Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» (1868)
Рассказ о положительно прекрасном человеке. Сконструировал князя Мышкина, так как не нашел его в реальности. Рыцарь бедный из Пушкина, мистер Пиквик из Диккенса (не отделим от комического), Дон Кихот Сервантеса (тоже комический). Но главный источник образа — Христос. Многие слова — прямые парафразы Евангелия. Нет истории формирования Мышкина, приезжает из Швейцарии. В нем есть нечто руссоистское — естественный человек, эпилептик. Это обстоятельство смущало современников. Возможно, это была попытка оправдать его характер. Нет возможности жить в обществе — финальный припадок.
Деятельная любовь. Христианин не может быть по убеждениям, а только по поступкам. В начале романа — история из прошлого. О соблазненной девушке — Марии. В нее кидают камни. Мышкин общается с детьми, нет чувства иерархии.
Тема амбиции растворяется во второстепенных героях. Мышкин абсолютно не амбициозен. Самоумаление. Считает себя худшим. Способен безропотно претерпевать оскорбления. Современная мораль: получив пощечину, должен вызвать на дуэль. Христианская мораль: подставь другую щеку. Как ни странно, никто не осуждает Мышкина после этой истории. Видимо, не все потеряно для современного общества. Кроме того, Мышкин отводит удары от других: когда офицер хочет ударить Настасью Филипповну. Все время выбирает христианский путь. Идея добровольного жертвования. Мышкин пытается спасти Настасью. Князя от Рогожина спасает припадок.
Чудес не совершает. Но есть линия, которая показывает, что князю доступно больше, чем другим. Несмотря на кажущуюся наивность, он оказывается прозорливее других. По портрету Настасьи Филипповны узнает черты ее характера. Рогожину предсказывает преступление. Способность с точностью воспроизводить чужой почерк - «всемирная отзывчивость».
Мир для Мышкина ясен и прозрачен. Удивляется, когда узнает, что Аделаида не может найти сюжет для картины.
Самый абстрактный роман Д. Но в то же время самый социальный. В нем отражены впечатления Д. о поезде за границу. Ощущение ада от Англии: железные дороги — звезда полынь.
Многие герои — дельцы. Генерал ЕпанчИн, Птицын, Ганя. Деньги — стержень сюжета, особенно в первой части. Ганя хочет жениться на Аглае — богатая невеста. Все то же ощущение власти и силы за счет денег. Мысль, схожая со «Скупым рыцарем». Сцена торга у Настасьи. Все буквально поклоняются деньгам.
Немало упоминаний об уголовных делах 60-х годов. Дело Дворского, дело Мазурина. Мрачная атмосфера дома Рогожиных. Дом-тюрьма. В нем не может не совершиться преступление. Любовная страсть Рогожина.
Сюжет сосредоточен вокруг Настасьи Филипповны. Сознательно создает образ, выбивающийся из суммы обстоятельств. Она формируется в противовес обстоятельствам. Сирота. Должна стать красивой игрушкой. Ан-нет. Настасья видит отношение к себе, как к товару. Поэтому ведет себя так. Но, с другой стороны, она чувствует вину. Мышкин — единственный человек, который относится к ней, как к человеку. Платоническая любовь. Постоянно подчеркивается, что князь любит ее жалостью. Настасья отвечает ка бы взаимностью, но уступает Аглае. Это тоже жертва, потому что Настасья понимает, что у нее нет будущего, не хочет князя тянуть за собой.
Единственный роман, в котором есть прямое авторское слово.
Национальный характер. Доведение всего до крайности, свойственной русским. Это и любовная страсть Рогожина, и страсть к самоуничижению Лебедева, и др. Ложь тоже может быть страстью. Но главная страсть — вера. Без нее русский человек жить не может. Вера эта сильна настолько, что человек может убить, предварительно помолившись. Рогожин меняется с князем крестами перед тем, как хочет убить его.
Вопрос о смерти и самоубийстве. Безрелигиозный человек ставит этот вопрос в неразрешимой ситуации. Ипполит Терентьев пишет исповедь, перекличка с подпольным человеком.