уместности психодинамических идей для социальной работы надо принять в расчет одно важное различие между огромным значением психоаналитического понимания человеческого поведения и большой ограниченностью приложения этого подхода как метода вмешательства. Психодинамический подход может иметь огромное значение для понимания социальными работниками происходящего в жизни их клиентов и для их собственных отношений в процессе согласованной социальной работы. Он также может поставлять информацию очень глубокого характера для процесса консультирования, однако это не делает консультирование психотерапией. Большая ясность относительно границ между психодинамическим подходом и другими видами психотерапии (и психоанализа, откуда проистекает большая часть проницательности использующих его специалистов) помогла бы избежать многих бесплодных и острых дебатов о пользе психодинамического подхода в социальной работе.
Наконец, необходимо улучшить способ преподавания психоаналитического образа мысли в программах обучения социальной работе. Обучение должно происходить как на уровне переживания (опыта), так и на когнитивном уровне. Необходимо сочетание академического понимания с профессиональным и личным опытом. Оно будет предъявлять требования к самосознанию и эмоциональным ресурсам студентов, учителей и практиков. Реализация огромного потенциала психодинамического подхода требует, чтобы он был сообщен в манере, которая вызывает к жизни напряжение - и разрешение - между внутренней и внешней реальностью. Чтобы это случилось, требуются адекватная поддержка и информированное руководство, дабы эти идеи получили возможность переноса в сознание и практику.
Психодинамический подход к консультированию долго занимал ведущее место в социальной работе, несмотря на то что в некоторых школах социальной работы он иногда подвергался критике со стороны тех, кто имел время только для "быстродействующего" поведенческого подхода. К 1980-м гг. психологическое консультирование за рубежом стало совершенно определенным образом отличаться, с одной стороны, от психотерапии, а с другой - от выдачи советов и рекомендаций и как метод .достигло высокой оценки среди профессий, связанных с помощью, куда, естественно, в первую очередь входит социальная работа. На распространенность того или иного подхода к консультированию обычно оказывают влияние исторически сложившиеся традиции в той или иной стране, в частности предшествующие психологические и психотерапевтические школы; в настоящее время в развитых системах социальной работы обычно доминируют две основные школы - психодинамическая и личностно-ориентированная. Поскольку психодинамические идеи продолжают развиваться как в западной, так и в восточноевропейской культуре, этот подход к консультированию оказывается в итоге наиболее приемлемым и эффективным, даже если на ранних этапах тренинга социальных работников личностно-ориентированный недирективный подход часто кажется более привлекательным с его упором скорее на условия для изменения, чем на техники и метод, и с его гуманистической верой в эффективность любви и интереса. На практике основные навыки и условия, т. е. способы слушания, альтернативные типы ответов, способы обращения с клиентами, являются общими для многих стилей и школ консультирования. При обучении социальных работников нужно убедиться, что студенты прочно овладели основными навыками: что они внимательно слушают своих клиентов, следят за своими собственными ответами, как явными, так и неявными (особенно по отношению к вещам, которые заставляют клиента и/или консультанта чувствовать тревогу или озабоченность), и проявляют уважение и принятие другой личности. Представители как личностно - ориентированного, так и психодинамического подхода считают все это существенным для процесса оказания помощи.
Иногда психодинамический подход изображают карикатурно, как ригидную систематизирующую теорию, под которую "подгоняются" люди; на деле же, поскольку психодинамическое консультирование признает огромное значение накопленного знания о структуре и развитии личности, полученного в результате глубинной работы с клиентами, эта база знаний настолько обширна, что лишь при тщательном слушании каждого нового клиента возможно некоторое приближение к его пониманию.
Три основные формы социальной работы -это консультирование, поиск ресурсов и создание сети поддержки.
Психодинамический подход не может быть охарактеризован просто как "бытие" с клиентом, как ни важны центральные взаимоотношения между клиентом и консультантом. Именно то, что́ эти отношения означают и что́ они говорят о клиенте, ведет при определенных обстоятельствах и в социальной работе к тому, что известно в психоанализе как инсайт. Инсайт во всех трех основных формах социальной работы - консультировании, поиске ресурсов и создании сети поддержки (а также и в супервизорстве в социальной работе) - вносит существенный вклад в процесс изменения, посредством чего усиливается центральное чувствующее и наблюдающее Эго; другими словами, у человека усиливается "чувство Я". Таким образом, частично именно через инсайт клиент получает возможность принять на себя тот вид контроля над внутренними чувствами и реакциями, который приходит от понимания их силы и значимости.
Психодинамический подход в конечном счете настолько богат возможностями для понимания, что консультанту необходимо только иметь как можно больше информации, а объем и разнообразие публикаций за последние 100 лет, количество новых теорий, исследований и клинических наблюдений в области психоаналитического знания неизмеримо превышают интенсивность развития других направлений.
Практика социальной работы показала, что многие психоаналитические концепции оказались весьма жизнеспособными и эффективными не только в стенах кабинета психоаналитика, но и в реальной, "полевой" социальной работе (social field-work). Основными идеями психодинамического подхода, релевантными для социальной работы данной ориентации (psychodynamic social work), являются следующие:
· психологические защиты (проекции, идентификация с агрессором, отрицание реальности и пр.);
· сопротивление изменениям;
· амбивалентность (наличие желаний и контржеланий у клиента);
· разделение воображаемого и реального Эго (splitting);
· позиции относительно объекта (М. Кляйн): "паранойяльная" и "депрессивная";
· развитие способности заботиться, беспокоиться (3. Фрейд, Д. Винникотт);
· перенос и контрперенос;
· процесс рефлексии;
· проживание опыта ("working through"), а не позиция: "или/или";
· разработка ключевых проблем клиента;
· понимание, а не вмешательство;
· разрешение дилемм клиентом (например, доверие-зависимость, послушание-автономность, соревновательность - сотрудничество, изменение- утрата);
· возвращение к точкам фиксации в развитии (особенно в работе с детьми).
Практически все эти идеи были выдвинуты и разработаны 3. Фрейдом и развиты его последователями; на практике же их широко использовали не только психоаналитики и психотерапевты, но и социальные работники, повсеместно имевшие дело с такими распространенными феноменами работы бессознательного, как материнская депривация у ребенка, симбиотические отношения, психологические зависимости, саморазрушающее поведение, острые поведенческие защитные реакции, агрессия (по отношению к близким, например), проблемы власти в семье (ревность, например), поведение нарциссических личностей и т. п.