Глава 17. Этика и этикет 471



Глава 17. Этика и этикет 471 - student2.ru Глава 17. Этика и этикет 471 - student2.ru Глава 17. Этика и этикет 471 - student2.ru быть интересной для всех участвующих. Среди малознакомых лю­дей можно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке. Можно предложить обсуждение прочитанной книги или последних научных достижений, что может дать толчок для возник­новения новых тем и мыслей. Обычно всех привлекают также по­литические события. Однако в условиях «всеобщей политизации» опасайтесь, чтобы разговор на эту тему не перешел в жаркие поли­тические баталии.

При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружа­ющих.

Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах работы, а обсуждающему план работы — о своей вчерашней вечеринке. Не жа­луются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры, так как это может поставить собеседника в неловкое положение.

В обществе не рассказывают страшных историй, и вообще избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. В комнате больного не говорят о смерти, больному не говорят о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить.

В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катаст­рофах, в машине — об автомобильных авариях.

За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рас­сматривают с неодобрением. Похвалив же домашний стол, вы доставите удовольствие хозяйке.

Во время разговора не проявляют излишнего любопытства. На­стойчиво проникать в чужие интимные дела — невежливо и, как уже говорилось, бестактно. Поэтому, например, не принято спраши­вать о возрасте женщины. Еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.

Об окружающих можно говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к че­ловеку и где начинается сплетня или того хуже — клевета. Иро­ничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.

Как вести беседу? Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая

в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше. Хозя­ин следит за тем, чтобы разговор велся в рамках приличий.

Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопу­стимы пошлости, вне зависимости от того, в каком виде они преподно­сятся.

Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из присут­ствующих не может принять участия. Тактичный и вежливый собе­седник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая нико­му явного предпочтения.

Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непремен­ное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нуж­но сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам ни было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслу­шать до конца мысль или рассказ другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, ког­да чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит на­чинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда старший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Мо­лодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в бесе­ду. В свою очередь, старшие должны давать молодым возможность выс­казаться, не прерывать их.

Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать его тактично, не высмеивая окружающих, не подтрунивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.

По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо воспи­танный человек держится скромно и спокойно, делая вид, что не замечает его оплошностей. Если же необходимо поправить говоря­щего, стараются делать это деликатно, не обижая его, прибегая к по­мощи выражений типа: «простите, вы не ошиблись?» и т.п. Оши­биться может каждый. Но тот, кто заметил ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.

Невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами, такими как: «не­правда», «вы ничего не смыслите в этом», «это ясно, как божий день,

472 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 17. Этика и этикет

473



Глава 17. Этика и этикет 471 - student2.ru Глава 17. Этика и этикет 471 - student2.ru Глава 17. Этика и этикет 471 - student2.ru и известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить веж­ливо, не оскорбляя другого, например: «простите, но я с вами не согла­сен», «мне кажется, что вы не правы...», «я придерживаюсь другого мне­ния...» и т.п.

Если все общество говорит на одном языке, невежливо говорить с кем-нибудь на другом. Если среди собравшихся находится человек, не владеющий местным языком, ему стараются перевести разговор.

Невежливо также отделяться от общества, с целью организовать отдельный «клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незаметно уединяются.

Беседуя с другими, не занимайтесь посторонними вещами, не чи­тайте, не разговаривайте с соседом, не играйте с каким-либо предме­том, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядом мимо собеседника. Такое поведение оскорб­ляет. К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в гла­за, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.

Воспитанный человек не расцвечивает свою речь сильными вы­ражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других. Не тараторьте, но и не растягивайте слова; не бормочите под нос, ной не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не похло­пывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, ire брызжите слюной. Гром­кий, привлекающий внимание смех неприличен.

17.5. Этикет официальных и неофициальных мероприятий

В последние годы активно расширяются международные свя­зи -ив русле народной дипломатии, и по линии экономических, коммерческих, культурных отношений. Эти связи предполагают соблюдение в процессе общения определенных традиций и услов­ностей, правил и норм, принятых во всем цивилизованном'мире. По отношению человека к этим нормам и правилам, по его поведению люди судят не только о нем самом, но и о представляемом им наро­де в целом. Поэтому соблюдение общепринятых норм и правил имеет не только нравственное, но и политическое значение.

К официальным мероприятиям международного ранга относятся раз­личные церемонии и приемы, в том числе дипломатические, устраивае­мые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций. На этих мероприятиях особенно строго придерживаются дипломатического этикета — совокупности общепринятых правил, традиций, условностей, соблюдаемых правитель­ствами, государственными представительствами за рубежом и их со­трудниками при общении.

Современный уровень международного общения предполагает участие в официальных мероприятиях не только дипломатов и по­литиков, но и деловых людей и специалистов. Встречи с зарубеж­ными партнерами по бизнесу и презентации, проводимые внутри страны с отечественными партнерами, да и просто общение с друзь­ями в гостях или ресторане тоже должны проходить на достаточно высоком уровне, с соблюдением международных правил этикета. Все это требует знания специфических норм и правил, характерных для этикета официальных и неофициальных мероприятий. Пред­лагаем некоторые из них Вашему вниманию.

Наши рекомендации