Тема 13. Психология судебной деятельности по уголовным делам
Вопросы для обсуждения
1. Психологические особенности судебной деятельности.
а) Психологическая характеристика участников уголовного судопроизводства.
б) Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства.
в) Психологические аспекты организации судебного следствия.
г) Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии.
2. Психология судебных прений.
3. Психология подсудимого.
4. Психология постановления и исполнения приговора.
5. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания.
8 Список рекомендуемой литературы и источников
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2 Всеобщая декларация прав человека. Принята сессией Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1948г.).
II. Обязательная литература
1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб., 2008. С.221-229.
III. Дополнительная литература
1. Организованная преступность : Курс лекций – СПб.: Питер,2002.
2. Практикум по юридической психологии / Д.А. Сорокотягина, И.Н. Сорокотягин. – Ростов н / Д.: Феникс, 2007.
3. Ривман, Д.В. Криминальная виктимология – СПб.: Питер, 2002.
4. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. — М., 2001
Тема 14. Исправительная (пенитенциарная) психология.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие исправительной (пенитенциарной) психологии, её предмет и задачи.
2. Психология личности отбывающей наказание. Методы воздействия на осужденного в целях его ресоциализации.
3. Система правомерного психического воздействия на личность осужденного
4. Жизнедеятельность и психологическое состояние предварительно заключённых и осужденных.
5. Формирование социально-адаптивного типа поведения.
6. Учет психологических особенностей личности при индивидуализации наказания.
8 Список рекомендуемой литературы и источников
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2 Всеобщая декларация прав человека. Принята сессией Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1948г.).
II. Обязательная литература
1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб., 2008. С.221-229.
III. Дополнительная литература
1. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Г. Психология преступления и наказания. — М., 2000.
2. Балабанова, Л.М. Судебная патопсихология. – Д.: Сталкер, 2003.
3. Васильев В. Л. Юридическая психология. — М., 1991, СПб, 2000.
4. Еникеев М. И. Энциклопедия. Юридическая психология. — М., 2001,
Тема 15. Психология гражданско-правового регулирования
И гражданского судопроизводства.
Вопросы для обсуждения
1. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования.
2. Психология участников гражданского процесса.
3. Психология межличностного взаимодействия и судебной речи в гражданском процессе.
4. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском процессе.
5. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе.
6. Психология познания судом обстоятельств дела и принятия судебных решений.
7. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.
8 Список рекомендуемой литературы и источников
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята сессией Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1948г.).
II. Обязательная литература
1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб., 2008. С.221-229.
III. Дополнительная литература
1. Балабанова, Л.М. Судебная патопсихология. – Д.: Сталкер, 2000. С.8-108.
2. Волков В.Н., Янаев С.Н. Юридическая психология. – М., 2001. С.211-219.
3. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 1998. С.298-301.
4. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. – М., 2000. С.23-99.
Тема 16. Психология деятельности арбитражного суда.
Вопросы для обсуждения
1. Психологическое взаимодействие участников арбитражного суда.
2. Преодоление арбитражным судом истинных и ложных конфликтов.
3. Психологические аспекты деятельности нотариата.
8 Список рекомендуемой литературы и источников
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята сессией Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1948г.).
II. Обязательная литература
1. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб., 2008. С.221-229.
III. Дополнительная литература
1. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Г. Психология преступления и наказания. — М., 2000.
2. Балабанова, Л.М. Судебная патопсихология. – Д.: Сталкер, 2003.
3. Васильев В. Л. Юридическая психология. — М., 1991, СПб, 2000.
4. Еникеев М. И. Энциклопедия. Юридическая психология. — М., 2001,
№ п.п. | Тема и содержание занятия | Образовательные технологии, в т.ч. инновационные | Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные | Формируемые компетенции |
1. | Понятие о психике. Нейрофизиологические основы психики человека. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; |
2. | Познавательные процессы. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | Практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; |
3. | Эмоционально-волевые процессы и состояния. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; |
4. | Психология личности. Психические состояния личности. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; |
5. | Предмет, методы и структура юридической психологии | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; |
6. | Задачи, принципы и проблемы криминальной психологии. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; |
7. | Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; |
8. | Психология судебной деятельности по уголовным делам. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | практическое занятие; семинарское занятие; эксперимент; контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; консультация; деловая игра; круглый стол, научная дискуссия; диспут; презентация; скрин-шот (краткое изложение); имитация принятия решения в искусственно созданной ситуации; кейс-метод (разбор конкретных ситуаций); групповая динамика; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; |
Самостоятельная работа
№ п.п. | Раздел или тема, выносимые на самостоятельное изучение | Образовательные технологии, в т.ч. инновационные | Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные | Формируемые компетенции | |
1. | Понятие о психике. Нейрофизиологические основы психики человека. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | |
2. | Познавательные процессы. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | |
3. | Эмоционально-волевые процессы и состояния. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | |
4. | Психология личности. Психические состояния личности | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | |
5. | Предмет, методы и структура юридической психологии | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | |
6. | Краткий очерк исторического развития юридической психологии. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | |
7. | Право как фактор социальной регуляции поведения личности | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | |
8. | Правовая социализация личности. | технология предметно-ориентированного обучения; технология эвристического обучения; технология развивающего обучения; технология профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология информационного обучения; технология проектного обучения; технология группового обучения; технология игрового обучения; технология ситуативно-ролевого обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология обучения в сотрудничестве; портфолио – технология поиска и накопления информации; технология актуализации потенциала субъектов образовательного процесса; технология организации самостоятельной работы; технология коллективной мыслительной деятельности; технология развития критического мышления; технология экспертно-оценочная; технология теоретического моделирования. | контрольная работа; коллоквиум; самостоятельная работа; решение ситуативных задач; | ОК-3,4; ПК-2, 9, 16; | |
Промежуточная аттестация – зачет | |||||
Вопросы для самоконтроля по самостоятельно изученным темам