Раздражительность новорождённого — психологическая норма.
Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных. К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов — безусловных рефлексов,облегчающими приспособление к новым условиям жизни. Большинство из них исчезает к концу 2-4 месяца.
Эти рефлексы важны как показатели, отражающие состояние и процессы созревания НС и составляющие анатомо-физиологическую основу психической деятельности младенца.
Рефлекс | Описание |
Рефлекс шагания «автоматической ходьбы» | Если держать ребенка ножками на коленях, то он может делать переступательные движения. |
Рефлекс Моро | Реакция Моро(обхватывающий рефлекс), возникающая в результате сотрясения головы ребенка (если слегка шлепнуть по подушечке или встряхнуть ее), причем ручки иножки симметрично расходятся и смыкаются в виде арки. |
Рефлекс поиска груди | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ищет сосок. |
Цеплятельный рефлекс кисти («робинзо- новский») | Если вложить в руки новорождённому палец или другой продолговатый предмет, он так крепко схватывает его, что ребенка можно поднять на этом предмете и удержать в воздухе около минуты. Одно-двухнедельный ребенок может повиснуть на шнурке, схваченном двумя руками. Он может цепляться за шнурок и ножками, хотя и не так крепко. Если попытаться вытащить предмет – он цепляется еще крепче. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза |
Рефлекс Бабинского | Если подошвенную поверхность ступни поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев. |
Защитные рефлексы | Ребенок кашляет, чихает, удаляя помехи для дыхания; моргает, если в глаз что-то попало; жмурится от яркого света. Но на большинство внешних раздражителей новорождённый отвечает одинаково: вздрагивает, беспокойно двигает ручками и ножками, тоненько кричит, сморщив личико. |
Сосательный рефлекс | Вызывается прикосновением к уголкам губ и слизистой оболочке языка ребенка (соски, пальца, кончика подушки). |
Плавательный рефлекс | Попав в воду, новорождённый начинает делать плавательные движения. |
Лабиринтное сосредоточение | При покачивании ребенок прекращает крик, его движения тормозятся. |
Зрачковый рефлекс | Зажмуривание от яркого света и поворачивание головки и глаз к мягкому свету. |
Рефлекс отталкивания | Если положить ребенка животом вниз и приложить ладонь или дощечку к подошвам ног, он оттолкнется и продвинется немного вперед. Двигая ладонь, можно заставить ребенка проползти небольшое расстояние. |
Таким образом, у ребенка в отличие от детенышей животных имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают человеческих форм поведения. У ребенка все человеческие формы поведения должны еще сложиться.
Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка. Он имеет безграничную возможность приобретения свойственных человеку форм поведения.
Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности – в получении новых впечатлений, в движении, в общении.
На 1—2-й неделе жизни ребенок способен поворачивать голову за медленно движущимся объектом, находящимся от него на расстоянии 20—30 см. На 2—3-й неделе появляется конвергенция, и на 3—5-й неделе — зрительное сосредоточение (задержка взора на предмете). Вначале ребенок удерживает взор не более 5 с, но уже на 2-м месяце он сможет держать его несколько минут (что потом позволит разглядывать предмет).
Важная особенность новорожденного: развитие зрения и слуха происходит быстрее, чем развитие телесных движений.
С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются миелиновыми оболочками нервные волокна.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности – упражнение органов чувств, поступление разнообразных сигналов из внешнего мира (роль взрослого).
Любопытной чертой новорождённого является то, что он часто открывает глаза, когда его поднимают и придают вертикальное положение — это явление называют «эффектом кукольных глаз».
Центральным новообразованиемноворождённости является появление индивидуальной психической жизниребенка.
Конечно, эта психическая жизнь находится в рудиментарном состоянии, из которого нужно исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления. Пока у новорождённого нет ни действительного восприятия, ни представлений, т.е. нет ни сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния сознания, где чувственные и эмоциональные части нераздельно слиты, т.е. есть только то, что можно назвать аффективными ощущениями.
Для психической жизни новорождённого характерны три главных момента — 1. преобладание нерасчлененных переживаний, 2-отсутствие выделения себя из среды.Главной особенностью психической жизни новорождённого является то, что в первый месяц жизни для него не существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери.
Новорождённый почти ничем не интересуется, поэтому ему бесполезно покупать и показывать игрушки. В первые недели его вообще не интересуют никакие стороны внешней среды. Единственное, что его заботит, — отсутствие дискомфорта. А в состояние дискомфорта он попадает весьма часто: перед и после кормления, перед и после смены мокрых пеленок, от шума, от внезапного изменения положения. Он постоянно стремится вернуться в состояние сонливости, и только со 2-го месяца будет активно искать внешних воздействий.
Новорождённый малоэмоционален, и репертуар его настроений не отличается разнообразием. И днем и ночью он спит. При бодрствовании он серьезен, неактивен, спокоен, сохраняет тенденцию к сонливости. Другой вариант: полностью бодрствует, серьезен и активен, издает звуки. Третий: бодрствует, серьезен, активен и слегка раздражен, подает голос. Четвертый: явно очень недоволен — активен, серьезен, кричит. Настроения эти очень быстро меняются. Новорожденного, если он здоров, в принципе легко успокоить, взяв на руки и покачав, дав пососать соску. Удовольствие от укачивания и сосания — полнейшее в этом возрасте.
На первом месяце жизни у ребенка преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта, они проявляются в виде крика и плача.
Но было бы неверно считать, что восприятие мира новорождённого представляет собой хаос отрывочных, бессвязных, отдельных ощущений — температурных, слуховых, оптических и т.д. Наоборот, выделение отдельных восприятий является продуктом более позднего развития, и еще позднее появляется способность выделять из целого восприятия отдельных моментов. Но, несмотря на это, новорождённый, задолго до этого, начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашенные эмоционально (например, лицо матери). И это является третьей особенностью психической жизни новорождённого.
Именно эти три момента обусловливают и возможные формы социального поведения новорождённого. Как легко понять, новорождённый не демонстрирует никаких специфических форм социального поведения, и первое общение ребенка со взрослым лежит далеко за пределами новорождённости. Ведь для настоящего общения требуется хотя бы примитивное «осознание», что кто-то с ним возится. Только благодаря такому осознанию ребенок будет реагировать на человека иначе, чем на все окружающее. О реакциях ребенка на действия, речь взрослого впервые можно говорить лишь за пределами 1—3-го месяца жизни. Новорождённый в этом плане почти полностью пассивен.
По совокупности всех этих признаков новорождённость и выделяют в отдельный критический период. Вопрос же о границах новорождённости постоянно дискутируется.
Физиологические и психологические критерии возраста могут и не совпадать. В психологии критерием возрастного этапа считается основное и центральное новообразование, характеризующее известную ступень в социальном развитии ребенка. Это связано с появлением «комплекса оживления», т.е. с первой специфической реакцией ребенка на человека.