Вопрос 15 Причины запаздывания информации в условиях чрезвычайных ситуаций
Основными причинами, вызывающими такое запаздывание, являются:
o Инерционность информационной системы. Этот тип задержки объясняется необходимостью затрат времени на наблюдение, обработку результатов наблюдения, интерпретацию результатов, передачу полученной информации соответствующим руководителям. Инерционность является также следствием затрат времени со стороны руководства на обмен информацией друг с другом и выработку общей позиции.
o Проверка достоверности информации о возникновении ЧС. Естественно, проблема достоверности подобной информации чрезвычайно важна. Однако даже при наличии абсолютно достоверной информации некоторая часть руководства будет утверждать, что нет абсолютной уверенности в реальности возникновения ЧС и устойчивом характере ее развития. Они будут выступать за то, чтобы еще немного подождать и посмотреть, не отпадет ли угроза сама собой. Ярким примером является ситуация, сложившаяся на Чернобыльской АЭС после взрыва реактора на четвертом блоке, когда разлетевшиеся по территории станции куски радиоактивного графита не стали достаточным доказательством происшедшей трагедии даже для специалистов-ядерщиков.
o Психологические особенности человека, которые заключаются, во-первых, в том, что некоторые руководители, деятельность которых имеет прямое отношение к возникшей ЧС, могут полагать, что признание ее существования отразится на их репутации либо приведет к потере занимаемой должности. Другие руководители, даже если они убеждены в реальности ЧС, будут всячески добиваться задержки ее официального признания с тем, чтобы получить некоторый резерв времени, в течение которого они могли бы укрепить собственные позиции и выбрать тактику отступления, не угрожающего потере их статуса. Во-вторых, подобное запаздывание вызывается неприятием непривычного, поскольку руководителям (и человеку вообще) свойственно доверять прошлому, привычному опыту и отвергать необычное, новое, считая его невероятным и несостоятельным.
Следует отметить, что психологические причины запаздывания практически всегда отрицаются, так как негативно сказываются на репутации соответствующих руководителей. В качестве причины обычно называется необходимость удостовериться в точности информации о ЧС.
Эти и другие причины, как правило, вызывают значительное запаздывание адекватной реакции руководства на появление ЧС и приводят к значительному увеличению общего ущерба от их развития.
Оставаясь неопределенной на первых этапах, информация о возможности возникновения ЧС и альтернативах ее развития может быть в некотором смысле полезной и содержательной.
Вопрос 16. Уровни осведомленности о чрезвычайных ситуациях
При этом можно выделить несколько уровней осведомленности о ситуации.
· Нулевой уровень соответствует наименьшему объему полезной информации. На этом уровне известно лишь, что не исключено возникновение некоторой ЧС, однако ни ее природа, ни причина и источники возникновения не известны. Выявление такой информации требует от руководителей чутья, опыта и квалификации. Хорошими специалистами по выявлению такой информации являются эксперты либо высококвалифицированные консультанты.
· На следующем уровне осведомленности обычно известен потенциальный источник возникновения ЧС, однако альтернативы ее развития, возможные последствия неясны.
· На следующем, третьем, уровне осведомленности известны в общем плане последствия ЧС и альтернативы ликвидации этих последствий, однако этой информации недостаточно для того, чтобы не рисковать при принятии решений. Неопределенность в деталях на этом уровне осведомленности остается довольно большой.
· И, наконец, четвертый уровень осведомленности соответствует ситуации, в рамках которой у руководства имеется достоверная информация в объеме, необходимом и достаточном для разработки детальных стратегических планов предупреждения ЧС и ликвидации последствий в случае их возникновения. Таким образом, осведомленность о возможной ЧС растет постепенно.
Вопрос 17.
Направления обработки информации о чрезвычайных ситуациях
Обработка поступающей в условиях ЧС в штаб информации ведется по четырем основным направлениям.
· В рамках первого направления постоянно ведется обработка текущей информации.
· второе направление является проблемно-функциональным;
· третье — территориальным
· четвертое — обобщающим, в рамках которого интегрируется не только поступающая информация, но и результаты ее аналитического анализа по проблемно-функциональным и территориальным аспектам с целью дальнейшего стратегического обобщения.
Следует отметить, что время для детального анализа и оценки сообщений в условиях ЧС крайне ограничено. Поэтому важно помнить, что текущие, разведывательные необработанные данные вещь опасная, поскольку даже автор того или иного сообщения не может гарантировать его достоверность и полноту. В связи с этим лица, принимающие решения, должны понимать особенности работы с «информационным сырьем», с «сырыми» текущими данными.
Вопрос 18. Понятие достоверности информации. Требования к достоверности информации в различных системах управления
Под достоверностью обработки данных в СОУ понимают некоторую функцию вероятности ошибки, т.е. события, заключающегося в том, что реальные данные в системе не совпадают (в пределах заданной точности) с некоторым их истинным значением.
Использование различных механизмов обеспечения достоверности при обработке данных требует введения в системы обработки данных (СОД) информационной, временной или структурной избыточности. Механизмы обеспечения достоверности при обработке данных представляют собой совокупность методов контроля и выявления ошибок в исходных и получаемых данных, их локализации и исправления.
Целью применения механизмов повышения достоверности при обработке данных является снижение доли ошибок до определенного допустимого уровня. Добиваться стопроцентной достоверности, как правило, нецелесообразно, т. к. это резко повышает сложность системы, стоимость ее разработки и внедрения. В конкретных СОУ на уровне регионов, предприятий и отраслей требуемая достоверность должна устанавливаться с учетом последствий, к которым могут привести возникшие ошибки, и тех затрат, которые необходимы для их предотвращения (см. табл. 8.1.1).
На этапе синтеза создается система обработки данных и обеспечения их достоверности, включающая выбор методов и механизмов обеспечения достоверности и обеспечивающая оптимизацию выбранного критерия при заданных структурных, экономических и технологических ограничениях. Процедура синтеза предусматривает при этом максимизацию достоверности данных или минимизацию затрат на разработку и эксплуатацию при условии обеспечения заданного уровня достоверности.
Задача повышения достоверности при обработке данных в СОУ заключается в контроле правильности данных, обнаружении ошибок и их исправлении на различных этапах обработки.
Исследование проблем обеспечения достоверности в СОУ осуществляется на трех различных уровнях. Первый уровень, синтаксический, связан с контролем и обеспечением достоверности элементарных составляющих данных символов или знаков. На втором уровне, семантическом, обеспечивается достоверность смыслового значения данных, их логичности, непротиворечивости и согласованности. Третий уровень, прагматический, связан с исследованием вопросов достоверности информации при принятии управленческих решений, ее доступности и своевременности, влияния ошибок на качество и эффективность функционирования системы управления.
СО любого класса представляет собой человеко-машинную систему и обладает рядом специфических свойств, основными из которых являются:
многоэтапность обработки данных; использование комплекса вычислительных средств, технических средств подготовки и обработки данных; участие человека на ряде этапов обработки данных; большой объем обрабатываемых данных; многократное использование одних и тех же исходных данных для получения различных выходных результатов.