Лунные и солнечные затмения 9 страница

АФИНА, в греческой ми­фологии богиня мудрости и справедли­вой войны. Догреческое происхожде­ние образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости», греч. «мысль», «размышление») позднего происхож­дения — периода оформления класси­ческой олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, про­глотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), рас­коловшего ему голову топором, сам произвёл на свет А., которая появи­лась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку это со­бытие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, А. полу­чила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение А. изображено в этом мифе с позиций героической мифоло­гии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское органи­зующее начало. А. является как бы непосредственным продолжением Зев­са, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осущест­влённая в действии. Постепенно ма­теринство Метиды принимает всё бо­лее отвлечённый и даже символиче­ский характер, так что А. считается порождением одного Зевса и прини­мает на себя функции божества муд­рости, так же как Зевс воспринял их от Метиды. А.— одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития грече­ской мифологии — матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её — ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, А. сохранила свою матриар­хальную независимость, проявлявшу­юся в понимании её как девы и защит­ницы целомудрия. На древнее зоомор­фическое прошлое богини указывают её атрибуты — змея и сова. Гомер называет А. «совоокой», орфический гимн (XXXII 11) — «пестровидной змеёй». А.— покровитель­ница змей. Мощная, страшная, совоокая боги­ня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гиганта­ми. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она на­валивает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения. Она — убийца горгоны Меду­зы и носит имя «горгоноубийцы». А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей лю­бимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, А. вместе с тем наделила его пророческим даром. Велик был её гнев на Арахну, посмевшую поста­вить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-ор­ганизующими функциями: она покро­вительствует героям, защищает об­щественный порядок и т. п. Она ста­вит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу. Зевс послал А. на помощь Ге­раклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида. Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Ти- дея. Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одис­сее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешатель­ства А. Она — главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. А.—за­щитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), нося­щая имя «градозащитницы». А. — богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью». Мудрость А. иная, чем муд­рость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государствен­ных делах. Для поздней античности А. явилась прин­ципом неделимости космического Ума и символом всеобъем­лющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательни­ца и покровительница афинской госу­дарственности почиталась А.— Фрат­рия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»). Хотя культ А. был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), осо­бенно почиталась А. в Аттике, в Афи­нах (название города Афины греки связывали с именем богини — покро­вительницы города). Ей были посвя­щены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастани­ем хлеба), плинтерии (начало жатвы),омовение статуи А., юноши приносили клятву гражданского слу­жения богине. Всеобщий характер но­сил праздник великих панафиней — апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Те­сей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, иг­ре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гиганто- махии. В Риме А. отождествлялась с Ми­нервой. Римским празднествам Минер­вы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия. На протяжении всей антич­ности А. остаётся свидетельством ор­ганизующей и направляющей силы ра­зума, который упорядочивает косми­ческую и общественную жизнь, про­славляя строгие устои государства, основанного на демократическом зако­нодательстве.

АФРОДИТА, в грече­ской мифологии богиня любви и красо­ты. Богиня малоазийского происхож­дения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: соглас­но одной — поздней, она — дочь Зев­са и Дионы; сог­ласно другой, она родилась из крови оскоплён­ного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» и одного из её прозвищ — Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала кос­мическими функциями мощной, про­низывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О при­роде вещей». А. представ­лялась как богиня плодородия, веч­ной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священноса- довая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Го­ры) и нимф. А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в пла­вании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. По своему восточному проис­хождению А. близка и даже отождествляется с восточными богинями плодородия. А. появляется в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медве­дей, усмирённых вселённым в них бо­гиней любовным желанием. В сохра­нившемся фрагменте вляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египет­ской Исидой. Подобно этим трагедии Эсхила «Данаиды» А. тоже выступа­ет как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты боги­ни, сближающие её также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувст­венный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гете­рой и блудницей), постепенно архаи­ческая богиня с её стихийной сек­суальностью и плодовитостью превра­тилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпий­ских богов. Эта классическая А. — дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гоме­ровском гимне (VI) богиня появляет­ся из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. — Киприда, «кипророждённая»). Горы в золотых диа­демах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серь­гами, а боги при виде «фиалковенчан- ной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются жела­нием взять её в жёны. Мужем А. яв­ляется Гефест — самый искусный мас­тер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у накова­лен в своей кузнице, а Киприда, не­жась в опочивальне, расчёсывает зо­лотым гребнем кудри и принимает гос­тей — Геру и Афину. Любви А. домогались Посей­дон и Арес. О любви Ареса и А. по­вествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистиче- ская символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония. Первоначально Эрот — космическое божество, порождение Хаоса, в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самосто­ятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спут­ником, крылатым мальчиком, воору­жённым луком и стрелами, вселя­ющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом). Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены. А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной за­щитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вме­шивается в сражение, в котором со­вершает свои подвиги Диомед, и пыта­ется вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от воз­любленного Анхиса. Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку, так что Энея подхватывает ее,а Аполлон, за­крывает его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объя­тия мать Диона. А. под­нимают на смех Гера и Афина — её постоянные противницы, и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки. А. с наслаждени­ем внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоно­гому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., при­писывает ей обычные любовные функ­ции — сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий». В Гомеровском гимне (IV) А. изобража­ется влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама А. наде­лена чертами матриархальной вла­дычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, по­добной истории Кибелы и Аттиса. В гомеровском эпосе А. принимает всё более кокетливые черты и отно­шение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест — закон­ный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефес­том по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты. Хотя появление классической А. всё ещё внушает ужас, она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная», «еладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического де­монизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заклю­чены любовь, желание, слова оболь­щения, «в нём заключается всё». Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо, в котором богиня именуется «пестротронной» и «плетущей козни»; на зо­лотой колеснице, запряжённой воро­бушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для по­этессы союзницей в любовном сви­дании. Помогая любящим, А. пресле­дует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцис­са, внушила противоестественную лю­бовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила от­вратительным запахом). Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («не­бесной») и А. Пандемос («всенарод­ной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворён­ность, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождени­ем от неба — Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понят­ная всем, не столь древняя и не свя­занная с небом, а дочь Зевса и мало­значительной Дионы. Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже ски­фов. Ксенофонт и Павсаний упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и са­мым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала боги­ню вооружённой. А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сооб­щает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город». Здесь вполне ясно подчёрки­вается общегосударственный смысл культа А. Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в горо­де Пафос, где находился храм, имев­ший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Осо­бенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почи­талась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через свое­го сына — троянца Энея, отца Юла — легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера — «рода Энеева мать» — постоянная покро­вительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибы­тия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

АФФЕКТ– см. Эмоции (виды) (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект приводит к затормаживанию психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций возникает в ответ на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам предъявляет их себе), и возможностями выполнить эти требования. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации — оцепенение, бегство, агрессия. Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта — завершиться потерей сознания и полной амнезией

Другая важная особенность аффекта состоит в том, что по мере повторения отрицательных аффектов, вызванных одними и теми же или сходными факторами, их проявление может усиливаться, создавая иногда картину патологического поведения. Наличие сильных аффективных состояний во время совершения действия рассматривается законом как обстоятельство, снижающее меру ответственности за эти действия

Аффект может быть «сниженным» (негативным, отрицательным) или «повышенным» (позитивным, положительным). Если снижение аффекта неадекватно ситуации, или не связано с ситуацией вообще, то такое снижение аффекта называют депрессия. Если же наоборот, аффект повышен неадекватно ситуации, или же его повышение вообще не связано с оценкой ситуации, то такое повышение аффекта называют мания. Аффект может быть также адекватным или неадекватным содержанию мышления. Кроме того, различают аффект выраженный (сильный, яркий) и не выраженный (тусклый, сглаженный).

Предупреждение аффекта возможно путем избегания порождающих его ситуаций, выполнения отвлекающих действий, представления нежелательных его последствий и т. п. Устойчивость к вовлечению в состояние аффекта зависит от уровня развития моральной мотивации личности.

АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ - аффект, как особенность или тип поведения и, следовательно, предмет изучения в психологии, представляет собой одну из наименее понятых и наиболее трудных проблем в данной области. Термин «аффект» охватывает широкий круг понятий и феноменов, включ. чувства, эмоции, настроения, мотивацию и нек-рые влечения и инстинкты, и используется для указания на них как по отдельности, так и в целом. Гнев, радость, страх, смех, грусть, тревога, гордость, любовь, ненависть и т. д., несмотря на занимаемое ими центральное место в челов. опыте, практически не получили должного объяснения в психологии. Теоретики и исследователи искали подступы к аффекту с самых разных сторон, часто используя уникальные, противоречащие друг другу или взаимоисключающие концептуализации и операциональные определения, что привело к путанице и к тому, что прогресс в изучении аффекта и др. родственных или синонимичных ему конструктов замедлился. Психология А. р. преследует цель описания, составления карты и объяснения процессов переживания, дифференциации и выражения аффекта. Чаще всего А. р. рассматривается в дихотомии с когнитивным развитием или даже как его контрапункт, что отражает давний интерес к дуализму души и тела и столь же давнее противопоставление мышления и чувства. Дискуссии ведутся, гл. обр., о превосходстве одного над другим и характере их взаимодействия или взаимовлияния. Объекты ссылок и решения часто отыскиваются в соц. сфере, будь то соц. познание или объектные отношения, в силу комплексности и заметности межличностных и внутриличностных отношений в мыслях, чувствах, аттитюдах и поведении. Для построения теории или проведения эмпирического исслед. допустимы любые гипотетические концептуализации, важно лишь помнить о комплексном характере А. р. и ограниченности, на данный момент, наших знаний в этой области. С первых дней своего существования психоанализ как клиническая и генетическая психология был сконцентрирован на А. р. Психологи, попавшие под влияние идей организменной генетической психологии, высказанных X. Вернером в 1940 г., так же проявляли устойчивый интерес к А.р. В 70-х и 80-х гг. совпадение ряда теорет. и методологических достижений вызвало возрождение интереса к А. р. и придало приоритетное значение и законность его исслед.

Модели А. р. различаются акцентом на биолог. основах или факторах социализации. Дарвинистские и этологические модели придают особое значение врожденному сложному поведению и часто основываются на постулате о специфичности ЦНС и соответствии между стимулом и аффективной реакцией индивида. Модели социализации ставят в центр процессы научения, особенно во взаимодействии младенца и матери, и ситуативные или средовые влияния на аффективный опыт и его выражение. Опора на ту или иную модель, конечно, влияет на способ понимания или исслед. А. р. Напр., биологически ориентированных исследователей может больше привлекать измерение электрофизиологической реактивности или нейрофизиологических коррелятов специфических эмоций, тогда как приверженцев модели социализации может больше интересовать наблюдение за качеством привязанности «родитель—ребенок» и реакциями отделения в течение какого-то времени. По-видимому, многообразие моделей и теорет. перспектив просто необходимо для нашего продвижения в понимании А. р., и действительно, такие комплексные и интегративные подходы характерны для совр. теорий А. р., таких как организационная перспектива Сроуфа и теория дифференциальных эмоций Томкинса и Изарда. В своем обзоре совр. знаний об А. р. Ярроу констатирует следующее:

«Эмоциональная экспрессия может быть лучше всего понята в контексте возрастного развития, в структуре психологических изменений, сопровождающих возрастающую автономию младенца и усиливающееся сознание способности управлять людьми, объектами и собой, и в структуре когнитивных изменений, связанных с развивающейся памятью и достижением понимания постоянства объекта. Аналогично, двигательное выражение эмоции и способность сдерживать и корректировать реакции на эмоциональные стимулы зависят от созревания центральной нервной системы. При изучении хода возрастного развития эмоциональной экспрессии выясняется, что в некоторых своих аспектах эмоциональное и когнитивное развитие идет по параллельным линиям; в других случаях когнитивный навык оказывается необходимым как условие эмоциональной экспрессии. Хронологический возраст не является простой переменной; это лишь грубый показатель психологических изменений, связанных с изменяющимися возможностями ребенка...»

АФФЕРЕНТНЫЕ НЕЙРОНЫ — нейроны, воспринимающие информацию. Как правило, афферентные нейроны имеют большую разветвленную сеть. Это характерно для всех уровней ЦНС. В задних рогах спинного мозга афферентными являются чувствительные нейроны малых размеров с большим числом дендритных отростков, в то время как в передних рогах спинного мозга эфферентные нейроны имеют тело большого размера, более грубые, менее ветвящиеся отростки. Эти различия нарастают по мере изменения уровня ЦНС к продолговатому, среднему, промежуточному, конечному мозгу. Наибольшие различия афферентных и эфферентных нейронов отмечаются в коре большого мозга.

АФФЕРЕНТНЫЕ НЕРВНЫЕ ВОЛОКНА (лат. afferens, приносящий) - центростремительные нервные волокна - нервные волокна (отростки нервных клеток), по которым возбуждение передается от тканей к центральной нервной системе. При действии стимулов (влияний среды на органы чувств) в рецепторах возникают потенциалы, которые вызывают возбуждение афферентных сенсорных нервных волокон которое дальше передается в центральную нервную систему . В желудочках сердца расположены рецепторы растяжения . Афферентные волокна от них идут в составе блуждающих нервов . Афферентные волокна от рецепторов растяжения легких также идут в составе блуждающих нервов . Нервные структуры, ответственные за регуляцию водно-солевого баланса, локализованы в промежуточном мозге , особенно в гипоталамусе и соседних областях. Во фронтальной части гипоталамуса расположены многочисленные осморецепторы , которые активируются повышением внутриклеточной концентрации солей при утрате клетками воды и служат чувствительным аппаратом жажды. Кроме того, предполагают, что рецепторы растяжения в стенках крупных вен вблизи сердца также участвуют в регуляции водного баланса и возникновения ощущения жажды при потере воды из внеклеточного пространства. Гипоталамус является важным центром передачи информации от афферентных волокон блуждающего нерва, связанных с рецепторами растяжения, в центральную нервную систему.

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ (от лат. afferens (afferentis) — приносящий) — в теории функциональной системы (П. К. Анохин) синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Память трактуется при этом как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация — как конкретизация одной из потребностей организма. При афферентном синтезе благодаря мотивации актуализируются все системы, деятельность которых когда-либо приводила к удовлетворению данной потребности. Информация о среде помогает достигнуть требуемых в данной обстановке результатов. Окончательное решение осуществляется в тот момент, когда какое-либо событие — пусковой стимул — дает перевес одной из систем, уже выбранных под действием мотивации и обстановки. В связи с тем, что иерархическая организация систем в памяти отражает эволюционную и индивидуальную историю приспособительных соотношений организма со средой, существует и соответствующая иерархия афферентного синтеза. Подобно любому системному процессу афферентный синтез имеет место не в какой-либо отдельной структуре мозга, а представляет собой процесс взаимодействия нейронов самой различной (центральной и периферической, афферентной и эфферентной) морфологической принадлежности в объеме всего мозга и организма.

АФФИЛИАЦИЯ –(от англ. To affiliate – присоединять, присоединяться) – стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию (см. стресс). При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных приделах, близость людей приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование А. вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

АХАМОТ (греч. «премудрость»), Эннойя (греч. «помышле­ние»), в представлениях гностиков — последователей Валентина (из Египта, 2 в.) гипостазированное «помышле­ние» падшей Софии («премудрости бо- жией»), духовный плод её грехопаде­ния. София, на правах 12-го зона за­мыкавшая плерому, возжелала в стра­стном порыве устремиться непосредст­венно к недостижимому безначально­му «отцу эонов», нарушая этим иерар­хическую жизнь плеромы и её замкну­тость как целого; такой порыв привёл к излиянию части сущности Софии, из которой возникла А. Порождённая одной Софией, без участия мужского эона, А. являла собой неоформленную субстанцию; вся жизнь А. сводилась к аффективно-страдательным состоя­ниям (печаль, страх, недоумение, не­ведение). Так вне плеромы впервые возникает мучительное и дисгармо­ническое бытие как прообраз имею­щего явиться космоса, и бытие это содержит три уровня: из «страстей» А. рождается материя (пока ещё аб­страктная материя как чистая по­тенциальность), из её «обращения» — стихия души, а она сама слита со всем этим как пленённая духовная субстанция. Чтобы остановить расте­кание плеромы через А. и прогресси­рующее порабощение света тьмой, «отец эонов» создаёт Предел — новый эон, не имеющий четы; затем «в оплот и укрепление плеромы» рождена чета эонов — Христос и Церковь. Этот Христос (не богочеловек Иисус Хрис­тос, а внеисторическое духовное суще­ство) сообщает А. оформленность. Тогда А. желает в свою очередь офор­мить душевно-телесный уровень бы­тия: из духовной субстанции она про­изводит демиурга, который при её тай­ном, неведомом ему содействии творит материальный космос — семь небес, землю, человека.

АХАНКАРА(санскр. букв. «творец Я») в индуизме понятие, означающее вычленение из реальности, к-рая есть Единство, чего-то отдельного или части. Фундаментальная ошибка разума заставляет его рассматривать все и всех в виде отдельных единиц, личностей или сущности. Понятие «А» традиционно используется для обозначения свойства разума приписывать некой группе объектов и атрибутов (включающих в себя человеческое тело и разум) характеристики определенной сущности, затем называть эту сущность своей личностью, своим Я. Согласно воззрениям индуизма, последнее понятие применимо лишь к атме.

АХЕМЕНИДСКАЯ ДИНАСТИЯ - В период правления Ахеменидской династии в Персии (VI-IV вв.до н.э.) зороастрийское учение видоизменилось и приобрело форму «зерванизма» (от древнеперсидского «зерван», -бесконечное время), согласно которому добрый дух Ахура-Мазда ( Ормузд) и злой дух Ангхро-Манью (Ариман) являются сыновьями–близнецами «бесконечного времени». Обладая равной силой, каждый из них правит по три тысячи лет.

АХЕР0НТ, в греческой ми­фологии одна из рек в аиде, через которую Харон перевозит души умер­ших . А. постепенно переходит в болото или Ахерусийское озеро.

АХИ БУДХНЬЯ (др.-инд. «змей глубин»), персонаж ведий­ской мифологии, обладающий змеиной природой. В «Ригведе» упоминается 12 раз в гимнах «Всем богам», обычно в связи с Аджа Экападом, Апам Нача­том, Савитаром, океаном, потоком. Он связан с низом и водами, рождён в во­дах и сидит в глубине рек, имеет от­ношение к морю. Вместе с тем А. Б. в какой-то мере причастен к небу и земле, солнцу и месяцу, горам, расте­ниям, животным. В своих истоках А. Б. идентичен с Вритрой.

АХИЛЛ, Ахиллес, в греческой мифологии один из величай­ших героев Троянской войны, сын ца­ря мирмидонян Пелея и морской боги­ни Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днём натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в ог­не, вырвал его из рук матери. Согласно другой вер­сии, Фетида купала А. в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахил­лесова пята»). Оскорблённая вмеша­тельством Пелея, Фетида покинула му­жа, и тот отдал А. на воспитание муд­рому кентавру Хирону, который вы­кормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению. Как самый юный из поколения героев — будущих участ­ников Троянской войны — А. не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватов­ства Хирон, обладавший даром пред­видения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судь­бой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там А. жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака А. с дочерью Ликомеда — Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия А. поход под Трою обре­чён на неудачу, они отправили на Ски­рос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спут­ники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с ору­жием (мечом,щитом и стрелами), А. естественно выдал себя, взяв оружие.

Наши рекомендации