Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Факультет социальной работы

Специальность «Психология»

Кафедра психологии и педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

подисциплине «Социально-психологические технологии с семьёй»

на тему:

«Проект оказания психологической помощи семье Изотовых»

Работу выполнила

студентка 4 курса

группы ЗП1-07

ФирсоваВ.П.

Проверил:

Сергеева

Чебоксары- 2012 г.

Содержание

1. Пояснительная записка.......................................................................................3

2.Этапы и формы работы с семьёй Изотовых.....................................................3

3. Описание конкретной семьи..............................................................................4

4.Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)..........5

5. Организация диагностической работы с семьёй Изотовых............................5

6. Описание методов оказания психологической помощи семье Изотовых..................................................................................................................6

Список использованной литературы...................................................................10

Приложение............................................................................................................11

Пояснительная записка

Состав и структура семьи Изотовых

Мать Изотова Светлана Николаевна
Рождение 6 авг. 1970 Алексеевское РТ
Брак   Не состояла
Дети Сын
Юрий Изотов
Пол Мужской
Рождение 10 июл. 2000г Инвалид

Примечание:

Мать- педагог начальных классов. Любит детей. В браке не состояла. Воспитывает сына одна.

Сын- инвалид.

Цели проекта :

· выявить особенности взаимоотношений в семье;

2.Этапы и формы работы с семьёй Изотовых

Основные этапы работы с семьёй

1. Диагностическое исследование.

2. Консультативно-профилактическая работа

3. Анализ и результаты оказания психологической помощи семье.

Описание семьи Изотовых

Мать – Изотова Светлана Николаевна, педагог по образованию, в браке не состояла. У неё был гражданский муж, с которым они прожили три года. Но после рождения сына- инвалида, мужчина ушёл из семьи.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи.

Семья Изотовых испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают нарушение спокойствия, тишины, так как ребенок-инвалид с задержкой умственного развития. Окружающие часто уклоняются от общения с ребёнком. Юрий практически не имеет возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация приводит к личностным расстройствам эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Мать старается воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность.

Характер психологических проблем семьи (карта проблемного поля)

Тип проблемы Субъекты Содержание проблемы Возможные причины Возможные пути решения (методы)
Характеристика семьи: семья неполная, один ребёнок- инвалид, отношения в семье доверительные. Мать очень балует своего ребёнка, ни в чём не отказывает. Мама-педагог начальных классов, работает в школе. Коммуникативные связи семьи ограниченны.
Личностные расстройства эмоциональной сферы ребёнка - инвалида Ребёнок 12 лет 1.Трудности в общении со сверстниками. 2.Проявление расстройства настроения. 3. Депрессия с последующей маниакальной симптоматикой 1.Неумение сдерживаться, возмутительное поведение. 2.Трудности с засыпанием. 3.Психические заболевания. 1.Беседа, консультирование матери ребёнка. 2. Песочная сказко терапия ребёнком  

5. Организация диагностической работы с семьёй Изотовых

Основными методами, позволяющими выявить психологические особенности детей – инвалидов являются: беседа с родителями и тecт-опросник родительского отношения к детям (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)

1. Беседа-- наиболее известный метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, и при изучении психологических особенностей детей- инвалидов этот метод может стать информативным. Это наиболее распространённый метод исследования, который непосредственно входит работу психолога- консультанта. Мы проводили беседу по вопросам и оценивали каждый ответ. ( Приложение1)

Оценка результатов: за каждый положительный ответ дается 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.

5 баллов и выше- высокий уровень

3-4 балла – средний уровень

2 балла и меньше- низкий уровень

Наши рекомендации