Такого в театре еще не бывало 3 страница

И все было бы отлично в этом лесу, если бы не подземное чудовище, которому Великан не захотел дать имя. Он терпеть не мог это чудовище, и не только потому, что оно было мохнатым, грязным и безобразным. Сидело бы себе спокойно под землей - никто бы и слова не сказал. Так нет - не сидится ему. То в поющей пещере поднимет такой крик и вой, что у великана начинается головная боль, то начнет щекотать деревья за пятки, и те, как безумные, устраивают скачки по всему лесу, ломая тот порядок, который с таким трудом устроил Великан. А надо сказать, что мечтой Великана было сделать из леса английский парк. Аккуратнее английского парка нет ничего на белом свете. Это четкие дорожки без единой травинки. Это аккуратно подстриженные деревья и кусты. И, ясное дело, деревья в таком парке не бегают с места на место, а стоят, как их поставили. Так вот, это мерзкое чудовище портило великий план Великана. Конечно, лес рос, и его деревья становились все толще и толще, и все труднее становилось сдвинуть их с места, но чудовищу и не такие задачи были по плечу. Впрочем, Великана оно боялось. Как-то Великану удалось схватить его за хвост и выпороть. От воплей чудовища весь лес замер и съежился, а Миловзора в ужасе забилась на дно озера, взмутив его прозрачные воды, и Великан долго после этого не видел свою любимую русалку. Даже когда воды озера вновь обрели свою хрустальную чистоту, Миловзора выглядела какой-то похудевшей, грустной и растерянной. Впрочем, через некоторое время все встало на свои места. Чудовище по-прежнему устраивало свои развеселые представления, только теперь русалка предупреждала его о приближении Великана, и позволяла ему прятаться на дне своего озера. Конечно, озеро при этом становилось мутным, и Великан, как ни старался, ничего не мог разглядеть в его водах. Он только чувствовал, что русалка стала его избегать. Зато дорожки в его парке оставались ровными, и деревья вовремя становились на свои места. Великан задумчиво осматривался. Порядок ему нравился, но радость омрачал вид озера, которое прежде было душой этого леса. Теперь посреди красивого парка расположилась мутная лужа, зараставшая потихоньку болотной ряской. Теперь Великан стал уходить и советоваться с мудрецами, как вернуть лесу его светлую душу - прозрачное озеро с прекрасной и радостной русалкой.

Только Великан уходил, русалка выпускала чудовище из озера. Вода вновь становилась прозрачной, пещера пела и хохотала, деревья приплясывали, а лицо русалки сияло радостью.

Все это кончалось, как только вдали слышались тяжелые шаги Великана. Чудовище быстро зарывалось в ил на дно озера, русалка выплывала, чтобы встретить Великана, но ее испуганное лицо сквозь мутные воды озера не радовало хозяина.

Мудрецы давали Великану разные советы. Одни предлагали усыпить чудовище специальными лекарствами и сонного посадить в клетку. Так Великан и сделал. Но проснувшееся вскоре чудовище так мощно сотрясало стены своей тюрьмы, что землю в лесу рассекли трещины, и деревья в лесу начали падать. Тогда в страхе Великан схватил сонное зелье и начал поливать им чудовище. Чудовище отплевывалось и содрогалось, сонное зелье попало в лес и на русалку. Теперь спало не только чудовище, но и русалка большую часть времени сонно лежала на дне озера, лениво взбаламучивая дно. Тысячи рук леса вяло обвисли, не стало в них упругости, сочности и острого запаха листвы. В тоске от содеянного Великан освободил чудовище от его клетки и выбросил сонное зелье. Он сидел на берегу, обхватив голову обеими руками, и горестно раскачивался из стороны в сторону. Теперь он не знал, что ему делать. Русалка долго и недоверчиво смотрела на него. А Великан долго и внимательно рассматривал каждую травинку, каждый листик своего взрослеющего леса, вслушивался в тихие шорохи трав и каких-то маленьких животных, в неровное дыхание пробуждающегося монстра. Эти тихие и будничные звуки непонятным образом сообщили ему о том, что сейчас не все зависит от него. Теперь он был согласен уже просто на лес - лишь бы он оставался живым. Он будет ухаживать за ним - вовремя убирать сухостой, расчищать завалы, прореживать молодняк деревьев. И как бы в ответ его мыслям на поляну к нему выскочили ушастые зайцы (они оказались самыми смелыми), осторожно вышла хитрая лиса, слетелись маленькие лесные птички и даже филин, изменив своему ночному образу жизни, спустился к нему на плечо. Миловзора вышла из успокоившихся вод озера, робко прикоснулась к плечу Великана, и ей стало жалко своего могучего хозяина, беспомощно сидевшего сейчас на берегу собственного озера. Она погладила его, нежно и ласково улыбнулась ему. И Великан с изумлением и восторгом смотрел на ее светлое лицо. Он чувствовал в ней новую, неизвестную ему силу. Казалось, она знала, что ей делать. Легкой грациозной походкой Миловзора подошла к уже просыпающемуся чудовищу, шепнула что-то ему на ухо, погладила мохнатую голову - и монстр довольно заурчал. Потом она указала своим пальчиком на беспорядок в лесу, повела тонкой бровью и слегка кивнула. Чудовище, преданно пожирая ее глазами, вскочило, расправило свои застывшие члены, встряхнулось. Великану на мгновение стало жутко. Он взглянул на русалку - та была спокойна. Она с любовью смотрела на свое чудовище - и оно мурлыкало под ее светлым взором. Великан перевел свой взгляд на укрощенного монстра. Страха уже не было. Повинуясь почти незаметному движению Миловзоры, чудовище вмиг убрало завалы из сучьев, расширило и углубило уже заросшее немного озеро, взрыхлило землю вокруг деревьев. Потом, мощно выдохнув, сотворило над лесом тяжелую тучу, которая тут же пролилась теплым обильным дождем. А на очистившемся небе над лесом безмолвной красою воцарилась радуга.

Притихший и оробевший Великан перевел взгляд на русалку, счастливую, гордую.

- Как? - спросил он у Миловзоры, - как ты смогла это?

Русалка недоуменно посмотрела на него и ответила вопросом на вопрос:

- А как ты смог поверить в меня?

И получил лес имя - лес Миловзоры.

***

Эту сказку я написала после знакомства с одной любящей и очень строгой мамой и ее дочкой, которой приходилось маму обманывать, чтобы не быть опять наказанной. У мамы оказались в наличии и ум и сердце, она задумалась над своей жизнью. А дочка кое в чем оказалась настоящей кудесницей – другие дети неожиданно для нее самой и мамы искали у нее поддержки и выбирали ее в наших игровых занятиях доброй волшебницей.

Глава четвертая

Ода «ослам» и папе Карло

  « Карло выстругал нос – обыкновенный… Вдруг нос сам стал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул: - Нехорошо, длинен… И начал срезать у носа кончик. Но не тут-то было! Нос вертелся, вывертывался, так и остался – длинным-длинным, любопытным, острым носом». (А.Толстой «Приключения Буратино»)

В прошлой главе ребенок оказался слабее своих родителей, он сдался на милость победителя. В этой же главе мы увидим ребенка совсем другого склада.

Ослов считают очень упрямыми и глупыми. Но еще в детстве из одной книжки я узнала, что это наполовину не так. Осел в определенном смысле очень умное животное, потому что хорошо чувствует меру своих сил, и не станет двигаться, если ноша слишком тяжела. В отличие от лошади, которая несет все, что на нее нагрузят, до тех пор, пока ее ноги не подгибаются, и она не падает. Осел не позволяет хозяину превышать его возможностей. Есть и такие дети – упрямые как ослы, на которых что попало не нагрузишь. Они доставляют своим родителям, и не только им, много неприятных переживаний.

Вспомним еще раз появление на свет Буратино. Столяр Джузеппе внимательно осматривал полено и прикидывал, что может из него получиться. «Хорошая ножка для стола получится», - рассуждал он. Но полено неожиданно отказалось подчиняться и проявило характер, несвойственный куску дерева. Что было дальше, мы все помним. Характер Буратино оказался просто ужасным с точки зрения любого родителя – папа Карло и в тюрьму из-за него чуть не угодил, и без куртки остался, и покой потерял.

Это вам уже не марсианин, готовый изменяться по вашей воле. Это та воля, которая сама сгибает. Как в песне Андрея Макаревича – «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

Не сразу ребенок проявляет свой норов. Хотя нередко уже внутри мамы такой малыш отличается активностью, подвижностью, так пинает по желудку, печени и прочим внутренним органам, что мама только дух успевает перевести. И у нее уже закрадываются подозрения, что грядет нечто из ряда вон выходящее. Но все это разворачивается на полную катушку, когда ребенок встает на свои ножки и начинает ими пользоваться.

Как вы поняли, это рассказ о детях другого типа, противоположного марсианскому, о тех, чья врожденная сила воля оказывается сильнее своего окружения. Эти дети делают все, что хотят, и не боятся наказаний, и ведут себя после них еще хуже, так, что родители быстро усваивают, что этот педагогический подход не работает. Буратино, посаженный Мальвиной в чулан, вместо того, чтобы раскаяться, сбежал оттуда и ринулся навстречу «ужасным опасностям и страшным приключениям».

Причем, родители у таких «ослов-буратино» очень часто марсианского типа, которые в детстве нахлебались родительской власти и теперь их мучают сомнения, а можно ли так поступать с собственными детьми. Я имею в виду тех родителей, которые приходят на консультацию к психологам.

Отношение к поведению таких детей практически у всех взрослых однозначно отрицательное, оно представляет абсолютное зло, которое нужно искоренять.

Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны – медицинской. Дети – «буратино» обычно мало болеют, гораздо меньше своих тихих и послушных сверстников, которые свои отрицательные эмоции вынуждены напускать на свой же организм. А у «буратино» в одно ухо вошло, а в другое – вышло. Он «не берет в голову» все ваши попытки изменить его. Он реагирует поведением, и весь свой адреналин пускает непосредственно в орущие голосовые связки и топающие ноги, а также и во все остальные мышцы. Такой способ реагирования поведением однозначно сберегает физическое и психическое здоровье ребенка. Педагогической задачей становится дать ребенку пример социально приемлемых форм отреагирования своих эмоций. Это я поняла и по своим собственным детям, этому меня научили многие и многие девочки и мальчики, «доставшие» своих родителей. И, знаете, именно таких детей на самом деле проще понять, поняв, удовлетворить их жизненно важные потребности, потому что способ их общения с миром открыт и честен, хотя и болезненно прямолинеен. Гораздо труднее понять тихого и таинственно-отрешенного «марсианина», укрывшегося в своих мирах. Статистически достоверно (по многочисленным опросам родителей выросших уже детей), что дети – «буратино» доставляют очень много хлопот в первом периоде детства, но при внимательной и ответственной позиции родителей с ними становится легче в подростковом периоде и юности. Получается своего рода парадокс. А пришибленые «марсиане» начинают «отрываться», как только у них прорезается подростковая реакция эмансипации. И если родители не удосужились своевременно посетить внутренний мир своего ребенка и стать там желанным гостем, то получают от своих взрослых детей такие неприятности, о которых даже не подозревали. Ведь в подростковом периоде начинает мощно действовать механизм компенсации, который гармонизирует личность, готовит ее к самостоятельной жизни во взрослом мире. И активные крикуны, попадая в кокон пубертата, нередко приобретают черты вдумчивости, потребности в самоанализе, а робкие и застенчивые вдруг самоутверждаются на сцене, в спорте или в хулиганстве. Такой истории можно было бы дать название «о том, как мышка-норушка превратилась в мышку-нарывушку».

Но как же воспитывать ребенка, если вам достался «буратино»? Если мы обратимся к образу папы Карло, то не ошибемся. Сколько бесконечного терпения, понимания и, самое главное, как бы ничем не обоснованной веры в своего ребенка, проявлял он постоянно, всегда готовый прийти на помощь сыну, еще не умеющему сдерживать свое слово хорошо себя вести и «быть умненьким и благоразумненьким». Что же помогало папе Карло верить в своего ребенка, не отвергать его, не присоединиться к враждебной глупенькому Буратино части мира? Не то ли глубокое и вряд ли четко осознаваемое убеждение, что если я сделал его своими руками, вложил в него свою душу, то он не может быть плох? Просто нужно время, пока он наберется своего опыта и своего ума, ведь ему жить свою жизнь, и какая она будет, я ведь точно не знаю, да и никто не знает. Так как же я могу решать, что правильно, а что не правильно делает мой сын? Я могу только оберегать его в самые опасные его моменты, так, чтобы он успел их увидеть и взглянуть в глаза своему страху. И если он ущемляет чьи-то права, не мешать людям сообщать ему об этом. Тогда он поймет, что другим тоже бывает больно. Тогда мы с ним по одну сторону баррикады, и мне не нужно становиться его врагом, его критиком и прокурором, судьей, выносящим приговор. Не лучше ли быть его защитником, адвокатом, принимающим к сведению смягчающие обстоятельства, ведь «преступник» еще так мал и не может нести перед законом и людьми всей ответственности.

Всю полноту ответственности может нести только вполне взрослый человек. Так на западе право избирать и быть избранным в органы власти получает гражданин, достигший 21 года, и не раньше. В нашей стране этот рубеж составляет 18 лет, и никак не меньше. Развитие мозга человека, особенно, его лобных долей, в которых находятся высшие координирующие поведение центры, заканчивается не ранее 18-19 лет. И до этого можно говорить лишь о постепенном увеличении ответственности за свои проступки. Это, конечно, очень приблизительно. Есть дети, которые гораздо раньше вынуждены повзрослеть, если их детство оборвала трудная жизнь и необходимость ответственности, ставшей условием выживания. Есть люди, которые надолго застревают в безоблачном детстве при вполне созревшем мозге – просто потому, что не было особой необходимости повзрослеть, что рядом всегда находились те, кто продолжал принимать на себя ответственность за недорослей. Все дело в чувстве меры и в мужестве видеть реальность. Папа Карло это имеет. Поэтому его сын успешно проходит страшные опасности и находит золотой ключик своей судьбы, своего счастья, не согнувшись и не сломавшись, не притворяясь кем-то другим. Мало того, он способен заражать своей естественностью и других. Рядом с ним чопорная и правильная Мальвина становится отличным товарищем, и ее педантичность оборачивается надежностью и верностью принципам. В трусоватом Пьеро прорезается талантливый сочинитель воодушевляющих стихов:

«Пляшут тени по стене, -

Ничего не страшно мне.

Лестница пускай крута,

Пусть опасна темнота, -

Все равно подземный путь

Приведет куда-нибудь…»

Благодаря папе Карло, который верил в него, Буратино не остался маленьким разрушителем, какими поначалу бывают все дети (им ведь надо испробовать на прочность мир, в который они пришли), а, пройдя этот этап развития, стал готов к созиданию и обновлению этого мира. А это именно то, что отличает человека творческого от преступника.

В данном случае мне наиболее интересна личность папы Карло. Может, конечно, показаться, что в реальной жизни никаких таких пап не бывает. Но в том-то и дело, что их, на самом деле, достаточно много. Это все те родители, дети которых многого добились в жизни, пошли своим путем, стали интересны другим людям. Спросите хорошенько, как росли эти сегодня такие уважаемые люди. Да часто, как этот самый Буратино или Гадкая Морковка Ирины Цхай. Ее чудесная сказка заслуживает внимания взрослых и очень нравится детям. Гадкой Морковке посчастливилось. На нее набрел дядя Коля, гуляя в лесу. Он заговорил с Морковкой, а она, по своему обыкновению, начала ему дерзить. Но дядя Коля нисколько не обиделся. А даже наоборот – присел рядышком и стал ее внимательно разглядывать. И пригласил к себе в огород.

«Следующий день был необычайно гадким. Солнце палило нещадно, и от пыли дышать было нечем.

Но Гадкая Морковка гордо восседала в толстом бумажном пакете с мокрой землей и думала, что путешествует, как королева.

Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора.

Морковке вдруг стало страшно:

- Я – гадкая! Увези меня обратно! – запищала она.

- И не подумаю. Я сам гадкий, - ответил дядя Коля и посадил Морковку в большую пышную грядку. И Морковка снова почувствовала себя королевой.

А потом пришла осень. Но Морковку не выкопали из грядки, а оставили на семена. Потому что она оказалась какой-то диковинной морковкой, еще неизвестной науке.

А еще выяснилось, что Морковка вовсе и не гадкая, а просто с характером. У всех знаменитостей непростой характер. За это их и любят».

***

И папа Карло, и дядя Коля, и многие другие папы и мамы умеют верить в себя, в то, что дело их рук и души может иметь счастливое будущее, они благословляют свое детище на трудную, интересную и самостоятельную, ответственную жизнь. Эти родители не боятся своих детей, они не обижаются на них, потому что чувствуют свою силу и не понаслышке знают жизнь, потому что умеют вместе с ребенком принять ответственность за его неровный путь.

Поэтому если вам повезло (это не ирония) и в вашем доме растет «осел», «буратино» или «гадкая морковка», единственный способ довести их до ума – самому развить в себе взрослое, ответственное и заинтересованное отношение к жизни и своему ребенку. Как это сделать? Для этого есть множество способов. Но первое, что необходимо – посмотреть на себя со стороны, в зеркала других людей, и этот непрестанный труд наблюдения себя и того, что я делаю, должен стать привычным и необходимым. Тогда вы и обнаружите в себе того, кто может изнутри продолжать проявлять постепенно, как фотоснимок, отпечаток души, и того, кто хочет научиться развить в себе существующие, но еще в зачатке, качества характера. Человек меняется только одним способом – продолжая проявляться своими неизвестными еще сторонами – неизвестными даже себе. И пока он это делает, он продолжает жить.

Однако лирические отступления не всегда помогают в жизни, когда нужно принять быстрое решение. Мамы – люди конкретные, и когда тебя вызывают в школу очередной раз по поводу катастрофического поведения твоего ребенка, нужен четкий образ в голове, который поможет изменить ситуацию к лучшему.

«Вы есть лук, из которого ваши дети, как живые стрелы, посылаются вперед. Лучник видит цель на пути бесконечного, и он сгибает вас своим могуществом, чтобы его стрелы летели быстро и далеко». (Халил Джибран «Пророк»)

Халил Джибран сравнивает родителя с луком, из которого летят стрелы – его дети. Мне кажется, что родитель - еще и мост между ребенком и всем остальным миром, мост, по которому идет ребенок в этот мир. Вы же можете стать стеной, пытающейся укрыть ребенка от опасностей мира, стеной, которая помешает ему разглядеть интерес этого мира, стеной, которая внушит представление о враждебности этого мира. Если я иду в школу строить мост отношений, то у моего ребенка есть шанс укорениться в этом мире, понять его и строить его. Если же я иду возводить стену отчуждения…

Т.е. для начала маме и папе нужно представить себе визуальную картинку того, что они хотят сделать, прочувствовать ее. Мост можно построить только тогда, когда видишь в осуждающем учителе тоже человека, которому как тебе, может быть больно, который устал от тех трудов, которые вы на себя не взяли бы и в страшном сне. Ведь его задача - целый день управляться с тридцатью гавриками и гаврицами, и каждый с характером. Он может быть в чем-то несправедлив, но так же встретит ребенка и большой мир за пределами школы, потому что школа – это часть большого мира и должна готовить наших детей к реальной жизни, в которой много неудобств. Школьная жизнь – своего рода прививка, тренировка социального иммунитета.

Только вы можете научить ребенка строить мосты понимания и открытий или стены страха и отчуждения. Выбор за вами. Лишь бы не свалить его по привычке на силу обстоятельств. Ода «ослам» подошла к концу. Пожелайте им на ночь стать такими, какими они хотят. И крепко-крепко, нежно-нежно поцелуйте. А потом расскажите им сказку. Вот эту…

Яйцо

Это сказка-загадка очень нравится детям. Я прочитала ее в одной детской книжке когда-то. Потом она у меня сама собой переделалась, и стала вот такой…

Когда-то давным-давно, где-то далеко-далеко лежало яйцо. Неизвестно чье. Одно- одинешенько.

Проходил мимо слон. Удивился, остановился, постучал по скорлупе.

- Кто там?

- Не знаю, - ответили оттуда.

- Можно, я останусь с тобой? А когда вылупишься, станешь большим и сильным, как я.

- Ну, давай, - согласились из яйца.

Проходил мимо жираф. Удивился, остановился, постучал по скорлупе и спросил, кто там.

- Не знаю, - ответили из яйца.

- Ну, если не знаешь, будь как я. Когда ты вылупишься, подниму тебя высоко-высоко, откуда легче смотреть на всякие неприятности.

Из яйца согласились.

Скакала мимо обезьяна. Ужасно удивилась, с трудом остановилась и громко постучала в скорлупу.

- Да не знаю, кто я, - сердито крикнули оттуда.

- Ишь ты, - еще больше удивилась обезьяна, - я могу остаться с тобой и научу тебя корчить смешные рожи и прыгать по деревьям.

В яйце обрадовались.

Ползла мимо черепаха. Увидела целую компанию зверей, сначала спряталась, а потом спросила всех, что они тут делают. И тоже решила остаться - научить малыша прятаться под прочный панцирь, когда убегать будет некуда.

Бежала мимо зебра. Остановилась на полном скаку. Ей тоже захотелось остаться в этой компании. Она предложила тому, кто в яйце:

- Ты увидишь, какая я полосатая. Точно такая, как жизнь. А еще научу тебя на полном скаку преодолевать преграды.

Шел мимо лев. И предложил обитателю яйца:

- А я научу тебя быть царем, хотя бы у себя в голове.

Шла мимо курочка. Увидев бездомное, ничейное яйцо, она заволновалась и попросила у присутствующих разрешения его высидеть. А когда яйцо согрелось, в нем кто-то стал довольно посапывать во сне.

И вот яйцо, наконец, треснуло, раскололось на две половинки, и из него вылупился… кто бы вы думали?… (дальше идут детские версии). А потом – наша.

Ну, конечно, белый везучий дракон! Он так быстро рос, что не успели его благодетели оглянуться, как он сгреб их всех в охапку и сказал:

- Ну, а теперь, мои маленькие, я сам о вас заботиться буду!

***

Эта сказка символизирует процесс воспитания – что вложишь в яйцо, то из него и вылупится! Что посеешь, то пожнешь. Доброй ночи всем – и «ослам» и «марсианам».

Глава пятая

Великаны и карлики

  «Современные дети все акселераты. Они начинают отнимать у родителей модельную обувь на три-четыре года раньше, чем прежде. Они вырастают на пятна­дцать-двадцать сантиметров выше пап и мам. Многие научные коллективы и отдельные талантливые ученые пытаются открыть тайны акселерации, и даже создано несколько более или менее правдоподобных гипотез. Но тайна не открыта. И только здесь вы сможете получить исчерпывающее объяснение» (Б. Романовский, сказка «Великан»).

В главах об «ослах» и «марсианах» было значимо соотношение «весовых» категорий ребенка и родителя. Характерна позиция родителей - вместо того, чтобы уподобиться луку большого Творца, они сами норовят занять его место и пытаются гнуть в дугу детей (воспитательная установка). А те, в свою очередь, занимают активную или пассивную позицию. При этом подразумевалось, что эмоционально ребенок в любом случае значим для родителя, и ребенок пользуется достаточным вниманием. Настоящая глава будет посвящена особенностям развития детей в зависимости от эмоционального отношения к ним своих родителей. Именно в зависимости от этого ребенок чувствует себя большим и сильным или маленьким и ничтожным. Так вырастают «великаны» и «карлики». Не всегда родители действительно готовы иметь ребенка, а делать нечего – он появляется на свет. Кто-то с этим испытанием справляется успешно и принимает свое дитя, для кого-то воспитание становится тяжелой обузой с чувством вины, а кто-то делает из нежеланного дитяти козла отпущения.

И все же всем родителям приятно иметь успешного ребенка, красивого, сильного, умного, с широкой душой, большим сердцем и т.д. Особенно если сам родитель при этом не особенно крупное существо. А вот от чего это зависит, знают не все. И всегда ли это хорошо. Попробуем попытаться найти некоторые ответы доступными нам способами.

Прежде чем мы рассмотрим вплотную эту тему как прикладную к нашей жизни, хочу сделать экскурс в мифологию. У всех народов были свои мифы о великанах - титаны древней Греции, йотуны (турсы) Скандинавии и т.п.. Нет смысла перечислять все их названия. Так и карлики присутствовали в культурной жизни всех народов. И, конечно, эти персонажи очень существенно отличались друг от друга, настолько, что прямые контакты между ними были редкостью. Обычно те и другие общались с миром людей и миром богов. У скандинавов мир йотунов окружал средний мир людей, Мидгард, гранича с бескрайней Вселенной, мировой бездной. Великаны олицетворяли стихийные силы природы, ее мощь и неукротимость, ее исконную инстинктивную мудрость. Они постоянно испытывали мир людей на прочность, находясь с ним в регулярном противостоянии. Люди должны были поддерживать себя в хорошей форме, чтобы с помощью своих богов удерживать границы обитаемого мира. Описывается много историй, в которых люди и антропоморфные боги обманывают прямолинейных и простоватых детей дикой природы, которым не нужно быть хитрыми, потому что они сильны. Греческий миф описывает приключения Одиссея в пещере одноглазого великана, циклопа. Великан запер Одиссея в пещере вместе с овцами, чтобы съесть его. Хитрый Одиссей ослепил его, ткнув факелом в глаз, а сам спрятался под одного из баранов. Слепой великан на ощупь выпускал свое стадо из пещеры, и вместо Одиссея нащупал спину барана. Так Одиссей провел великана и спасся.

Совсем другие по характеру карлики, в скандинавской мифологии – цверги или темные альвы. Они живут под землей, замкнуты там, лишены возможности свободных передвижений, боятся солнечного света, от которого могут окаменеть. И они замечательные мастеровые. Все прекрасные вещи, которыми обладают скандинавские боги – копье Гунгнир Одина, ожерелье Брисингамен богини любви и красоты Фрейи, золотой вепрь бога Фрейра, чудесный корабль Бальдра – все это изготовили темные, сидящие под землей карлики. Они проявляют чудеса творческого порыва, не имея возможности совершать подвиги освоения мира. В силу своей слабости они отличаются коварством и хитростью. В скандинавских сказаниях описывается история о меде Поэзии, его происхождении и судьбе. Когда-то существовал самый мудрый на свете человек по имени Квасир. Он был способен ответить на любой вопрос. Два карлика – Фьялар и Галар заманили его к себе и убили. Его кровь они смешали с медом в трех котлах, один из которых назывался Одрёрир, что значит, вызывающий движение духа. Так получился мед Поэзии, выпив который, любой становился мудрым и творческим. Карлики какое-то время обладали этим чудесным медом, но потом убили двух великанов, и были вынуждены отдать мед Поэзии их сыну, который грозил им смертью. А у великанов хитростью его умыкнул сам бог-Всеотец скандинавов, Один.

Близки к карликам гномы. Вот как их описывает Х.Л. Борхес в своей «Книге вымышленных существ». «Гномы более древние, чем их название; оно - греческое, но греческие классики его не знали, ибо возникло оно в XVI веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появляется впервые. Гномы - духи земли и гор. Народная фантазия представляет их в виде бородатых карликов с грубыми и смешными чертами лица; одеты они в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны. Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, их обязанность - охранять потаенные сокровища. «Гносис» на греческом - «знание»; есть гипотеза, что Парацельс изобрел слово «гном», потому что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов».

К карликам и гномам близок по своей сущности греческий Гефест – некрасивый и хромой, зато очень искусный бог, обитатель и работник подземных кузниц-вулканов. Его римский аналог так и зовется – Вулкан. В нашем славянском фольклоре характерный персонаж подобного типа – Данила-мастер из уральских сказок Бажова. Камнерез-Данила настоящий волшебник, извлекающий из камня цветы и чудесной красоты вещи, в конце концов он покидает мир людей и уходит к Хозяйке Медной Горы. Большого труда потом стоит его любящей жене вернуть Данилу на землю.

А теперь вернемся к сказке Б. Романовского «Великан». «Дело в том, что современные родители не бьют детей. То есть не шлепают, не хлещут, не секут, не порют, не лупят, не задают трепок, не награждают подзатыльниками, затрещинами, пинками и зуботычи­нами. Мало того, они не ставят своих чад на горох, в угол «зубами к стенке», не запирают в темные чула­ны. Нашкодивших отпрысков не лишают даже сладко­го - сахар нужен для нормального умственного разви­тия. Ивовые прутья, поясные ремни, палки, трости, уполовники, кухонные полотенца и электрические шну­ры вместе с арапниками и семихвостыми плетками выпали из воспитательного процесса и употребляются ныне только по прямому назначению. Все это привело к тому, что из жизни ребенка ушли почти все отрица­тельные эмоции, дети не имеют никаких комплексов, кроме комплекса своей значительности. Самосознание детей растет, а вместе с ним растут их неугнетаемые тела. Если бы от них не требовали «бороться за оцен­ки» (этим термином заменено устарелое «прилично учиться»), они вырастали бы еще больше. (Борис Романовский, сказка «Великан»)

Наши рекомендации