Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей
Вопросы к экзамену
1. Организация психологической службы в США и странах Европы.
2. Этапы формирования психологической службы в России.
3. Развитие психологической службы в Республике Беларусь. Современное состояние и перспективы развития.
4. Необходимость создания психологической службы в системе образования, ее цель, задачи, функции.
5. Структура психологической службы, ее составляющие.
6. Положение о психологической службе учреждений образования.
7. Квалификационные требования, предъявляемые к психологу в системе образования.
8. Права психолога, формы их реализации, способы правовой, социальной и моральной защиты.
9. Этический кодекс (этически нормы деятельности психолога).
10. Критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога.
11. Рабочее место педагога-психолога.
12. Психологический инструментарий. Пакет документации психолога. Типы документации.
13. Особенности функционирования психологической службы в различных учреждениях образования
14. Специфика деятельности психологической службы в интернатных и социально-педагогических учреждениях.
15. Мониторинг и критерии оценки работы психологической службы учреждения образования.
16. Основные виды деятельности практического психолога.
17. Работа психолога как диагноста.
18. Психологическая диагностика: структура, цели, задачи, объект.
19. Психологическая коррекция. Типы коррекции.
20. Цель, задачи коррекции психического развития.
21. Принципы коррекционных воздействий. Структура коррекционно-развивающей программы.
22. Психологическое просвещение: задачи, цели.
23. Психологические особенности самопрезентации (самоподачи).
24. Психологическая профилактика: цель, содержание, задачи работы.
25. Психологическое консультирование: цели, задачи.
26. Виды психологического консультирования.
27. Психологическая модель процесса консультирования.
28. Роль и место консультанта в консультировании (требования к личности, система ценностей, влияния профессиональной деятельности на личность, профессиональная подготовка).
29. Организация школьной психологической службы: цель, задачи, направления, специфика.
30. Модель деятельности школьного психолога: основные направления и организация деятельности.
31. Содержание деятельности школьного психолога. Планирование школьной психологической деятельности.
32. Психолог в школе: проблемы взаимодействия.
Тематика рефератов
№ п/п | Тема |
Состояние и тенденции развития психологической службы в РБ. | |
Критерии эффективности психологической службы образования. | |
Мониторинг и критерии оценки работы психологической службы | |
Основные виды деятельности педагога-психолога. | |
Особенности функционирования психологической службы в различных учреждениях образования | |
Квалификационные требования, предъявляемые психологу в системе образования | |
Специфика деятельности психологической службы в интернатных и социально-педагогических учреждениях. | |
Социальный портрет психолога. | |
Психологическая служба г. Витебска. | |
Специфика деятельности психологической службы в психологических центрах | |
Права психолога, формы их реализации, способы правовой, социальной и моральной защиты. | |
Психологические особенности самопрезентации психолога. | |
Психологическая профилактика: цель, содержание, задачи работы. | |
Психологическое консультирование: цели, задачи. Виды психологического консультирования. | |
Роль и место консультанта в консультировании (требования к личности, система ценностей, влияния профессиональной деятельности на личность, профессиональная подготовка). | |
Принципы коррекционных воздействий. Структура коррекционно-развивающей программы. | |
Психологическая диагностика: структура, цели, задачи, объект. | |
Психологическая коррекция. Цель, задачи коррекции психического развития. Типы коррекции. |
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
№ п/п | Перечень | Год издания |
1. | Абрамова Г. С. Практическая психология. – Екатеринбург, 1999 | |
2. | Банщикова Т. Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом : учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования / [под ред. Ю.П. Ветрова]. - Москва : Книголюб, 2004. | |
3. | Битянова М. Р. Организация психологической работе в школе. – М., 1997 | |
4. | Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование – М., 1990. | |
5. | Вачнов И. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие – М., 2002. | |
6. | Введение в психодиагностику /Под род. Гиревича К. М., Борисовой Е. М. – М. 1998 | |
7. | Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2000 | |
8. | Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – М., 1997 | |
9. | Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. и спец. психологии. - Москва : Академия, 2007. - 288 с. | |
10. | Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов на-Д: Феникс, 2003 | |
11. | Качюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999 | |
12. | Методические рекомендации о деятельности СППС учреждения образования. / Сацыяльна-педагагiчная работа. №12 (82), 2007 | |
13. | Милашевич Е.П. Деятельность практического психолога. Витебск: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006 | |
14. | Немов Р. С. Основы психологического консультирования. – М., 1999 | |
15. | Нормативные документы для педагогов-психологов и психологической службы учреждений образования. Сборник / Автор-сост. Сизанов А. Н. – Мн., 2001 | |
16. | Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996. | |
17. | Осипова А. А. Общая психотерапия – М., 2000 | |
18. | Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2006. | |
19. | Психологическая служба: д/с, школа, ВУЗ /Под ред. Котовой И. Б. – Ростов-на-Дону, 1991 | |
20. | Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности /Под ред. Дергача А. А. – М., 1996. | |
21. | Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной – М., 1998 |
Дополнительная литература
№ п/п | Перечень | Год издания |
Вачков И. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психологов»: Учебное пособие – М., 2002. | ||
Дедук О. Ю. Психолог на пороге школы: проблемы адаптации и взаимодействия //Адукация и выхаванне – 1999, №5–6 – с. 74-77 | ||
Клюева Н. В. Технологии работы психологи с учителем. – М., 2000 | ||
Красило А. И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении – М., 1998 | ||
Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000 | ||
Самоукина Н. В. Первые шаги школьного психолога. – М., 2000 | ||
Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / сост. Е.М. Семенова- М.: Изд-во Института психотерапии, 2005 | ||
Я работаю психологом. / Под ред. И. В. Дубровиной – М., 1999 |
Литература для самостоятельного изучения
№ п/п | Перечень | Год издания |
Банщикова Т. Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом : учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования / [под ред. Ю.П. Ветрова]. - Москва : Книголюб, 2004. | ||
Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998 | ||
Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной – Екатеринбург, 1998. | ||
Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. и спец. психологии. - Москва : Академия, 2007. - 288 с. | ||
Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997 | ||
Крайг У. Психология развития. – СПб: Питер, 2000 – (Серия «Мастера психологии») | ||
Карандашев Ю. Н., Сенько Т. В. Психологическая служба в системе образования Методические рекомендации – Мн., 1998. | ||
Немов Р. С. Психология. – М., 1995 – Т. 3 | ||
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994 | ||
Основы психодиагностики /Под ред. Шмелева А. Г. – М.,1996 | ||
Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Изд. центр «Академия», 2005 | ||
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995 |