Отношение современного общества
И ГОСУДАРСТВА К СЕКСУАЛЬНОМУ
НАСИЛИЮ
Впоследние несколько лет средства массовой информации, социальные службы и правоохранительные органы стали намного более открыто обсуждать вопросы, касающиеся инцеста и других форм сексуального насилия. Раньше факты сексуального насилия составляли тайну за семью печатями, на их обсуждение было наложено строжайшее табу. Усиление внимания к этому явлению во многих штатах привело к принятию законов, которые
дают право специалистам обнародовать случаи сексуального насилия, что в целом можно оценить как позитивный шаг к открытости общества.
Теперь к сексуальному насилию и инцесту относятся как к феноменам, которые необходимо обсуждать, изучать и которыми должны заниматься психотерапевты. Тема инцеста едва ли не каждый день затрагивается в местных и общенациональных средствах массовой информации.
Отрицательной стороной возросшего социально-политического интереса к теме сексуального насилия, включая инцест, являются острые эмоциональные реакции, возникающие не только у обычных людей, но и у специалистов, работающих в системе социального обеспечения (врачей, медсестер, социальных работников, психиатров, психологов, работников детских садов и т. д.), что не может не беспокоить этих специалистов.
Такая проблема, как инцест, влечет за собой скорее эмоциональную, чем рационально взвешенную реакцию, так как сам характер насилия является источником бурных переживаний. В условиях такой эмоциональной вовлеченности профессионалам и специалистам трудно оставаться на позиции исследователя. Можно утратить нейтральность и спровоцировать конфликт (непосредственно или на расстоянии) с коллегами, которые, как может показаться, «плохо работают». Образуется треугольник: клиент и психотерапевт в коалиции против учреждений или клиницистов. Этого надо избегать в работе со случаями инцеста.
ИНЦЕСТ И ТЕОРИЯ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ БОУЭНА
Словарь Мерриам Вебстер определяет инцест как «сексуальные отношения между людьми, связанными такой степенью родства, при которой брак запрещен законом». Смит (Smith, 1994) рассматривает инцест как одну из форм сексуального насилия над детьми.
Инцест, подобно шизофрении и отношениям близнецов, является формой эмоционального и физического слияния. Он занимает крайнюю позицию на шкале ин-дивидуация — совместность. Инцест является крайним
выражением универсального человеческого качества — тенденции к слиянию с одним или несколькими членами семьи, желания единения.
На инцест наложено табу, которое, по-видимому, повсеместно нарушается. Исследование этого явления дает уникальную возможность объединить теорию семейных систем Боуэна с другими науками, прежде всего с социо-биологией и антропологией. Инцест является ярким примером генно-культурной коэволюции. Его нельзя свести просто к культурным или индивидуальным различиям, а потому он представляет собой тот полигон, на котором теория семейных систем Боуэна может помочь открыть новые перспективы.
Одним из главных принципов построения семьи как эмоциональной системы, состоящей из многих поколений, является запрет на инцест. Это табу, как мы увидим при рассмотрении антропологических данных, представляет собой основу для нормативного регулирования сил индивидуации и совместности. Запрет на инцест — это первооснова, на которой может происходить физическая и эмоциональная дифференциация в рамках семьи. Нарушение этого запрета может привести к самым разным социальным, психологическим и физическим расстройствам, в том числе и к распаду семьи.
Наконец, феномен инцеста позволяет выявить разницу между теорией Фрейда — основой большинства индивидуально ориентированных теорий поведения — и теорией семейных систем Боуэна. С психоаналитической точки зрения инцест трактуется в терминах бессознательных фантазий-переживаний как эдипов комплекс, возникающий в интрапсихическом мире ребенка. В его центре находится эдипова триада. В противовес этому теория семейных систем Боуэна рассматривает инцест скорее как актуальное, фактическое поведение, которое является реальным, а не воображаемым. В теории Боуэна инцест описывается с помощью взаимосвязанных эмоциональных треугольников внутри эмоционального процесса, охватывающего несколько поколений. Кроме того, теория семейных систем Боуэна объединяет теорию формирования семейной эмоциональной системы с биологической
теорией эволюции. Теория Боуэна основывается на теории развития естественных систем Дарвина и одновременно дополняет и развивает ее положения, применяя их к человеческой семье. Таким образом, если в теории Фрейда основа инцеста рассматривается с точки зрения баланса сил Ид, Эго и Супер-Эго, то в теории семейных систем Боуэна инцест описывается как проявление дисбаланса сил индивидуации и совместности.
Гипотеза, формулируемая с позиции теории семейных систем Боуэна, состоит в том, что инцест — это явление, существующее в природе, которая включает и человека, и животных, и что оно не представляет собой какую-то особенную форму человеческого поведения. Если тщательно исследовать все ветви развития любой семьи, то вполне вероятно, что удастся выявить все вариации человеческого поведения, в том числе инцест.
АНТРОПОЛОГИЯ И ИНЦЕСТ
Здесь мы обсудим работы антропологов Мэрдока (Mur-dock, 1949), Берелсона и Штайнера (Berelson, Steiner, 1964), чтобы на антропологическом материале продемонстрировать универсальность запрета инцеста и универсальность возможности его нарушения.
В своей книге «Социальная структура» Мэрдок утверждает:
«Ни в одном обществе не разрешено или даже не допускается, чтобы отец и дочь, мать и сын или брат и сестра вступали в сексуальные отношения или женились» (Murdock, p. 250).
Этот вывод он делает на основании изучения 250 сообществ. Из-за существующего табу на инцест каждый ребенок вынужден искать будущего супруга или супругу в другой семье. Следствием запрета на инцест является существование родительской семьи и семьи потомства. На основе своих эмпирических данных Мэрдок делает следующие ыводы: (1) на инцест налагается безусловное табу в ядер-ой семье; (2) табу на инцест не распространяется абсо-ютно на всех родственников противоположного пола вне
25 Теория
ядерной семьи; (3) табу на инцест никогда не ограничивается исключительно ядерной семьей; (4) как правило, табу на инцест является менее строгим в отношении родственников, не относящихся к ядерной семье; (5) инцест характеризуется особой эмоциональной интенсивностью и окраской (поскольку он часто наказуем смертной казнью); (6) нарушения табу на инцест отмечены в исследованных сообществах; (7) в пятидесяти шести сообществах допускается брак с двоюродными братьями или сестрами. Инбридинг считается негативным явлением, если рецессивные признаки нежелательны, и позитивным, если рецессивные признаки представляют ценность для сообщества.
Берелсон и Штайнер в своей книге «Человеческое поведение: список научных данных» (Berelson, Steiner, 1964) также подтверждают, что в каждом человеческом сообществе имеется запрет на инцест. Редкие исключения составляют ритуальные разрешения перед охотой или сражением, а также прерогативы королей или священнослужителей.
Берелсон и Штайнер поддерживают точку зрения Боу-эна, что человек находится в том же континууме, что и другие виды животных, и не представляет собой принципиально иную форму жизни. Они отмечают, что запрет на инцест существует у животных, живущих в семьях и социальных группах, а также у животных, созревание которых протекает медленнее. Как правило, эти животные являются более крупными и более умными, продолжительность жизни у них больше, они живут в условиях ядерной семьи.
Берелсон и Штайнер выделяют следующие причины универсальности и строгости табу на инцест. Первая причина — генетическая: убежденность в том, что внутрисемейные сексуальные отношения приводят к появлению неполноценного потомства (в некоторых случаях имеются реальные доказательства этого). Вторая причина — стремление сохранить семью: потребность защитить ядерную и (в меньшей степени) расширенную семью от сильнейшего конфликта, который мог бы возникнуть в результате сексуальной конкуренции, душевных волнений и ревности. Третья причина — стремление к взаимопомощи - связана с первичной потреб-
ностью способствовать развитию прежде всего социальной группы, а не семьи, что обеспечивает себе защиту и материальную поддержку, а также с желанием расширить родственные связи за счет выталкиваемых во внешний мир членов ядерной семьи. (Главным следствием запрета на инцест является ограниченность ядерной семьи, которая обычно включает только два поколения.) Четвертая причина — стремление к социализации и социальной интеграции — связана с желанием сохранить власть родителей над детьми в процессе их воспитания путем четкого разделения родительских и сексуальных ролей и с желанием способствовать адаптации детей к обществу, существующему вне семьи. Пятая причина — ответственность за нарушение запрета на инцест: к табу приучают в раннем возрасте, а его нарушение строго карается.
Если табу на инцест нарушается в ядерной семье, то речь чаще всего идет об отношениях отца и дочери, а не матери и сына. Если говорить о расширенной семье, то в разных сообществах запрет инцеста значительно варьирует в отношении родственников, которые не считаются членами семьи. Запрет не распространяется автоматически на любого родственника. Он простирается за границы кровных уз и больше привязан к родственным связям внутри ядерной семьи (например, относится к тем, кого называют «мать» или «отец»), включающей неродных родителей.
Приведенные выше антропологические данные позволяют сделать следующие важные для теории семейных систем Боуэна выводы:
1. Табу на инцест — это универсальный, закрепленный в культуре механизм, блокирующий возможные негативные генетические, психологические и социологические последствия от процесса инбридинга. Главным следствием запрета инцеста является то, что ядерная семья не может позволить себе жить полностью изолированно. Запрет на инцест предотвращает биологическое разрушение семьи и надежно связывает ядерную семью с расширенной семьей и с более крупными социальными единицами.
25»
Семья, в которой происходит инцест, вымирает, поскольку в ней силы слияния до такой степени преобладают над силами индивидуации, что необходимого для выживания уровня дифференциации достичь уже невозможно.
2. На материале репрезентативной выборки показано, что запрет на инцест повсеместно нарушается. Можно предположить, что нарушение табу на инцест происходит в тех семьях, в которых недиффе-ренцированность, или эмоциональное слияние, сочетается с интенсивными стрессорами из внешней среды, вызывающими постоянную тревогу, а также с непроработанным эмоциональным разрывом между отдельными людьми и/или сегментами ядерных и расширенных семей.
3. Табу на инцест всегда распространяется на ядерную семью, но к расширенной применяется более избирательно.
СОЦИОБИОЛОГИЯ И ИНЦЕСТ
Обратимся к работам Лумсдена и Уилсона «Огонь Прометея» (Lumsden, Wilson, 1984) и Триверса «Социальное развитие» (Trivers, 1985), чтобы проиллюстрировать со-циобиологический подход к пониманию универсального запрета инцеста.
Теоретической основой работы Лумсдена и Уилсона является концепция генно-культурной коэволюции, которую можно вкратце представить следующим образом: «...Основной постулат состоит в том, что некоторые уникальные и удивительные свойства человеческой психики проявляются в тесном взаимодействии генетического развития и истории культуры» (р. 20). В соответствии с тезисом Лумсдена и Уилсона, гены определяют эпигенетические правила развития психики индивида. С этой точки зрения, психика формируется в процессе усвоения определенных аспектов уже существующей культуры. По мнению Лумсдена и Уилсона, «культура заново создается в каждом поколении в результате совокупных решений и инноваций всех членов общества» (р. 117). «...В целом культура созда-
ется и формируется за счет биологических процессов, причем биологические процессы сами при этом меняются в ответ на изменения культуры» (р. 118). Лумсден и Уилсон утверждают также, что цель половых отношений состоит в создании разнообразия: «Первичная роль половых отношений является более сложной, чем просто воспроизводство: она состоит в создании генетического разнообразия у потомства» (р. 28).
Лумсден и Уилсон доказывают, что табу на инцест имеет биологическую основу и влияет на формирование культуры. Они приводят следующий пример: «...Вероятность аутбридинга гораздо более велика, чем инцеста между сестрой и братом, потому что люди, росшие в тесном контакте друг с другом на протяжении первых шести лет жизни, редко вступают в половые отношения между собой» (р. 20). Эти авторы, делающие свои выводы на основе антропологических данных, утверждают, что лишь совсем небольшой процент людей предпочитают иметь сексуальные отношения с братьями или сестрами. Некоторые могут вынашивать тайные мысли или фантазии-желания, касающиеся родных братьев или сестер. Однако «...подавляющее большинство выбирает мужей и жен вне непосредственного семейного окружения» (р. 64).
Согласно Лумсдену и Уилсону, исследование сексуальных предпочтений в израильских киббуцах и тайваньских деревнях показывает, что даже если другие члены общества так или иначе занимают нейтральную или благосклонную позицию по отношению к инцесту между братьями и сестрами, подавляющее большинство молодых людей все-таки автоматически этого избегают. Отвращение основано на глубинных процессах раннего психического развития. Дети, росшие в тесном контакте в течение первых шести лет жизни, достигнув зрелости, не испытывают сексуального влечения друг к другу, независимо от того, являются они близкими родственниками или нет.
Даже если общество каким-то образом снова начнет относиться к инцесту между сестрой и братом как к норме, то, скорее всего, через одно или два поколения в культуре этого общества выработается антагонизм по отношению к этому явлению. В конечном счете, чтобы обосновать
и закрепить отвращение к инцесту, общество включит табу на него в ритуалы и мифы. Словом, генетический контроль возвращает культуру на круги своя. Гены, определяющие наиболее эффективные эпигенетические правила, распространяются по всей популяции от поколения к поколению. Человеческая популяция пришла к таким формам поведения, которые обеспечивают наивысший уровень разнообразия, выживания и репродуктивности. Согласно Лумсдену и Уилсону:
Запрет инцеста очень строг, и его можно обнаружить в самых разных исторических эпохах и обществах. Поэтому вполне резонно предположить, что он имеет генетическую основу. Разумеется, люди продолжают проявлять свободу воли в этом вопросе. Они могут размышлять об инцесте с разной степенью углубленности в этот вопрос (вплоть до рассуждений об эпигенетических правилах и генах), принимая в расчет особые условия своего собственного существования, а затем принимать какие-то решения. Скорее всего, под влиянием эпигенетических правил они придут к выводу о том, что глубокое эмоциональное удовлетворение может быть получено не от инцестуозных связей, а от сексуальных отношений вне семьи (р. 176).
Уилсон описывает, каким образом другие, помимо человека, социальные млекопитающие избегают инцеста и какие механизмы они для этого используют. В работе «Социобиология» (Wilson, 1980) Уилсон выделяет у млекопитающих три типа механизмов, препятствующих инцесту, и приводит следующие примеры:
1) большинство львов покидают родной прайд перед случкой с львицами из другого прайда;
2) когда в небольших семейных группах белоруких гиббонов молодые самцы достигают половой зрелости, их воспитанием занимается отец, а мать отгоняет от них подрастающих самок (р. 38);
3) молодые мыши-самки, выращенные родителями, в дальнейшем предпочитают спариваться с самцами из другого рода, отвергая самцов, похожих на отца (р. 38).
Триверс в работе «Социальная эволюция» (Trivers, 1985) показывает, что умение некоторых животных распознавать родственников служит еще одним механизмом предотвращения инцеста:
Распознавание родственников также может играть важную роль в период спаривания. Особи могут стремиться избегать инбридинга и в то же время подбирать партнера для спаривания таким образом, чтобы избежать чрезмерного аутбридинга, если это приводит к разрушению наборов генов, обеспечивающих адаптацию к местным условиям. По этой причине Патрик Бэйтсон считает, что многие птицы еще в молодом возрасте научаются распознавать, как должна выглядеть молодая особь, которая в будущем войдет в пару. Сама по себе врожденная система распознавания едва могла бы обеспечить способность к тонкому различению особенностей. Однако система научения дает возможность молодой особи запечатлеть внешность своих родителей или родных братьев и сестер, что используется затем в качестве образца, посредством которого возможный брачный партнер воспринимается как животное, сходное с особями, на которых произошло запечатление, но в то же время им не тождественное. Недавно Бэйтсон показал, что японская перепелка, росшая со своими родными братьями и сестрами, позднее предпочитает находиться рядом с двоюродными братьями и сестрами — по сравнению с другими более или менее похожими на них особями — и это положительно коррелирует с ухаживанием» (р. 134-135).
Триверс также считает, что существует тонкий генетический баланс между инбридингом и альтруистическим поведением. Согласно Триверсу (Trivers, 1985), инбридинг до определенного момента поощряется эволюцией, но в дальнейшем он оказывает губительное воздействие на выживание данных видов.
Инбридинг увеличивает степень слитности за счет увеличения числа генеалогических связей между индивидами. Кроме того, у потомства, появившегося
в результате инбридинга, две половины генома частично коррелируют между собой. Это дает расчетное увеличение численности потомства до тех пор, пока инбридинг не приведет к снижению репродуктивного потенциала (р. 143).
В социобиологии инцест и его запрет рассматриваются как явления, основанные на балансе между инбридингом и аутбридингом. Это коррелирует с концепцией семейных систем Боуэна, согласно которой в основе повсеместного запрета инцеста и повсеместного нарушения этого запрета у людей лежат эмоциональные инстинктивные силы ин-дивидуации и совместности. На основе теории Боуэна Три-верс выдвигает гипотезу, что именно баланс этих двух эмоциональных сил, который отражается в уровне адаптации или дифференциации, в совокупности с процессом взаимоотношений отвечает как за повсеместный запрет на вступление в инцестуозные отношения, так и за повсеместное нарушение этого запрета.
КЛИНИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПОДХОД К ИНЦЕСТУ:
РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
С РАЗНЫХ СЕМЕЙНЫХ ПОЗИЦИЙ