Теории содержания мотивации
Сущность мотивации
Теории содержания мотивации
Теории процесса мотивации
Сущность мотивации
Потребность – нужда в чем – либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека как личности.
Мотив – побудительная причина поведения человека, возникающая под действием множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов.
Каждый человек обладает собственной структурой мотивов, которая формируется в процессе его развития.
Мотивация – совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к деятельности.
Мотивирование– метод психологического воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.
Стимулы – внешние раздражители, вызывающие действие определенных мотивов.
Например, в качестве стимулов могут выступать: отдельные предметы; обещания; предоставляемые возможности и многое другое, что человек желал бы получить в порядке компенсации за выполненную работу.
Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей и достижения поставленных целей.
Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование.
Вознаграждение – это то, что человек считает ценным для себя. Различают внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешнее вознаграждение – это то, что организация предоставляет работнику за выполненную работу (например, зарплата, повышение по службе, признание, дополнительные выплаты и т.п.).
Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое приносит работа (например, чувство достижения результата, значимости выполненной работы; дружба и общение, возникающее в процессе работы, и т.п.).
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий
На первой стадии человек ощущает, что ему чего-то не хватает.
На второй ищет пути устранения потребности (например, удовлетворить, подавить или не замечать).
На третьей – определяет, что он должен сделать, чтобы получить то, что необходимо для устранения потребности.
На четвертой – затрачивает усилия для получения чего-то, что необходимо для устранения потребности.
На пятой – человек получает то, что он может использовать для устранения потребности.
На шестой – устраняется потребность (полностью или частично).
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существуют различные теории мотивации, пытающиеся объяснить это процесс. Их обычно делят на две большие группы.
Первая группа теорий называется теориями содержания мотивации(или содержательными теориями мотивации). Эти теории анализируют потребности и их влияние на мотивацию человека.
Вторая группа теорий называется теориями процесса мотивации(или процессуальными теориями мотивации). Эти теории изучают механизм удовлетворения потребностей и поведение людей с учетом восприятия ими ситуации.
Теории содержания мотивации
Наиболее известными теориями содержания мотивации являются:
1) теория иерархии потребностей А. Маслоу;
2) теория существования, связи и роста К.Альдерфера;
3) теория приобретенных потребностей Мак Клелланда;
4) теория двух факторов Ф. Герцберга.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу;
Теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу, базируется на следующих положениях:
1. Люди постоянно ощущают какие – то потребности, которые могут быть объединены в отдельные группы.
2. Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
3. Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям.
4. потребности более низкого уровня требуют первостепенного удовлетворения.
5. потребности более высокого уровня (например, стремление человека к самовыражению) активно действуют на человека после удовлетворения потребностей более низкого уровня.
6. Человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая в данный момент времени будет для него более важной.
В своей теории Маслоу выделил пять групп потребностей:
1 Физиологические потребности (потребности в пище, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы жить). Физиологические потребности являются, как правило, врожденными.
2 Потребности безопасности (желание людей находится в стабильном состоянии, быть защищенным от психологических опасностей, болезней, голода и т.п.).
3 Потребности принадлежности и причастности (стремление человека к участию в совместных действиях, к дружбе и т.п.). однако эти потребности у него начнут проявляться после того, как будут удовлетворены потребности физиологические и безопасности.
4 Потребности признания и самоутверждения (желание людей быть сильными, уверенными в себе, а также желание быть признанными окружающими).
5 Потребности самовыражения (стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков).
Три последние группы потребностей в теории потребностей Маслоу являются по своей природе психологическими. Они обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то и вторичные потребности у разных людей будут существенно отличаться. Например, с развитием человека как личности потребность в самовыражении у некоторых людей никогда не может быть удовлетворена полностью.