Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрение

Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Ини­циация (посвящение) является языком, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя: «С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, теперь я...». Инициация также объединяет членов группы, по­вышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии.

Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фик­сировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации— прохождение ребенком определенных «испы­таний», экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в за­висимости от его возраста и возможностей.

Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может ска­зать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!»

Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройден­ный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен спра­виться.

Каждый пройденный этап, а также достижения каждого ребен­ка должны быть обязательно отмечены психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли («ведущий», «помощник» и т.д.).

В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми мар­керами, абсолютно необходима «тронная» речь психолога: «Теперь вы стали... Вспомните, как трудно было вначале... Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас "Знайками"».

Наказание и поощрение

Необходимым условием любого коррекционного процесса явля­ется система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «об­щественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непрелож­ном порядке должно состояться. «Сила честности» — взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.

Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания яв-

238 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

ляется лишение ребенка возможности участвовать в наиболее зна­чимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то — батут, компьютер или описанная выше игра «Царство животных»).

В качестве поощрений можно предложить детям различные при­зы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т.п.), а также некоторые правила-привиле­гии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непре­ложно для всех.

В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает право самостоятельно выб­рать игру, в которую будут играть все лети, или музыку, под которую они будут танцевать.

Причем этим выдающимся может быть не объективно самый ус­пешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следо­вательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

Часть III

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В этой части представлен ряд авторских программ, разработанных на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» (Семе­нович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001). В них отра­жены варианты дидактической поурочной разработки схемы нейро-психологической коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Каждая из программ реализуется по единому плану, кото­рый предполагает:

—предварительную нейропсихологическую диагностику и дина­
мическое диагностическое обследование детей в середине ра­
боты и по ее завершении;

—занятия с детьми в течение 2,5—3 месяцев с периодичностью
два раза в неделю (в целом 20—25 занятий; продолжительность
каждого занятия от 60 до 90 минут);

—дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопро­
вождение ребенка или (в тяжелых случаях) предварительные
встречи в индивидуальном режиме;

—обязательную отработку в домашних условиях применяемых
упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в
течение всего цикла (по понятным причинам это требование
является одним из главных условий эффективности психоло­
го-педагогического сопровождения); проявление требователь­
ности при проверке и обязательность тактичной оценки вы­
полненного домашних условиях;

—постоянное консультирование родителей с подробным объяс­
нением целей и задач формирующего обучения.



Часть III. Дидактические материалы

В ходе проведения занятий (индивидуальных и групповых) необ­ходимо учитывать следующее:

—в структуре каждого занятия в обязательном порядке должны
присутствовать технологии, обозначенные выше как «диафраг­
ма жесткости» и «навешанные конструкции»;

—все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигатель­
ные, передвижения на спине, животе, четвереньках, растяж­
ки и т.д.) должны выполняться регламентированно, в медлен­
ном темпе 6—8 раз в течение занятия, по команде взрослого;

—оптимальный размер группы — 5—7 человек; меньшее или
большее количество участников менее эффективно в силу вне­
дрения в коррекционный процесс значительного числа сюжет-
но-ролевых технологий; состав группы должен быть постоян­
ным (во всяком случае, с 3-го занятия);

—группы формируются на основании исходного статуса («синд­
рома отклоняющегося развития») и возраста детей;

—два-три первых занятий проводятся совместно с родителями;

—важно неукоснительно выполнять ритуалы и правила, вве­
денные и закрепленные «общественным договором» в начале
работы и воспроизводимые в течение всех занятий; договор
разрабатывается психологом для разных возрастных групп и
модифицируется в зависимости от главных задач коррекции/
абилитации;

—в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый резуль­
тат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию, построен­
ный совместно «дом» и т.п.); следует ввести продуманную сис­
тему «наказаний» и «поощрений».

И еще одно замечание, связанное с постоянно возникающими вопросами: «Когда и с какими детьми можно начинать работать по данному методу, как этому научиться, смогу ли я, и каковы проти­вопоказания к его применению?».

Работать можно с детьми (и не только с детьми) всех возрастов, начиная с 4 лет, с любым типом онтогенеза: от «супернормы» до крайней «патологии». Вместе с тем частично метод можно применять и раньше в пассивном, адекватном возрасту варианте.

Исключения составляют, например, дети с повышенной эпи-готовностью: несмотря на то что эта технология применима и эффек­тивна в работе с ними (Мельников, Родригес, 1997), она не может ти­ражироваться повсеместно, поскольку требует постоянного, скрупу-

242 Часть III. Дидактические материалы

лезного, сверхграмотного клинического сопровождения эпилептоло­гом. Очевидно, что столь же тщательного наблюдения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими или общепа­тологическими).

У вас прекрасно все получится. Более того, вы станете виртуозом в области комплексной нейропсихологической коррекции, как только обу­читесь (хотя бы в течение 2—3 месяцев) этой технологии у опытных нейропсихологов и пройдете подготовку под руководством не менее опытного специалиста в области телесно-ориентированной психотера­пии, а потом в течение 2—3 лет будете каждый день шлифовать свое умение вкупе с собственными профессиональными достижениями и обязательной супервизией. О необходимости знания базовых теорети­ческих источников можно не дискутировать...

Программа 1 (автор — нейропсихолог Е.В.Пивоварова, ЦППРиК «Строгино» СЗАО г. Москвы) рассчитана на индивидуальную и/или групповую коррекцию детей 5—6 лет. В ней подробно описаны «до­машние задания». Данный вариант достаточно традиционен, поэтому может использоваться универсально. Программа представляет собой базовый вариант полноценного внедрения метода замещающего он­тогенеза в психолого-педагогическое сопровождение детей в течение одной сессии одним ведущим.

Программа 2 (авторы — психологи М.В. Евлампиева и М.В. Че­ренков, логопед Т.Н. Ланина; иллюстративный материал подготовлен педагогом-психологом Г.С. Лев, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г. Моск­вы) является расширенной модификацией первой. В этой программе представлены варианты коррекционных циклов для детей разных воз­растов и разнообразный репертуар психолого-педагогического сопро­вождения психического развития детей.

Программа состоит из двух основных частей и осуществляется двумя группами специалистов. Первая часть преимущественно ориен­тирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга и соответственно инициацию базовых составляющих подкорко-во-корковой и межполушарной организации процессов развития. Эта часть программы представлена в 1—9 разделах. Вторая часть направле­на на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегу­ляции, актуализируемых благодаря активизации 2-го и 3-го ФБМ (10—17 разделы).

Возможно как параллельное, так и последовательное (два цикла длительностью 2,5—3 месяца каждый) проведение данной програм­мы в течение учебного года.

Часть III. Дидактические материалы




Программа 3 (автор — логопед Т.Н. Ланина, ЦППРиК «Твер­ской» ЦАО г. Москвы) также создана по идеологии метода замещаю­щего онтогенеза, но она в отличие от предыдущих дидактических раз­работок ориентирована более локально на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития и инициацию по­требности ребенка в активной коммуникации.

Мы надеемся, что использование данных программ как исходной модели позволит читателям в полной мере актуализировать свои соб­ственные профессиональные задачи и предпочтения. Очевидно, что представленный материал эффективно интегрируется в процесс пси­холого-педагогического сопровождения процессов развития как в массовых (детских садах, центрах творчества, школах и даже яслях), так и в специальных образовательных учреждениях. Имея в виду на­метившуюся в последнее время тенденцию к интенсификации про­цессов инклюзивного образования, можно предположить, что пред­ставленный в данной книге подход станет одним из валидных и эф­фективных путей приближения тех или иных вариантов отклоняюще­гося развития к нормативному течению.

Программа 1

Наши рекомендации