Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)
Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары
Факультет социальной работы
Специальность «Психология»
Кафедра психологии и педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
подисциплине «Социально-психологические технологии с семьёй»
на тему:
«Проект оказания психологической помощи семье Изотовых»
Работу выполнила
студентка 4 курса
группы ЗП1-07
ФирсоваВ.П.
Проверил:
Сергеева
Чебоксары- 2012 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.......................................................................................3
2.Этапы и формы работы с семьёй Изотовых.....................................................3
3. Описание конкретной семьи..............................................................................4
4.Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)..........5
5. Организация диагностической работы с семьёй Изотовых............................5
6. Описание методов оказания психологической помощи семье Изотовых..................................................................................................................6
Список использованной литературы...................................................................10
Приложение............................................................................................................11
Пояснительная записка
Состав и структура семьи Изотовых
Мать | Изотова Светлана Николаевна | |
Рождение | 6 авг. 1970 | Алексеевское РТ |
Брак | Не состояла |
Дети | Сын | |
Юрий Изотов | ||
Пол | Мужской | |
Рождение | 10 июл. 2000г | Инвалид |
Примечание:
Мать- педагог начальных классов. Любит детей. В браке не состояла. Воспитывает сына одна.
Сын- инвалид.
Цели проекта :
· выявить особенности взаимоотношений в семье;
2.Этапы и формы работы с семьёй Изотовых
Основные этапы работы с семьёй
1. Диагностическое исследование.
2. Консультативно-профилактическая работа
3. Анализ и результаты оказания психологической помощи семье.
Описание семьи Изотовых
Мать – Изотова Светлана Николаевна, педагог по образованию, в браке не состояла. У неё был гражданский муж, с которым они прожили три года. Но после рождения сына- инвалида, мужчина ушёл из семьи.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи.
Семья Изотовых испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают нарушение спокойствия, тишины, так как ребенок-инвалид с задержкой умственного развития. Окружающие часто уклоняются от общения с ребёнком. Юрий практически не имеет возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация приводит к личностным расстройствам эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Мать старается воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность.
Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)
№ | Тип проблемы | Субъекты | Содержание проблемы | Возможные причины | Возможные пути решения (методы) |
Характеристика семьи: семья неполная, один ребёнок- инвалид, отношения в семье доверительные. Мать очень балует своего ребёнка, ни в чём не отказывает. Мама-педагог начальных классов, работает в школе. Коммуникативные связи семьи ограниченны. | |||||
Личностные расстройства эмоциональной сферы ребёнка - инвалида | Ребёнок 12 лет | 1.Трудности в общении со сверстниками. 2.Проявление расстройства настроения. 3. Депрессия с последующей маниакальной симптоматикой | 1.Неумение сдерживаться, возмутительное поведение. 2.Трудности с засыпанием. 3.Психические заболевания. | 1.Беседа, консультирование матери ребёнка. 2. Песочная сказко терапия ребёнком |
5. Организация диагностической работы с семьёй Изотовых
Основными методами, позволяющими выявить психологические особенности детей – инвалидов являются: беседа с родителями и тecт-опросник родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
1. Беседа-- наиболее известный метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, и при изучении психологических особенностей детей- инвалидов этот метод может стать информативным. Это наиболее распространённый метод исследования, который непосредственно входит работу психолога- консультанта. Мы проводили беседу по вопросам и оценивали каждый ответ. ( Приложение1)
Оценка результатов: за каждый положительный ответ дается 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
5 баллов и выше- высокий уровень
3-4 балла – средний уровень
2 балла и меньше- низкий уровень