Особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, медицинских работников и спасателей в чрезвычайных ситуациях.
Можно утверждать, что все люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, переживают психический стресс и поэтому нуждаются в том или ином объеме медико-психологической помощи.
Нервно-психические расстройства, развивающиеся именно в те моменты, когда необходимо экстренно принимать решение и действовать для спасения жизни, дезорганизуют поведение пострадавших, тем самым увеличивая вероятность получения ими телесных повреждений. Эти нарушения сами по себе могут вызывать массовые панические реакции, коллективные самоубийства и др. В этих условиях одной из важнейших задач является своевременное оказание медико-психологической помощи пострадавшим.
Нервно-психические расстройства в чрезвычайных ситуациях имеют много общего с клинической картиной подобного рода нарушений, развивающихся в обычных условиях. Однако есть и существенные различия.
Во-первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в чрезвычайных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа людей.
Во-вторых, клиническая картина в этих случаях не носит строго индивидуальный, как при обычных психотравмирующих обстоятельствах, характер, а сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений.
В-третьих, несмотря на развитие, нервно-психических расстройств и продолжающуюся опасную ситуацию, пострадавший человек вынужден продолжать активную борьбу за свою жизнь, жизнь близких и окружающих.
Изучение вызванных экстремальным воздействием нервно-психических расстройств и анализ всего комплекса спасательных, социальных и медицинских мероприятий дают возможность выделить в развитии жизнеопасной ситуации три основных периода, во время которых наблюдаются различные состояния психической дезадаптации и болезненные расстройства.
Первый период характеризуется внезапно возникшей угрозой собственной жизни и гибели близких людей. Он длится от момента начала воздействия опасных факторов до организации спасательных работ. С учетом возможности развития тех или иных психических нарушений в этот период имеет значение наличие или отсутствие видимых, сенсорно ощущаемых проявлений катастрофы. Так, во время ураганов, сильных землетрясений, взрывов, жизнеопасная ситуация вполне конкретна. Она определяется пониманием неотвратимости катастрофического исхода, что порождает реакции, основу которых составляет страх различной интенсивности.
Во втором периоде, во время развертывания спасательных работ, в формировании состояний психической дезадаптации и болезненных расстройств значительно большее значение имеют личностные особенности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев жизнеопасной ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких, как утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важными элементами пролонгированного стресса в этот период являются ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших близких и родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и депрессивными или апатическими проявлениями.
В третьем периоде (отдаленных последствий), начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих из них происходят сложная эмоциональная и мыслительная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом приобретают актуальность также травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или в месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких нервно-психических расстройств.
Наиболее часто нервно-психические расстройства возникают при жизнеопасных ситуациях, характеризующихся катастрофической внезапностью. Поведение человека при этом во многом определяется страхом. У человека возникают неприятные ощущения в виде напряжения и тревожности. При сложных реакциях страха, наряду со сказанным, нередко возникает тошнота, обморок, головокружение, ознобоподобный тремор, у беременных женщин – выкидыши и преждевременные роды.
Страх до определенных пределов может считаться физиологически нормальным и приспособительно полезным. По существу, напряжение и страх возникают при каждой осознаваемой человеком катастрофе. «Бесстрашных» психически нормальных людей в общепринятом понимании этих слов не бывает. Все дело - во времени, необходимом для преодоления растерянности, принятия рационального решения и начала действий.
У подготовленного к экстремальной ситуации человека этот временной промежуток значительно меньше.
У неподготовленных людей, неожиданно попавших в жизнеопасную ситуацию, страх порой сопровождается измененным состоянием сознания. Наиболее часто развивается оглушенность, проявляющаяся в неполном осмыслении происходящего, затруднении его восприятия, нечеткости (при глубоких степенях - неадекватности) жизнеспасающих действий.
Кроме того, в очаге катастрофы, можно ожидать развития следующих форм явного острого психического нарушения поведения:
речедвигательное возбуждение - поведение колеблется от безуспешных попыток овладеть ситуацией, беспорядочного, создающего хаос метания с неуместными выкриками, обрывками команд, до панического бегства; создается не только большая опасность для жизни пострадавшего, но и опасность, способствующая возникновению панических реакций;
растерянность - бросается в глаза нелепая суетливость, утрата способности к целенаправленным действиям, неадекватность отдельных поступков, неуместная, иногда вызывающая протесты окружающих мимика, дурашливость, невыполнение элементарных и психологически оправданных распоряжений; создается большая опасность для жизни пострадавшего, он становится помехой при спасательных работах;
ступор - пострадавший практически обездвижен, лежит с закрытыми глазами, бездеятелен даже в ситуации острой опасности, иногда имеет место «страусиная» реакция, проявляющаяся стремлением «замереть, спрятаться, сжаться в комок» (отмечается часто в поведении детей); создает опасность для жизни пострадавшего, его необходимо быстро эвакуировать;
депрессия - обращает на себя внимание поведение, свидетельствующее о переживании горя и отчаяния; пострадавший полностью погружен в свое переживание, безучастен к окружающему, сидит в постоянной позе, иногда стереотипно раскачивается, обычно это происходит вблизи от места внезапной смерти родных и близких; создается вероятность попыток самоубийства, возникает опасность сопротивления при проведении спасательных работ;
галлюцинация и бред - как правило, поведение носит характер организованного, но не адекватного обстановке; пострадавшие «прислушиваются к чему то», «выполняют чьи - то команды», высказывают идеи преследования, воздействия или напротив, величия, могущества; обычно такие психические нарушения являются проявлением ранее имеющегося психического расстройства; создается очень большая опасность для окружающих и для жизни пострадавшего из-за непредсказуемости его действий, эти пострадавшие подлежат немедленной эвакуации с сопровождением.
Все названные состояния могут внезапно, часто без видимых причин, сменятся «отчаянными» агрессивными действиями, а адрес тех, кто оказывает помощь или просто оказался рядом.
Вышеуказанные психические нарушения служат также, основанием для оказания первой помощи по жизненным показаниям, так как делают пострадавших опасными для окружающих и для самих себя. Эти нарушения являются основанием для их изоляции и наблюдения за ними.
При ведении спасательных операций даже у хорошо подготовленных, опытных спасателей и медицинского персонала, особенно в начальный период, могут возникать кратковременные реакции, связанные с восприятием катастрофы – заторможенность или, напротив, возбуждение, слезы, слабость, тошнота, сердцебиение и т.п., которые не следует воспринимать как срывы. Эти явления связаны с хронической фиксацией переживаемого ими стресса. При этом чувство опасности, мотивация на оказание помощи, вначале игравшие роль активирующих стимулов, в связи с истощением функциональных резервов, астенизацией, уходят на второй план. Снижаются активность и работоспособность, повышается уровень тревоги, напряженности, могут возникать затруднения в принятии решений, анализе ситуации, вычленении главного из множества обстоятельств.